Мужчина перед женщиной

Жизненный план. Мужчина перед женщиной, как указы­вает Викофф (гл. 14), менее компетентен, чем его супру­га, Женщина позади мужчины. Он знает, что его успех был бы невозможен без вклада его жены или другой жен­щины. Однако он чувствует необходимость делать вид, что его вклад в общее дело значительнее. Даже если он знает, что его жена компетентнее, организованнее и, воз­можно, умнее, он все равно держится за ложь о ее второ­степенной роли. Он пользуется ее компетентностью, но постоянно дает ей понять, что он здесь главный. На по­чтовой бумаге они оба указывают свои имена, но его имя всегда идет первым. Если они вместе написали книгу, ее имя может фигурировать на обложке, но только после его имени. Таинственным образом создается впечатле­ние, что от него исходит замысел, дух, движущая сила их совместного творчества, в то время как она делает меха­ническую работу, имеющую второстепенное значение, так как на этом месте ее могла бы заменить любая умная женщина. Он ощущает вину за узурпацию ее авторского права и не может по-настоящему наслаждаться достиг­нутым успехом, так как знает, что успех по праву при­надлежит ей. Тем не менее сексистские социальные стан­дарты вынуждают его продолжать лгать, даже если ему самому хочется быть равноправным партнером своей супруги.

Антитезис. Он понимает, что способности его партне­ра получили бы большее выражение, если бы они обща­лись и представлялись публике на равных, и это принес­ло бы пользу им обоим. Он получает возможность изба­вься от чувства вины за свою нечестность и стать собой, вместо того чтобы играть Голого короля.

Плейбой

Жизненный план. Он проводит свою жизнь в поиске «со­вершенной» женщины, которой не существует. Плей­бой — мужчина, который пал Жертвой идеального об­раза женщины в СМИ. Рекламный бизнес использует образ совершенного женского тела, чтобы продавать то­вары, и Плейбой покупает все эти вещи. Он верит в ре­альное существование женщин, которых видит в глян­цевых журналах, и переоценивает их, считая их «совер­шеннее» женщин, которых он встречает в жизни. Его восприятие людей двухмерно, как печатная страница или голубой экран, и поэтому его реакция на женщину по­верхностна и обращена исключительно к ее внешности. Он никогда не бывает доволен своей подружкой, потому что играет в «Изъян». Ни одна из них полностью не со­ответствует вымышленному образу, существующему в его голове, и поэтому он идет от одной женщины к дру­гой, никогда не находя того, что он ищет, и никогда не видя женщины, которая в данный момент находится пе­ред ним, потому что она не похожа на женщину с рек­ламной картинки. Когда он встречает девушку, похожую на его мечту, он сажает ее рядом с собой в свой «кадил­лак» или «корвет», чтобы показать ее своим друзьям Плейбоям. Он стыдится, когда его видят с «некрасивой» женщиной, и никогда не выходит в свет с такой, хотя не прочь провести с ней время, когда его никто не видит.

Его партнерши — Искусственные женщины и Непри­влекательные красавицы. Его роман с Искусственной женщиной краток, он бросает ее, когда обнаруживает, что она «пустая». Его отношения с Непривлекательной кра­савицей неудачны и заканчиваются ее уходом. Он может случайно познакомиться с Демонической женщиной, которая обязательно причинит ему вред (например нало­жит заклятие, которое превратит его в «импотента»). Так как СМИ тщательно избегают изображать агрессивных, требовательных женщин, его приводит в замешательство и задевает ее злость. Он тратит огромное количество вре­мени на получение поглаживаний от женщин, которые его привлекают. Он работает, чтобы иметь достаточно денег для того, чтобы проводить свободное время с Ис­кусственными женщинами и Непривлекате-льными кра­савицами. За свои труды он не получает ничего, кроме одежды из секонд-хэнда и длинного списка любовниц.

Контрсценарий. Он находит женщину, которая ему «идеально» подходит. К сожалению, эти отношения ока­зываются недолгими из-за того, что его знания о любви и отношениях ограничены стереотипным представлени­ем, почерпнутым из журналов и кино, и никогда не кон­чаются так, как должны были бы, по его представлению («и они жили долго и счастливо»).

Запреты и предписания:

♦не соглашайся ни на что, кроме лучшего;

♦не отдавай себя.

Мифический герой. Хью Хефнер, Джо Намат, Порфи-рио Рубироза, Дон Жуан.

Игры:

♦«Насилие»;

♦«Изъян»;

♦«Почему бы вам не... — Да, но».

