Спасение от наших мыслеформ
Сейчас я говорю для стремящихся, которые благодаря сосредоточению и медитации обретают могущество в мышлении. Я говорю для мыслителей мира, которые благодаря своему однонаправленному устремлению и преданности бизнесу, науке, религии или другим видам человеческой деятельности сориентировали свой ум (не эмоции, а ментальность), постоянно действуя в каком-либо одном направлении, которое в широком смысле является частью божественной активности.
Именно здесь, при использовании мышления, и проявляются различия между Черной и Белой магией. Эгоизм, безжалостность, ненависть и жестокость характеризуют работника в ментальной субстанции, мотивы которого в продолжение многих жизней сосредоточены на возвеличивании самого себя, сфокусированы на приобретении личной собственности и направлены исключительно на получение удовольствий и удовлетворение желаний, невзирая на то, как это скажется на других. Таких людей, к счастью, мало, но скатиться на такую позицию очень легко, и многим нужно остерегаться, чтобы не искуситься и не ступить на путь, ведущий к материальности.
Постепенный неуклонный рост группового сознания и ответственности, обуздание желаний личностного «я» и проявление 482] духа любви характеризует тех, кто ориентирован на достижение жизненной стороны божественного Целого. Можно сказать, что человеческие существа делятся на три главные группы:
1. Огромное большинство ни хороших, ни плохих, а просто немыслящих людей, полностью зависящих от эволюционной волны и работающих над развитием полного самосознания и необходимой оснащенности.
2. Небольшое, совсем небольшое число тех, кто явно и сознательно работает на стороне материальных сил, или (если вы предпочитаете такое выражение) на стороне зла. Они могущественны на физическом плане, но их власть временна, не вечна. Закон Вселенной, который есть Закон Любви, неизменно против них, а из кажущегося зла возникнет добро.
3. Довольно большое число тех, кто являются пионерами в царстве Души, выразителями идей Нового века и хранителями того аспекта Вневременной Мудрости, который скоро откроется роду человеческому. Эта группа представлена бескорыстными интеллектуально развитыми мужчинами и женщинами в любой области человеческого устремления, стремящимися и учениками, посвященными, издающими ноту для разных групп и типов людей, и самой Оккультной Иерархией. Влияние этого отряда мистиков и знающих колоссально, и в настоящее время появляется такая благоприятная возможность работать в сотрудничестве с ними, какой не было никогда в истории расы.
Первая группа пока не мыслит; две остальные группы начинают мыслить и применять законы мышления. Именно к использованию мышления стремящимися я и хочу перейти. Многое о 483] мышлении объясняется в «Трактате о Космическом Огне», однако я намерен изложить некоторые практические идеи и соображения, которые помогут среднему стремящемуся работать как должно.
Прежде всего будем помнить, что ни один стремящийся, каким бы искренним и преданным он ни был, не свободен от ошибок. Будь он свободен от них, он был бы адептом. Все стремящиеся все еще эгоистичны, все еще склонны к гневу и раздражительности, все еще подвержены депрессии, а иногда даже способны испытывать чувство ненависти. Подчас гнев и ненависть могут вспыхивать по так называемым праведным поводам. Несправедливость со стороны других, жестокость к человеческим существам и животным, ненависть и порочность своих собратьев вызывают у них соответствующие реакции, принося им большие страдания и замедляя их развитие. Всегда помните одно. Если стремящийся возбуждает в своем товарище ненависть, если он вызывает в нем гнев и встречается с неприязнью и антагонизмом, то это потому, что сам он не вполне безобиден; в нем еще сохраняются семена беспокойства, потому что по закону природы мы получаем то, что даем, и вызываем реакции, соответствующие нашей активности и физической, и эмоциональной, и ментальной.
