Считается ли дружбой связь с неверующими в мирских делах?

Достоверные тексты указывают на то, что мусульманам разрешается иметь отношения с неверующими в мирских делах, например, вести с ними торговлю, сдавать что-либо в аренду им, арендовать что-либо у них, нанимать их на работу и даже просить их о помощи при необходимости, если это носит ограниченный характер и не может навредить исламу и мусульманам. Известно, что «Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, нанял Абдуллаха бин Урейкита как опытного проводника».[ «Сахих аль-Бухари» (2263).]

Кроме того, Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, заложил у иудея свою кольчугу за один саа[ Мера сыпучих тел. – Прим. пер.] ячменя, а Али бин Абу Талиб нанялся на работу к иудейке и вычерпал для нее шестнадцать ведер воды из колодца, получив за каждое ведро по одному высушенному финику. Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, прибегал к помощи иудеев, которые жили в Медине, во время сражений с язычниками и пользовался помощью хузаитов в войне с неверующими курейшитами. Подобные действия не влияют на дружбу и вражду ради Аллаха.

Глава III. Права сподвижников и наши обязанности перед ними

Тема I. Сподвижники и необходимость любви к ним

Кто такие сподвижники?

Сподвижником считается тот, кто встретился с Пророком, саля Ллаху алейхи ва салам, будучи мусульманином, и умер, не отвратившись от веры.

Необходимость любви к сподвижникам

Сподвижники были лучшим поколением среди всего человечества. Будучи Божьими избранниками, они были лучшими среди мусульман после Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, и мы обязаны поддерживать и любить их, быть довольными ими и признавать за ними то высокое место, на которое их поместил Аллах. Любить их является обязанностью каждого мусульманина. Любовь к ним – это религия, вера и близость к Милостивому Аллаху, а ненависть к ним – это неверие и беззаконие. Они были носителями этой религии, и поэтому оскорбление их равносильно оскорблению всей религии. Мы обучились религии у них, поскольку они переняли ее в первозданном виде от посланника Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, и передали ее нам, честно выполнив эту миссию. Они распространили ислам во всех уголках света за менее чем четверть века. Аллах покорил им страны, и в результате их проповедей люди толпами обращались в Его религию.

Из Корана и Сунны следует, что поддерживать и любить сподвижников обязательно, и что это свидетельствует об истинности веры. В Коране об этом сказано: «Верующие мужчины и жен­щины являются помощниками и друзьями друг другу» (ат-Тауба, 71). И если вера сподвижников не вызывает сомнения, более того, если они являются лучшими верующими, что подтверждается свидетельствами Аллаха и Его посланника, то любовь к ним и поддержка их являются признаком веры того, кто питает к ним такие чувства.

К доказательствам из Сунны относится хадис Анаса бин Малика о том, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Любовь к ансарам – это признак веры, а ненависть к ним – это признак лицемерия».[ «Сахих аль-Бухари» (17).]

Текстов на эту тему очень много, и мы не в состоянии перечислить их здесь полностью. Зато здесь уместно отметить то вознаграждение, которое полагается за любовь к сподвижникам в этом мире и в Последней жизни, поскольку это побуждает нас возлюбить их по-настоящему.

Одним из благих плодов любви к ним в этом мире является преуспеяние, успех и победа, поскольку Всевышний сказал: «Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями»

(аль-Маида, 56).

Ибн Касир писал: «Каждый, кто доволен близостью к Аллаху, Его посланнику и верующим, обретет успех и добьется победы как в этом мире, так и в Последней жизни».

А в будущей жизни тот, кто возлюбил сподвижников, будет собран вместе с ними, что подтверждается словами Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, . В хадисе Абдуллаха бин Мас’уда сообщается, что однажды к посланнику Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, пришел мужчина и сказал: «О посланник Аллаха, может ли быть, чтобы человек возлюбил народ, но не смог присоединиться к нему». Он сказал: «Человек будет с теми, кого он возлюбил».[ «Сахих Муслим» (6168).]

Поэтому сподвижники посланника Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, пытались приблизиться к Аллаху посредством своей любви к Абу Бакру и Умару. Они считали это одним из самых прекрасных деяний и возлагали на него большие надежды. Имам аль-Бухари передал хадис Анаса бин Малика о том, что некий мужчина спросил Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, : «Когда наступит Судный час?». Он ответил: «А что ты приготовил для него?» Мужчина сказал: «Ничего, кроме того, что я люблю Аллаха и Его посланника». Тогда Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Ты будешь с теми, кого ты возлюбил». Анас же сказал: «Мы ничему не радовались так, как словам Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, : «Ты будешь с теми, кого ты возлюбил». Я люблю Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, Абу Бакра и Умара, и надеюсь, что благодаря своей любви к ним я буду вместе с ними, хотя я не совершил того, что совершили они».[ «Сахих аль-Бухари» (3688).]

Тема II. Необходимость веры в превосходство и надежность сподвижников и воздержания от обсуждения возникших между ними разногласий в свете шариатских доводов

Наши рекомендации