Поклонении самому праведнику
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по поводу тех, кто строит храмы для поклонения Аллаху на могилах праведников, даже если это делается из добрых побуждений.
2. Запрещение создавать скульптуры и изображения и серьезное предупреждение тем, кто занимается созданием подобных предметов.
3. Полезный урок в наставлении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по этому поводу, который сначала разъяснил это своим сподвижникам, затем за пять дней до смерти сказал то, что изложено ниже, и даже будучи при смерти не довольствовался тем, что сделал ранее.
4. Его запрещение делать что-либо подобное на его могиле, когда ее еще не было.
5. Подобные действия, то есть возведение храмов на могилах пророков, являются обычаями иудеев и христиан.
6. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял их за это.
7. Тем самым он хотел предупредить нас в отношении своей могилы.
8. Причина захоронения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в закрытом месте.
9. Причина этого заключается в опасности превращения его могилы в мечеть.
10. Он, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул превращающих могилы в храмы для поклонения наряду с теми, кто совершает ширк и будет застигнут Концом мира, будучи живым. Он указал на путь, ведущий к ширку, еще до его появления, а также показал его конечный исход.
11. В своей проповеди за пять дней до смерти Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опроверг взгляды двух общин, члены которых являются злейшими еретиками. Некоторые ученые даже исключили их из 72 мусульманских общин. Речь идет о джахмитах и рафидитах. Именно из-за рафидитов среди мусульман возродился ширк и поклонение могилам, на которых они первыми начали возводить мечети.
12. Предсмертные муки Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
13. Оказанная ему высокая честь быть возлюбленным Аллаха.
14. Разъяснение того, что это больше, чем просто любовь.
15. Указание на то, что Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, является наилучшим из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Аиши о том, что Умм Салама рассказала посланнику Аллаха, его Аллах и приветствует, о церкви, которую она видела в Эфиопии и об иконах, которые в ней были. Он сказал:
Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем его изображения. Это наихудшие из творений Аллаха.(Передали аль-Бухари 1/438 и 444, 3/167, 7/145, Муслим (528), ан-Насаи от Умм Саламы). Они одновременно творят две смуты: смуту на могилах и смуту изображений*.
Аль-Бухари и Муслим передали также следующий ее рассказ:
«Когда посланник Аллаха находился в предсмертной агонии, он натянул на лицо свою рубаху, а когда это стало мучить его, он снял ее. И он сказал именно так: Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!Он предостерегал нас об опасности того, что они сделали. Если бы не его слова, то его похоронили бы на открытом месте. Однако этого не случилось, поскольку существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть». (Передали аль-Бухари 1/444, 6/359, 8/108 и 10/234, Муслим (531) от Аиши и Ибн Аббаса).
Муслим передал хадис Джундаба ибн Абдуллы, который рассказывал:
«Я слышал, как Пророк сказал за пять дней до своей смерти: Я чист пред Аллахом в том, что у меня не было возлюбленного среди вас. Аллах сделал меня Своим возлюбленным, так же, как Он сделал Своим возлюбленным Ибрахима**. Если же бы мне пришлось выбрать возлюбленного из моей общины, то я выбрал бы Абу Бакра. Поистине, те, кто были до вас, превращали могилы своих пророков в храмы. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это».(Муслим [532]).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил подобное в конце своей жизни и даже проклял тех, кто делал это, о чем свидетельствует приведенный выше хадис.
К запрещенным действиям относится и совершение Намаза на могилах, даже если храм не был возведен. В этом заключается смысл слов Аиши о том, что «существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть». Конечно же, сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были далеки от того, чтобы построить мечеть на его могиле; дело в том, что любое место, предназначенное для совершения Намазов, является мечетью, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ,..была сделана мне земля мечетью и чистой***.(Аль-Бухари 1/369, 370 и 444, Муслим (521) от Джабира ибн Абдуллы).
Ахмад приводит с хорошим иснадом следующий хадис Ибн Масуда от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Наихудшими из людей являются те, кого застигнет Час живыми, и которые превращают могилы в мечети.Этот хадис привел также Абу Хатим в «ас-Сахихе» (Ахмад 1/435, Ибн Хиббан (340) назвал его достоверным).
*Это слова шейх-уль-Ислама Ибн Теймийи. Он сказал: «Причина, по которой Законодатель запретил воздвигать мечети на могилах, заключается в том, что именно из-за этого многие общины погрязли в великом и ином ширке. Души людей впадают в ширк из-за изображений, которые они считают талисманами планет и др. Однако приобщать к Аллаху могилу человека, будучи убежденным в его праведности, ближе для души, чем приобщать к Нему кусок дерева или камня. Поэтому вы можете увидеть, как мушрики унижаются у могил, боятся, смиряются, поклоняются от чистого сердца так, как не делают этого в домах Аллаха. Среди них есть и такие, кто совершает им земные поклоны. Большинство же их надеется на благословение Намаза и мольбы у могил, которого они не ожидают в мечетях. Из-за подобных пороков Пророк и отрезал дорогу к этому. Он категорически запретил совершать Намаз на кладбище, даже если молящийся не намеревается получить от этого места благословения, как намереваются получить благословение в мечети. Он даже запретил совершать Намаз во время восхода и захода солнца, поскольку в это время мушрики молятся Солнцу. Это — закрытие дверей для прегрешения. Если же человек, совершая Намаз у могил, намеревается получить благословение от этого места, то это является отклонением от дороги Аллаха и Его посланника, противоречит Его религии и является ересью, которую запретил Аллах».
**Необходимо отметить, что слово «любовь» в арабском языке выражается по крайней мере двумя словами: «махабба» и «хилля». Ибн аль-Каййим по поводу этого хадиса сказал: «Некоторые ошибочно предполагают, что махабба совершеннее, чем хилля, и что Ибрахим — возлюбленный Аллаха (Халилулла), а Мухаммад — любимец Аллаха (Хабибулла). Это — следствие их невежества, так как махабба — общее понятие, а хилля — частное, что является высшей степенью махабба. Пророк сообщил, что Аллах избрал его Своим возлюбленным, и заявил о том, что у него нет возлюбленных, кроме Господа. Однако вместе с тем он сообщил о своей любви к Аише, к ее отцу, к Умару ибн аль-Хаттабу, к Муазу ибн Джабалю и Другим, да будет доволен ими Аллах. Сам Аллах же любит кающихся, очищающихся, терпеливых, однако высшая любовь (хилля) Аллаха обращена лишь к двум Его возлюбленным».
***Абу Саид аль-Худри передал слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Вся земля является мечетью, кроме кладбищ и бань (Ахмад 3/83 и 96, Абу Дауд (492), ат-Тирмизи (318), Ибн Маджа (745); достоверный хадис). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил совершать Намаз на кладбище не из-за его оскверненности, а из-за скверны ширка, путь к которому лежит через поклонение у могил.
Глава 21