Есть определенные типы людей, не подпадающие под эту категорию. Если человек достиг стадии высокого посвящения, то дело обстоит по-другому. Идеи-зародыши, которые он пытается сообщить, работа, которую он уполномочен совершить, пионерское начинание, которое он старается продвинуть, могут вызвать – и часто вызывают – со стороны тех, кто не воспринимает красоту его мотива и правоту провозглашаемой им истины, ненависть и ярость, которые доставляют ему много тревог и за которые он не несет личной ответственности. Этот антагонизм исходит от реакционеров и фанатиков расы, и следует помнить, что он совершенно не относится к его личности, даже если и сфокусирован на нем как на представителе идеи. Однако я имею дело не с этими высокими душами, а с изучающими Вневременную Мудрость, которые начинают понимать не только то, что они редко мыслят, но и то, что когда они мыслят, то делают это часто 484]неправильно, поскольку побуждаются к мыслительной активности реакциями, гнездящимися в их низшей природе и основанными на эгоизме и нехватке любви.
Есть три урока, которые необходимо усвоить каждому стремящемуся:
Первый: любая выстраиваемая им мыслеформа строится под импульсом какой-либо эмоции или желания; в более редких случаях она может строиться в свете просветления и, следовательно, воплощать интуитивный проблеск. Однако у большинства мотивирующим импульсом, втягивающим умственное вещество в активность, является эмоциональный импульс, сильное желание, доброе или злое, эгоистическое или бескорыстное.
Второй: сконструированная таким образом мыслеформа либо остается в его собственной ауре, либо находит себе путь к искомой цели. В первом случае она составляет часть плотной стены мыслеформ, обволакивающих его и образующих его ментальную ауру, и возрастает в силе настолько, насколько он уделяет ей внимание, пока не принимает такие размеры, что заслоняет ему реальность, или же набирает такой динамизм и мощь, что он становится жертвой того, что построил. Мыслеформа становится могущественнее своего создателя, так что он становится одержимым собственными идеями и управляется собственным творением. Во втором случае его мыслеформа находит себе путь в ментальную ауру другого человеческого существа или в какую-нибудь группу. В ней имеем зародыш злой магической работы и обретения власти могучим умом над более слабым. Если мыслеформа находит себе путь в какую-нибудь группу, с ней объединяются аналогичные легко поддающиеся воздействию формы (находящиеся в ауре группы), имеющие ту же скорость или величину вибрации. Тогда с групповой аурой происходит то же, что и с индивидуальным кольцом-не-преступи, – вокруг группы выстраивается преграждающая стена мыслеформ или она становится одержимой какой-то идеей. В этом ключ к любому сектантству, любому фанатизму и некоторым видам безумия, как группового, так и индивидуального.
485]Третий: за создателем мыслеформы (в данном случае стремящимся) остается ответственность. Форма остается связанной с ним его живым замыслом, поэтому карма результатов, а также окончательная работа разрушения выстроенного, должны принадлежать ему. Это верно для любой воплощенной идеи, хорошей или плохой. Создатель мыслеформы ответственен за работу своего создания. Учителю Иисусу, например, до сих пор приходится иметь дело с мыслеформами, которые мы называем христианской церковью, и ему еще многое нужно сделать. У Христа и Будды осталась еще кое-какая завершающая работа, хотя не столько с формами, воплощающими провозглашенные Ими принципы, сколько с душами, развившимися благодаря приложению этих принципов.
У стремящегося же, который пока только учится мыслить, проблема другая. Он еще склонен пользоваться материей мысли для воплощения своего ошибочного понимания реальных идей; он еще склонен выражать свои симпатии и антипатии с помощью силы мышления; он еще не прочь употребить умственное вещество для осуществления своих личностных желаний. Это подтвердит каждый честный стремящийся.
Многие из вас испытывают беспокойство относительно того, как правильно сдерживать свои мысли и ограждать от распространения сформулированные идеи. Некоторые мысли представляют собой идеи, облеченные в ментальную материю и пребывающие на плане мыслительной материи. Таковы абстрактные концепции и едва воспринимаемые умом мыслителя факты внутренней оккультной или мистической жизни. Их не так трудно удержать, так как их вибрации настолько высоки и легки, что лишь несколько человек способны адекватно облечь их в ментальную материю, – этих людей так мало, что риск немудрого распространения таких сведений невелик.