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Тера­певт получает опосредованное удовольствие от его при­ключений и завидует его успеху у женщин. Он соглаша­ется с Плейбоем, что женщин трудно понять, и намекает на свои неудачи в отношениях с ними.

Антитезис. Он осознает, что гонится за неосуществи­мой мечтой. Вначале ему будет трудно увидеть красоту женщин, которых он встречает в жизни, но ему удастся прекратить играть в «Изъян» и начать ценить их ис­тинные достоинства. Он узнаёт, что существует много качеств, которые делают человека привлекательным и понимает, что большинство женщин, которых он зна­ет, красивы. Он включается в длительные близкие от­ношения с женщиной, которая ценит его сексуального озорного Ребенка и разрешает ему дружить с другими женщинами и влюбляться в них.

Простой парень

Жизненный план. В отрочестве он решает (с помощью Чарлза Атласа), что высочайшее проявление мужествен­ности — это занятие спортом. Он отдает спорту все. Его тело превращается в сплошные мускулы. Он не чувству­ет, что он чувствует, и по иронии судьбы, несмотря на то что он столько занимается физическим состоянием сво­его тела, он игнорирует большую его часть. Его сексуаль­ная энергия полностью трансформируется в физическую активность. Вступив в раннюю взрослость, он неожидан­но обнаруживает, что его атлетическая фигура не нравит­ся девушкам и что его занятия спортом стоят на пути не только наслаждения сексом, но и развития качеств, ко­торые женщины ценят в мужчинах. Он бросает спорт и быстро набирает лишний вес. Из-за того что он всегда придавал чрезмерное значение физическому развитию, его интеллект, интуиция и спонтанность не развились. Ровесники и ровесницы считают его тупым. По характе­ру он добр и наивен, и снова и снова он с удивлением обнаруживает, что хорошие парни не выигрывают. Он регулярно посещает спортивные состязания в качестве зрителя и думает о «старых добрых временах», когда он был сильным и спортивным.

Запреты и предписания:

♦не думай;

♦соревнуйся.

Телесный компонент. У него накачанные мускулы, но его тело развито неравномерно (в зависимости от вида спорта, который он избрал). Когда он оставляет занятия спортом, то быстро набирает лишний вес.

Игры:

♦ «Дурачок»;

♦ «Выходной крестьянина»;

♦ «Давай надуем Джо» (в роли Жертвы).

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Тера­певт считает его глупее себя и поэтому не прислушивает­ся к его мнению. Чтобы избежать индивидуальных встреч, он записывает его в терапевтическую группу, а когда тот не приходит, терапевт чувствует облегчение. Терапевт втайне переживает чувство превосходства по отношению к нему и не считает, что ему можно помочь.

Антитезис. Он понимает, что от него ждут глупости и что он сам подыгрывает этому ожиданию. Он решает ис­пользовать своего Взрослого и перестать играть в «Ду­рачка». Он понимает, что спортивные соревнования не приносят ему пользы, и заново знакомится со своим те­лом. Его добрый характер и вера в честную игру помога­ют ему, когда он умеряет их необходимым количеством интуиции и рациональности.

Интеллектуал

Жизненный план. В отрочестве он решает, что наивысшее достижение человека — развитие интеллекта. Он отка­зывается от любой физической деятельности в пользу учебы. Он читает, учит, говорит, пишет, размышляет, мысленно путешествуя по Вселенной, и скоро начинает чувствовать, что его телесная оболочка и его чувства — помеха интеллектуальной деятельности. Он становится стопроцентным Взрослым с неудержимым влечением превращать любое дело в повод для интеллектуальных экзерсисов. Так как общество поощряет развитие интел­лекта, его сценарий вознаграждается «успехом», в ре­зультате чего его убежденность в правильности его жизненного стиля становится еще сильнее. К сожалению, его сценарий не позволяет ему испытывать чувства, особен­но чувство любви, поэтому он ощущает эмоциональную пустоту и его жизнь кажется ему пресной и неполной.

Его отношения распланированы и отрегулированы его Взрослым, но ему не удается ни сохранить, ни развить их. Женщины, с которыми он встречается, жалуются, что он не любит их (хотя ему кажется, что любит) и что он игнорирует их (а этого он вообще не понимает).

Контрсценарий. Он влюбляется, переживает целый шквал эмоций, выпускает наружу своих Ребенка и Роди­теля (вариант: уходит в отпуск и там расслабляется), но его Взрослый недолго остается на втором плане. Со вре­менем «разум берет верх над чувствами», он возвраща­ется к своей рациональной рутине, и его жизнь снова становится черно-белой, прямолинейной и смертельно скучной.

