Сравнение Творца с творениями
Наши оппоненты заявляют, что искать приближение к Аллаху посредством самих праведников или их высокого положения разрешается, потому что в пользу этого свидетельствует логика окружающей нас действительности. Если кто-либо из нас нуждается в помощи правителя, министра или высокопоставленного чиновника, то он не идет непосредственно к нему, потому что понимает, что тот может не посмотреть в его сторону или даже прогнать. Поэтому совершенно естественно, что в таких случаях мы ищем того, кто знаком с этим высокопоставленным чиновником, кто приближен к нему и может оказать на него влияние. И когда мы прибегаем к посредничеству таких лиц, то получаем положительный ответ, и наши просьбы удовлетворяются. Таким же образом, по их словам, мы должны строить свои отношения с Пречистым Аллахом, ведь Всемогущий и Великий Господь превыше любого великого и важного человека, и все мы грешны перед Ним. Наши грехи отдаляют нас от Аллаха, и нам не подобает взывать с мольбами непосредственно к Нему, потому что у нас существует опасение, что если мы обратимся сразу к Нему, то наши мольбы будут отвергнуты, и мы вернемся разочарованными, или же Аллах даже не прислушается к ним. Но среди людей есть праведники, которые приближены к Аллаху: пророки, посланники, павшие мученики. Пречистый Господь отвечает на их мольбы и принимает их заступничество. Разве ж не лучше нам попросить Аллаха принять наши мольбы ради их высокого положения?! Мы поминаем их перед тем, как попросить Аллаха о чем-либо, и надеемся, что Всевышний Аллах посмотрит на нас из уважения к ним и ответит на наши мольбы ради них. Почему же вы, говорят наши оппоненты, запрещаете такой способ приближения к Аллаху, если люди пользуются им в своей повседневной жизни? Почему люди не могут поступать так в отношении своего Господа, Которому они поклоняются?
В ответ на такой сомнительный довод мы говорим: вы сравниваете Творца с творениями и уподобляете Вседержителя небес и земли, Наимудрейшего из судий, Справедливого, Сострадательного и Милосердного Господа несправедливым правителям, которые деспотично правят людьми и не заботятся об интересах своих подданных. Они создают между собой и своими подданными завесу, и простой люд не может пройти к ним без помощи посредников. Они преподносят этим посредникам взятки и подарки, угождают им и унижаются перед ними, пытаясь снискать их благоволение и приблизиться к ним. Понимаете ли вы, о, несчастные, что своими словами вы порочите вашего Господа, поносите и оскорбляете Его, а также приписываете Ему качества, которые Ему ненавистны и отвратительны?
Задумывались ли вы о том, что, сравнивая Всевышнего Аллаха с несправедливыми тиранами и нечестивыми деспотами, вы приписываете Ему дурные качества? Как ваша вера позволяет вам такое? Как это совмещается с вашей обязанностью почитать вашего Господа и прославлять вашего Творца?
Скажите, какой из правителей лучше и больше заслуживает похвалы – тот, с кем подданные могут побеседовать с глазу на глаз без посредников и препятствий, или тот, с кем люди могут поговорить только через одного или даже нескольких посредников?
Послушайте, в своих речах вы часто гордитесь Умаром бин аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах. Вы превозносите и восхваляете его, рассказываете о его скромности и о том, что он никогда не превозносился над людьми и не отдалялся от них. Вы рассказываете о том, что слабые мусульмане могли встретиться и побеседовать с ним, и даже грубый и невежественный бедуин из пустыни мог прийти и поговорить с ним без каких-либо посредников и препятствий, и он лично рассматривал его просьбу и удовлетворял ее, если она была справедливой. Как вы думаете, такой правитель лучше или же тот деспот, которого вы уподобляете вашему Господу?
Что с вами? Как вы рассуждаете? Где ваш ум? И куда подевался ваш разум? Как вы можете позволять себе сравнивать Всевышнего Аллаха с несправедливым государем? Как удалось сатане скрыть от вас всю чудовищность уподобления Пречистого Аллаха жестокому тирану?