Кроме того, имеются сообщения, связанные с оккультным обучением. Круг тех, кто их воспринимает, понемногу расширяется, 486]и такие мыслеформы зачастую присоединяют к себе астральную материю сокровенного желания учащегося, который хочет их проверить, подтвердить и поделиться ими с группой, жаждущей этого знания так же, как и он сам. Иногда это возможно, а иногда и нет. Если это не желательно или запрещено, каков тогда способ защиты? В основном не позволять материи астрального плана «облепить» ментальную мыслеформу. Постарайтесь удержать эту материю на уровне желания, не дайте этому типу материи выразиться. Когда нет желания рассказать, а есть стремление предохранить ядро от налипания подобного материала, выстраивается другая мыслеформа, которая захватывает инициативу и защищает.
И еще есть вид мыслеформ, – самый распространенный и вызывающий наибольшую озабоченность. Это информация, подробности, новости (если вы так предпочитаете их называть), все то, что может превратиться в сплетни, затрагивающие либо вашу работу, либо других людей. Как предохранить свой ум от передачи другим подобных фактов? Такие факты имеют свое начало в событиях физического плана, – в этом и заключается трудность. Внутренние факты оккультной жизни и те, что зарождаются на ментальном плане, не так трудно скрыть. Вы не сможете их узнать, пока ваши вибрации не станут достаточно высоки; в таком случае, как правило, уже имеются достаточно ровный характер и мудрость. Но не так обстоит дело с фактами физического плана. Что нужно сделать? В первом случае мысли спускаются сверху; эти же исходят от физического плана и усиливаются тем, что их знают многие, часто немудрые, люди. В первом случае мысли зарождаются на ментальном плане, и лишь высокий ум способен их сформулировать и с геометрической точностью облечь в материю; такой ум обычно обладает мудростью, которая отказывает им в одежде из материи астрального плана. С фактом физического плана ситуация иная. Это жизненная сущность, обтянутая 487]материей астрального плана, а также ментального плана, когда с ней впервые соприкасаешься. Будете ли вы насыщать ее жизнью или же остановите ее? Остановите ее потоком, волной любви к затронутому лицу, которая охватит мыслеформу и отошлет назад, к породившему ее, на гребне волны материи астрального плана, достаточно сильной, чтобы ее смыть и унести, может быть, раздробляя, но, несомненно, возвращая отправителю безвредной. Возможно, это злая информация, ложь или сплетня. Обесточьте ее любовью, разбейте ее на куски могуществом направленной навстречу мыслеформы мира и гармонии.
А если факт этот является правдой, каким-нибудь печальным или неприятным происшествием или проступком оступившегося брата, что делать в этом случае? Правду нельзя обесточить или раздробить. Здесь вам поможет Закон Абсорбции. Абсорбируйте в свое сердце мыслеформу, с которой вы столкнулись, и трансмутируйте ее там алхимией любви. Хочу привести практический пример, так как тема очень важная.
Брат приходит к вам и сообщает факт о другом брате – факт, заключающий в себе то, что мир назвал бы плохим поступком со стороны этого брата. Вы, знающий гораздо больше, чем средний человек, понимаете, что этот так называемый плохой поступок может быть всего лишь отработкой кармы или иметь в основе неверно истолкованный благой мотив. Вы не поддерживаете этот разговор, вы не передаете информацию дальше, – что касается вас, то мыслеформа, выстроенная вокруг этого факта, забредает в то, что вы называете тупиком.
Что вы делаете потом? Вы создаете встречный поток мыслей, который (на волне любви) высылаете своему очевидно заблуждающемуся брату, – это мысли доброго сочувствия, мужества и устремленности, пожелание мудро извлечь урок из проступка, который он совершил. Пользуйтесь не силой, так как сильным мыслителям не пристало давить на другие умы, а только мягким 488]потоком мудрой преображающей любви. Итак, в нашем распоряжении три не строго оккультных метода, так как оккультные будут сообщены позднее, а таких, которые пригодны для многих.
