Упражнение №3. «Веселая компания»
Классный час «Толерантная личность»
(воспитание толерантности: приемы для групповой работы)
«Прийти вместе – это начало,
остаться вместе – это развитие,
работать вместе – это успех»
Г.Форд
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди»
Б. Шоу
Цели:
1. Улучшение психологического климата в классе.
2. Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
3. Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.
4. Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.
Задачи:
1. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.
2. Развить навыки социального поведения.
3. Выработать принципы толерантного поведения. .
Художественное оформление кабинета:
1) На доске - плакат- схема:
2) На стенде - дерево толерантности.
3) На стенде - определение толерантности.
«Толерантность» - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
4) На экране компьютера – слайды, которыми сопровождается классный час.
Cлайд:
Термин «Толерантность» на разных языках:
французский - отношение, при котором допускается, что другие могут действовать или думать иначе, нежели ты сам;
испанский - способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;
английский - готовность быть терпимым, снисходительным;
китайский - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
арабский - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
русский - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы для обсуждения:
· Какое определение вам импонирует более всего?
· Что объединяет эти определения?
· Почему толерантность так актуальна в настоящее время?
Ведущий:
Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Давайте лучше познакомимся со значением этого слова. Смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг - друга-это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
«Молитва о встрече».
Ведущий:
Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.
Упражнение №1 «Сходства и различия».
На слайде слово «ЛЮДИ» делится на две половины «СХОДСТВА» и «РАЗЛИЧИЯ». Ученики называют и записывают сходства и различия людей.
Вопросы для обсуждения (открытые):
· Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
· Национальность влияет на взаимоотношения людей?
· Какие религии вы знаете?
· Разные вероисповедания объединяют или разобщают людей?
· Как общаются между собой пожилые и молодые люди?
· Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
Упражнение №2:
Участники делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.
Вывод:
В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности.
Упражнение №3. «Веселая компания».
Детям предлагается за 30 секунд объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т.д. или упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…». У ведущего нет стула, он предлагает поменяться местами тем участникам, которые «утром позавтракали», «у кого длинные волосы», «кто получил сегодня пятерку» и т.п. Цель ведущего - занять освободившийся стул. Участник оставшийся без стула становится ведущим.
Вывод:
Все мы разные, что-то разъединят нас, а что-то обязательно объединяет.