Послушайте, даже если вы уподобите Всевышнего Аллаха самому справедливому, богобоязненному и праведному из людей, вы впадете в неверие! А что же вообще говорить, когда вы уподобляете Аллаха самому несправедливому, грешному и порочному из них?
Послушайте, даже если вы будете заклинать вашего Великого Господа именем Умара бин аль-Хаттаба, богобоязненного и справедливого халифа, вы все равно впадете в грех многобожия. Как же сатана сумел вопреки вашему желанию увлечь вас настолько, что вы стали сравнивать вашего Господа с несправедливыми и порочными государями, правителями и министрами?
Поистине, уподобление Всевышнего Аллаха творениям есть самое настоящее неверие, от которого Пречистый Аллах предостерег нас, сказав:
ويعبدون من دون الله ما لا يملك لهم رزقاً من السماوات والأرض شيئاً ولا يستطيعون. فلا تضربوا لله الأمثال. إن الله يعلم وأنتم لا تعلمون
«Они поклоняются помимо Аллаха тому, что не имеет и не может иметь для них удел на небесах и на земле. Никого не сравнивайте с Аллахом! Воистину, Аллах знает, а вы не знаете» (сура ''Пчелы'', аяты 73-74).[131] Пречистый Господь также разъяснил, что между Ним и любыми Его творениями нет ничего общего:
ليس كمثله شيء وهو السميع البصير
«Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура ''Совет'', аят 11).
А ведь еще хуже, когда люди уподобляют Аллаха злым, грешным и нечестивым правителям, полагая, что они поступают правильно! Именно поэтому некоторые богословы и исследователи с особым усердием запрещают искать приближение к Аллаху посредством самих пророков. Они даже относят это к проявлениям многобожия. И хотя мы не считаем такой поступок собственно многобожием, однако существует опасность, что он может привести к нему. Что касается тех, кто оправдывает свои действия вышеупомянутым уподоблением, то они действительно приобщают к Аллаху сотоварищей. Их поступок является сущим неверием, если бы они только знали об этом!
Из всего сказанного следует, что слова одного из мусульманских проповедников наших дней, приведенные ниже, являются абсолютно лживыми. Обсуждая пятнадцатый из двадцати выдвинутых им принципов, он сказал: «Разногласия по поводу мольбы, в которой молящийся ищет приближение к Аллаху посредством кого-либо из творений, носят второстепенный характер. Этот вопрос касается сущности мольбы и не относится к вопросам вероубеждения (акыда)». Напротив, из всего происходящего вокруг нас следует, что это – очень существенные разногласия, ведь подобный поступок, как говорилось ранее, содержит в себе явное многобожие. Очевидно, именно такие высказывания, умаляющие опасность этого заблуждения, удерживают многих людей от исследования данного вопроса и выяснения истины. В конечном итоге все это приводит к тому, что люди, совершающие религиозные нововведения, не расстаются со своими нововведениями, которые становятся все более и более опасными. Поэтому имам аль-Изз бин Абд ас-Салам в своем труде ''аль-Васита'' писал: «Неверующим является каждый, кто считает пророков, богословов или шейхов посредниками между Аллахом и Его творениями, уподобляя их царским привратникам и полагая, что они доносят до Всевышнего Аллаха нужды Его рабов. Такие люди считают, что Всевышний Аллах ведет Своих рабов прямым путем, дарует им удел и оказывает им поддержку ради посредничества этих святых. Под этим они подразумевают, что люди просят их о чем-либо, а те, в свою очередь, просят об этом Аллаха, подобно тому, как посредники, приближенные к царям, просят их удовлетворить нужды людей. Люди упрашивают этих посредников напрямую попросить царя о чем-либо, потому что те приближены к нему, и это приносит людям больше пользы, чем если бы они сами непосредственно обращались к царю. И тот, кто признает существование между людьми и Аллахом таких посредников, является неверующим и многобожником. Таких людей необходимо призвать к покаянию, и если они откажутся, то они заслуживают смертной казни. Поистине, они уподобляют Творца творениям и приравнивают к Нему других».[132]