1. Мыслеформа удерживается на ментальных уровнях, то есть лишается материи астрального плана.
2. Мыслеформа разбивается и раздробляется верно направленным потоком любви-силы.
3. Мыслеформа абсорбируется и формулируется встречная мысль, наполненная мудрой любовью.
Удерживание – Раздробление – Абсорбирование.
Имеются три основных наказания за неправильное употребление субстанции мысли, – от них стремящийся должен научиться спасаться, избегая соответствующих действий; в конечном итоге, это сделает ненужным процесс спасения.
1. Могучая мыслеформа может действовать наподобие бумеранга. Она способна возвращаться с увеличенной скоростью к тому, кто послал ее исполнять свою миссию. Сильная ненависть, облеченная в ментальную материю, может вернуться к своему создателю, зарядившись энергией ненавидимого лица, и произвести разрушения в жизни стремящегося. Не испытывайте ненависть, так как ненависть всегда возвращается туда, откуда пришла. Есть истинная глубина в древнем афоризме: «Проклятия, как куры, всегда возвращаются на свой насест».
Могучее желание материального приобретения в конце концов возвращается, неизбежно принося с собой то, что желалось, но лишь затем, чтобы в большинстве случаев обнаружилось, что стремящийся больше не жаждет обладания, но считает его бременем, или уже к тому времени имеет больше, чем нужно, пресыщен и не знает, что делать со всем, что он приобрел.
Могучая мыслеформа, воплощающая стремление к духовному просветлению или к признанию со стороны Учителя, может вызвать такой прилив света, что он ослепит стремящегося и сделает его обладателем такого притока духовной энергии, к какому 489]он не готов и каким не сумеет воспользоваться. Кроме того, такая мыслеформа может привлечь к стремящемуся мыслеформу одного из Великих и тем самым глубже втянуть его в мир иллюзии и астральности. Отсюда необходимость смирения, стремления служить и вытекающих из него самозабвения и бескорыстия, если хочется строить правильно, по-настоящему. Таков закон.
2. Мыслеформа может действовать как отравляющий агент, отравляя все ростки жизни. Она может не обладать достаточной силой, чтобы покинуть ауру своего создателя (очень немногие мыслеформы на это способны), может сделать своей целью другую ауру, набраться там силы и вернуться в исходное место, но она может обладать и собственной жизненностью, которая способна опустошить жизнь стремящегося. Яростная неприязнь, грызущее беспокойство, подозрительность, постоянная тревога и жажда чего-то или кого-то могут оказаться такими разрушительными и ядовитыми, что вся жизнь будет испорчена и служение окажется тщетным. Вся жизнь наполнится горечью и обесточится проявлениями беспокойства, ненависти или желания. Все отношения с другими людьми окажутся также бесполезными и даже вредными, так как обеспокоенный или подозрительный стремящийся травит круг своих домашних или группу друзей своим внутренним ядовитым настроем, находясь под влиянием какой-либо идеи. Его связь с собственной душой и контакт с миром духовных идей прекращаются, поскольку он не в состоянии пройти дальше, – яд в его ментальной системе удерживает его. Его видение искажается, его природа разъедается, и все его отношения нарушаются теми изнуряющими, изводящими мыслями, которые он сам же воплотил в форму и которые обладают такой мощью, что способны его отравить. Он не может от них избавиться, как бы он ни старался и как бы ясно ни видел (теоретически) причину своего недуга. Это самая распространенная форма препятствия, поскольку она гнездится в эгоистичной личностной жизни и подчас настолько текуча, что практически не поддается прямому воздействию.