Запреты и предписания:

♦не чувствуй;

♦будь умным;

♦работай головой.

Мифический герой. Альберт Эйнштейн, Бертран Рас­сел, Людвиг Витгенштейн.

Телесный компонент. Самая заметная часть его тела — это голова. Она такая большая, что плечи сгибаются под ее тяжестью. У него впалая грудная клетка, а его дыхание поверхностно, потому что он боится возбудить в себе чув­ства. Он думает о своем теле как об инструменте разума, который является центром его существа.

Игры:

♦«Судебное разбирательство»;

♦«Почему бы вам не... — Да, но»;

♦«Сделай для меня что-нибудь».

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Тера­певт бесконечно анализирует его сознание. Психоаналитический метод идеально подходит для поддержания и развития его сценария. Все «проанализировано и поня­то», но ничего не меняется. Он лежит на кушетке, в его голове жужжит счетно-решающее устройство, его тело вяло лежит рядом, и свободные ассоциации все больше отдаляют одно от другого.

Антитезис. Он понимает с помощью своего Взросло­го, что находится на неверном пути и что его жизнь про­ходит впустую. Он решает попробовать психотерапию, требующую активных действий, и записывается в груп­пу встреч или проходит гештальттерапию или биоэнер­гетическую терапию. Если терапевт поможет ему избе­жать интеллектуализации, он войдет в контакт со свои­ми чувствами и научится следовать им. Он постепенно поймет, что человеку недостаточно одной интеллекту­альной деятельности, начнет использовать свою интуи­цию, своего Заботливого Родителя и Естественного Ре­бенка. Он преодолеет свой страх действия (в отличие от думания и говорения), изменит свое поведение и свои от­ношения.

Женоненавистник

Жизненный план. Наблюдая за своей матерью и тем, как относится к ней отец, он уже в раннем детстве решает, что женщины нехороши. Чаще всего он холостяк, он слу­жит в армии или занимается другой мужской работой. Он вкладывает энергию в занятия (спорт, охота), в ко­торых женщинам нет места и где они определенно яв­ляются существами второго сорта. Он считает женщин слабыми, некомпетентными и гордится тем, что не нуж­дается в них. Для сексуальной разрядки он пользуется услугами проститутки или заводит отношения на одну ночь. Он не уважает женщин и не верит, что с ними мож­но поддерживать длительные отношения. Так как холос­тяки не добиваются большого карьерного успеха в нашем обществе, он, как правило, несчастен. Он живет в захудалой квартирке, с раковиной, полной грязной посуды, и с полом, густо засыпанным окурками. Его кровать вечно не убрана, а по углам паутина. Он много курит и пьет и даже может стать алкоголиком, а его неприязнь к жен­щинам со временем распространяется на детей и вообще всех радостных, творческих людей и их занятия.

Контрсценарий. Он встречает женщину, которая ему нравится. Он даже может на ней жениться, «одомаш­ниться» и наслаждаться кратким периодом любви, забо­ты и тепла. Однако его запреты, наложенные на проявле­ние близости и спонтанности, так сильны, что он не мо­жет ответить на чувства своей жены, поэтому после краткого периода свободного выражения чувств он сно­ва замыкается в себе, что знаменует окончание близких отношений.

Запреты и предписания:

♦не будь близок ни с кем;

♦не доверяй;

♦не расслабляйся.

Мифический герой. Генерал Паттон, Герберт Гувер, Дик Трейси, Одинокий Рейнджер.

Игры:

♦«Ну что, попался, негодяй!»;

♦«Изъян»;

♦«Если бы не они (женщины)».

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Этот мужчина не ходит к терапевтам, и он никогда не обра­тится к психотерапевту-женщине. Он появляется в каби­нете терапевта только по предписанию судьи, босса или (в армии) старшего по званию. Терапевт чаще всего игно­рирует его отвращение к процессу терапии как таковому, и поэтому ему не удается заключить полноценный дого­вор. Он прекращает посещать терапевта, не сдвинувшись с места и на миллиметр, и думает о терапевте как о немужественном или «яйцеголовом» типе.

Антитезис. Для этого типа мужчин антитезис сложен. Он может встретить женщину, которая его полюбит и потребует от него нужных действий в нужное время, пос­ле чего он откроется и начнет наслаждаться жизнью. Он также может построить близкие отношения с другим мужчиной. Однако, так как он ожесточен и не признает ничьей правоты, ему будет трудно измениться.

Наши рекомендации