490]3. Третья опасность, которой должен остерегаться стремящийся, – это стать одержимым собственными воплощаемыми идеями, будь они временно правильными или же в принципе неверными. Не забывайте, что все правильные идеи временны по природе и должны, в конце концов, занять свое место как частично правильные, уступив место большей истине. Сегодняшняя истина завтра видится как часть большей истины. Человек может так ясно уловить некоторые из меньших принципов Вневременной Мудрости и быть настолько убежден в их правильности, что большее целое упускается, и он выстраивает вокруг увиденной частичной правды мыслеформу, которая может стать ограничением, сделать его узником и затормозить его прогресс. Он настолько уверен в своей правоте, что не в состоянии увидеть ничью другую правду. Он настолько может быть убежден в реальности собственного проявленного представления о том, что такое истина, что забывает об ограниченности своего мозга, о том, что истина стала ему известна через его собственную душу и, следовательно, окрашена его Лучом и встроена в форму его же личностным разделяющим умом. Он живет только ради этой малой правды; он не видит никакой другой; он навязывает свою мыслеформу другим людям; он становится одержимым фанатиком и потому ментально неуравновешенным, даже если мир считает его святым.
Как человеку защитить себя от этих опасностей? Как научиться строить правильно? Как сохранить то равновесие, что позволяет видеть верно, судить правильно и тем самым поддерживать ментальный контакт со своей душой и душами своих собратьев?
Первое и главное – непрестанно практикуя Непричинение Вреда. Это включает непричинение вреда речью, мыслью и, следовательно, действием. Это позитивное непричинение вреда, подразумевающее непрерывную деятельность и бдительность; это не податливая негативная терпимость.
Второе – ежедневно охраняя двери мышления и постоянно контролируя мыслительную жизнь, пресекая размышления в определенных нежелательных направлениях. Некоторые старые привычки мышления будут вытесняться конструктивным творческим 491]мышлением; некоторые предвзятые идеи (отметьте эзотерическую ценность этой фразы) будут отодвигаться на задний план, чтобы могли просматриваться новые горизонты и могли появиться новые идеи. Это подразумевает ежедневную, ежечасную бдительность, но лишь до той поры, пока не будут преодолены старые привычки и не установится новый ритм. Тогда стремящийся обнаруживает, что его ум настолько сфокусирован на новых духовных идеях, что старым мыслеформам более не удается захватить внимание, – и они умирают от истощения. Эта мысль придает силы. Первые три года работы – самые трудные. После этого умом овладевают идеи, а не мыслеформы.
Третье – отказываясь от жизни в собственном мыслительном мире и входя в мир идей и поток человеческих мыслительных течений. Мир идей – это мир души и высшего ума. Поток человеческих мыслей и мнений – это поток общественного сознания и низшего ума. Стремящийся должен научиться функционируя в обоих мирах оставаться свободным. Особо это отметьте. Смысл не в том, что он должен функционировать свободно, что больше подразумевает легкость функционирования, но в том, что он должен функционировать как свободный агент в обоих мирах. Благодаря постоянной ежедневной медитации он учится этому в мире души. Благодаря разнообразному чтению и сочувственному интересу и пониманию он делает это в мире людей.
Четвертое – он должен научиться отделять себя от собственных мыслеформ и позволять им свободно осуществлять тот замысел, ради которого он их сознательно создал. Четвертый процесс делится на две части.
1. В результате употребления мистической фразы он отсекает связь, которая удерживает воплощенную идею в его мыслительной ауре.
2. Благодаря отделению своего ума от идеи, после того как он послал ее исполнять свою миссию, он усваивает урок «Бхагавад Гиты» и «работает без привязанности».
Оба пункта будут меняться в зависимости от роста и статуса 492]стремящегося. Каждому придется сформулировать для себя собственную «отсекающую фразу» и каждому придется одному, без всякой помощи, научиться отводить взгляд от трех миров, в которых он действует, в попытке продвинуть свою идею или работу, которая должна быть исполнена. Ему придется научиться удалять свое внимание от выстроенной им мыслеформы, в которой воплощена эта идея, зная, что, поскольку он живет как душа и поскольку через него изливается духовная энергия, значит, его мыслеформа выразит духовную идею и исполнит свою работу. Мыслеформа поддерживается жизнью души, а не личностным желанием. Осязаемые результаты всегда зависят от силы духовного импульса, оживотворяющего идею, которая воплощена в его мыслеформе. Его работа происходит в мире идей, а не в мире физических результатов. Физические аспекты автоматически откликаются на духовный импульс.
СПАСЕНИЕ ОТ СМЕРТИ
Мы подошли ко второму пункту исследования заключительных слов Правила XI. Мы разобрали способы спасения от опасностей, сопутствующих созданию мыслеформ человеком, который научился или учится творить на ментальном плане. Многое можно было бы сказать о неспособности большинства учащихся мыслить ясно. Ясное мышление подразумевает способность отмежевываться, хотя бы временно, от любых реакций и действий эмоциональной природы. Пока астральное тело находится в состоянии беспокойного движения и его настроения и чувства, желания и эмоции достаточно сильны, чтобы привлекать внимание, положительные, чистые мыслительные процессы невозможны. Пока не наступит время более широкого признания значения сосредоточения и медитации, и пока природа ума с его видоизменениями не будет повсеместно осмыслена, любое дальнейшее учение об этом предмете будет бесполезным.
493]В данных инструкциях я пытаюсь наметить первые шаги в эзотерической психологии и обсуждаю, главным образом, природу и способ тренировки астрального тела. Позднее, в этом столетии, психология ума, его природа и видоизменения могут быть обсуждены более подробно. Но пока для этого не время.
Теперь наша тема – это спасение, или избавление, от телесной природы благодаря процессу смерти.
Два момента надлежит усвоить при изучении средств этого спасения:
Во-первых, под телесной природой я имею в виду интегрированную личность, или оснащенность физическим телом, жизненным, или эфирным, проводником, материей (или способом существования) природы желания и умственным веществом. Они образуют оболочки, или внешние формы, воплощенной души. Аспект сознания фокусируется иногда в оболочках, иногда в душе, то есть отождествляется или с формой, или с душой. Средний человек работает с легкостью и самосознанием в физическом и астральном телах. Интеллектуальный высокоразвитый человек добавляет к этим двум способностям сознательный контроль со стороны своего ментального аппарата, хотя лишь в некоторых его аспектах, таких как способность к запоминанию и к анализу. Иногда ему даже удается объединить эти три тела в сознательно функционирующую личность. Стремящийся начинает кое-что понимать в жизненном принципе, оживотворяющем личность, тогда как ученик использует все три, потому что он скоординировал, или выровнял, между собой душу, ум и мозг и, следовательно, начинает работать со своим субъективным аппаратом, или энергетическими аспектами.
Во-вторых, это спасение достигается благодаря правильному пониманию того таинственного переживания, которое мы называем смертью. Это и есть наша тема, и она настолько обширна, что я могу лишь обозначить некоторые направления для размышления стремящегося, и изложить некоторые данные, которые он сможет позднее уточнить. К тому же, мы ограничимся смертью физического тела.
494]Прежде всего, определим тот таинственный процесс, которому подвержены все формы и который для большинства представляется устрашающим концом – устрашающим, потому что непонятным.Ум человека настолько мало развит, что страх неведомого, ужас перед незнакомым и привязанность к форме приводят к тому, что одно из самых благодатных событий в жизненном цикле воплощенного Сына Божьего рассматривается как нечто, чего следует избегать и откладывать как можно дольше.
Смерть, если бы мы только могли это осознать, есть одно из тех действий, которое мы переживали на собственном опыте очень часто. Мы умирали много раз и будем умирать снова и снова. Смерть – это, в сущности, вопрос состояния сознания. Мы сознаем себя сейчас на физическом плане, а мигом позже удаляемся на другой план и там активно сознательны. Пока наше сознание отождествлено с аспектом формы, смерть полна для нас своего древнего ужаса. А как только мы осознаем себя душами и обнаруживаем, что способны по своей воле фокусировать сознание, или чувство осведомленности, в любой форме, на любом плане, в любом направлении в пределах формы Бога, мы более не знаем смерти.
Смерть для среднего человека – это катастрофический конец, подразумевающий прекращение всех человеческих отношений, завершение всякой физической деятельности, расставание со всеми проявлениями любви и привязанности и внушающий страх переход (вынужденный и вызывающий протест) в неведомое. Это похоже на уход из освещенной, теплой, приятной и знакомой комнаты, где собрались наши любимые, в холодную темную ночь, когда уходишь один, объятый ужасом, в надежде на лучшее, но не уверенный ни в чем.
Однако людям свойственно не замечать, что каждую ночь во время сна мы умираем для физического плана и живем и функционируем в другом месте. Они забывают, что уже обладают способностью покидать физическое тело; поскольку они пока не могут 495]привносить в сознание физического мозга воспоминание о таком выходе и последующем периоде активной жизни, им не приходит в голову соотнести смерть со сном. Смерть, в конечном счете, есть лишь больший перерыв в жизни функционирования на физическом плане; человек всего лишь «выходит» на больший срок. Но процессы засыпания и умирания идентичны, с той только разницей, что во время сна магнетическая нить, или поток энергии, по которому поступает жизненная сила, сохраняется в целости и является путем возвращения в тело. Во время смерти эта жизненная нить разрывается, или отсекается. Когда это произошло, сознательная сущность не может возвратиться в плотное физическое тело, и последнее, лишенное связующего принципа, начинает разлагаться.
Следует помнить, что замысел и воля души, духовная решимость быть и делать, использует нить души, сутратму, жизненный поток как средство выражения в форме. Этот жизненный поток дифференцируется на два потока, или две нити, когда доходит до тела и «закрепляется», если можно так выразиться, в двух точках тела. Это символ дифференциации Атмы, или Духа, на два свои отражения: душу и тело. Душа, или аспект сознания, то, что делает человеческое существо рациональной, мыслящей сущностью, «закрепляется» одним аспектом нити души к своей «опоре» в мозгу – в районе шишковидной железы. Другой аспект жизни, оживляющий каждый атом тела и являющийся связующим, или интегрирующим началом, входит в сердце и в нем фокусируется, или «закрепляется». Из этих двух точек Духовный человек старается контролировать свой механизм. Так появляется возможность функционировать на физическом плане, и объективное существование становится временным способом выражения. Душа, восседая в мозгу, делает человека интеллектуальной рациональной сущностью, самосознательной и самонаправляющейся; человек осознает мир, в котором живет, в соответствии 496]со своей точкой эволюции и развитием своего механизма. Механизм этот тройственный в своем выражении. Прежде всего имеются нади и семь центров силы; затем нервная система со своими тремя отделами: спинномозговым, симпатическим и периферийным; и, наконец, эндокринная система, которую можно считать самым плотным аспектом, или экстернализацией первых двух.
Душа, восседая в сердце, является жизненным принципом, принципом самоопределения, центральным ядром позитивной энергии, благодаря которой все атомы тела удерживаются на своем месте и подчинены «воле-быть» души. Жизненный принцип использует кровообращение в качестве своего средства выражения и управляющего агента, и благодаря тесной связи между эндокринной системой и кровообращением имеем соединение обоих аспектов деятельности души, с тем чтобы человек стал живой сознательно функционирующей сущностью, управляемой душой и воплощающей замысел души во всей своей ежедневной деятельности.
Поэтому смерть – это буквально удаление из сердца и головы обоих потоков энергии и последующая полная потеря сознания и разложение тела. Смерть отличается от сна тем, что удаляются оба потока энергии. Во время сна удаляется только та энергетическая нить, которая закреплена в мозгу, – человек при этом становится бессознательным. Под этим мы подразумеваем, что его сознание, или чувство осведомленности, фокусируется в другом месте. Его внимание не направлено более на вещи осязаемые и физические, но обращено к другому миру бытия и центрируется в другом аппарате, или механизме. В момент смерти обе нити удаляются, или вбираются в нить жизни. Жизненность перестает поступать с кровью, сердце прекращает функционировать, мозг 497]перестает регистрировать, – и так наступает тишина. Дом опустел. Активность прекращается, за исключением той удивительной и немедленно наступающей активности, которая является прерогативой самой материи и выражается в процессе разложения. Поэтому в некоторых аспектах этот процесс свидетельствует о единстве человека со всем материальным; он показывает, что человек – часть самой природы, а под природой мы имеем в виду тело той Единой Жизни, Которой «мы живем и движемся, и существуем». В этих трех словах – жизнь, движение, существование – выражена вся история. Существование – это осведомленность, самосознание и самовыражение, и его экзотерическими символами являются голова и мозг человека. Жизнь – это энергия, желание существовать в форме, связность, а также соответствие идее, и ее экзотерическими символами являются сердце и кровь. Движение означает интеграцию и отклик существующей, осведомленной, живой сущности на универсальную активность, и его символами являются желудок, поджелудочная железа и печень.
Интересно, хотя и несущественно для нашего предмета, отметить, что в случаях слабоумия, идиотизма и той стадии преклонного возраста, которую мы называем старческим маразмом, закрепленная в мозгу нить удаляется, в то время как нить, сообщающая жизненный импульс, или побуждение, еще остается закрепленной в сердце. Остается жизнь, но не интеллектуальная осведомленность; есть движение, но не интеллектуальная направленность; в случае старческого маразма, когда в жизни использовался высокоразвитый аппарат, может остаться видимость интеллектуального функционирования, однако это иллюзия, обусловленная укоренившейся привычкой и давним установленным ритмом, а не координированным связным замыслом.
Следует также отметить, что смерть происходит по решению Эго, хотя в большинстве случаев человеческое существо не осведомлено об этом решении. Этот процесс у большинства людей протекает автоматически, поскольку, когда душа удаляет свое внимание, неизбежной реакцией на физическом плане является 498]смерть: либо в результате удаления обеих нитей жизни и энергии рассудка, либо после удаления энергетической нити, характеризующейся ментальностью – поток жизни остается функционировать через сердце, а интеллектуального осознавания нет. Душа сосредоточила внимание в другом месте; она занимается на своем собственном плане собственными делами.
В случае высокоразвитых человеческих существ часто имеется чувство предвидения срока наступления смерти, что объясняется эгоическим контактом и осведомленностью о желаниях Эго. Это включает иногда знание самого дня смерти, причем с сохранением самообладания вплоть до окончательного момента удаления. В случае посвященных имеется гораздо большее знание. Имеет место интеллектуальное понимание законов удаления, что позволяет тому, кто совершает этот переход, удаляться из физического тела в полном бодрствующем сознании и функционировать на астральном плане. Также сохраняется непрерывность сознания, поэтому не бывает никакого пробела между осведомленностью на физическом плане и осведомленностью после смерти. Человек сознает себя таким же, каким он был раньше, хотя и без аппарата контакта на физическом плане. Он сознает чувства и мысли тех, кого любит, хотя и не в состоянии воспринимать их плотный физический проводник или соприкасаться с ним. Он может сообщаться с ними на астральном плане или телепатически, через ум, если между ними есть связь, однако общение, задействующее пять физических чувств восприятия, несомненно, для него не доступно. Следует помнить, тем не менее, что астральные и ментальные взаимодействия могут быть более тесными и острее чувствоваться, чем когда-либо раньше, так как он освободился от препятствий физического тела. И все же два обстоятельства препятствуют такому взаимодействию: первое – это горе и сильное эмоциональное переживание оставшихся, – в случае среднего человеческого существа, второе – это собственное неведение и замешательство человека, когда он обнаруживает 499]себя в новых условиях, хотя, в действительности, это давно знакомые условия, если бы он только мог это осознать. Как только люди потеряют страх смерти и обретут понимание потустороннего мира, основанное не на галлюцинациях и истерии и не на заключениях (подчас невежественных) среднего медиума, «вещающего» под влиянием собственной мыслеформы (выстроенной им самим и кругом присутствующих), мы станем свидетелями действительно контролируемого процесса смерти. Остающиеся будут тщательно контролировать свое состояние, чтобы связь с умирающим не прерывалась и лишняя энергия не расходовалась.