Ибо Всевышний Аллах сказал: «Всякий, кто в Небесах и на Земле, приходится Милосердному не
Иначе, как рабом» (Марйам, 93).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТОЙ
Необходимость обращаться к слугам со словами «мой юноша» или «моя девочка» и отказа от
Выражений типа «мой раб» или «моя рабыня» обусловлена стремлением избежать употребления слов,
Противоречащих таухиду даже в малейшей степени. Это не является грехом, однако этикет требует
Соблюдения таухида путем замены подобных выражений благочестивыми словами, чтобы избегать
Даже намека на недопустимое. Соблюдение речевого этикета свидетельствует о совершенстве
Искренности (ихласа) человека, особенно в отношении произнесения таких слов, которые очень
важны в плане сохранения таухида.
Глава 55
О ТОМ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ОТКАЗЫВАТЬ
ИСПРАШИВАЮЩЕМУ ИМЕНЕМ АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Необходимость оказания помощи тому, кто просил ее именем Аллаха
Необходимость удовлетворения просьбы просящего именем Аллаха.
Необходимость ответа на зов того, кто зовет вас.
Необходимость выражения благодарности тому, кто сделал вам добро.
Если это невозможно, то необходимо помолиться за него.
Мудрость слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: ...Пока не посчитаете,
Что вы его отблагодарили.
Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Если кто-то попросил у вас что-либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил
Вас о помощи именем Аллаха, то помогите ему; если кто-то позвал вас, то ответьте ему; если
Кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, а если вы не найдете чем отблагодарить, то
Прочтите за него молитву, пока не посчитаете, что вы его отблагодарили. Достоверный хадис,
переданный Даудом и ан-Насаи*. (Абу Дауд (1672), ан-Насаи 5/82, Ахмад 2/68, 99, Ибн Хиббан
(2071), аль-Хаким 1/4126; достоверный хадис).
*Этот хадис ясно указывает на запрет отказывать просящему именем Аллаха, однако это общее
Правило нуждается в разъяснении на основании Книги Аллаха и Сунны. Если нуждающийся просит
То, что полагается ему из средств закята, то ему обязательно необходимо выделить средства в
Зависимости от его нужд и прав. Также если нуждающийся просит у обеспеченного человека, ему
Обязательно нужно помочь, в зависимости от просьбы просящего и благосостояния помогающего,
Тем, что не принесет вреда ни ему самому, ни его семье.
Расходование из своего удела является великим столпом религии. Щедрость и
Благотворительность поощряются Аллахам, а скупость и жадность — порицаются. Всевышний Аллах
Побуждает Своих рабов делать пожертвования из своего имущества из-за великой пользы и большого
вознаграждения за это. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того,
Что приобрели, и того, что Мы вырастили для вас из земли. Не стремитесь расходовать дурное
Из этого, чего бы вы и сами не взяли, если бы не зажмурили на это глаза. И знайте, что Аллах
Богат и Славен! Шайтан обещает вам бедность и приказывает вам мерзость, а Аллах обещает
вам Свое прощение и милость. Поистине, Аллах Объемлющий, Знающий!» (Корова, 267—268).
Глава 56
ЛИКОМ АЛЛАХА МОЖНО
ИСПРАШИВАТЬ ТОЛЬКО РАЯ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Запрет испрашивать что-либо ликом Аллаха, кроме наивысшей цели — Рая.
Утверждение атрибута лика.
Джабир ибн Абдулла рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал:
Ликом Аллаха можно испрашивать только Рая*. Этот хадис передал Абу Дауд. (1671; слабый
Хадис).
*Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: Прибегаю к благородному лику
Аллаха, к имени Аллаха Великого и к Его совершенным словам от зла ядовитых животных и
Сглаза, от зла того, что Он создал, от зла этого дня и от зла того, что за ним следует, и от зла
Жизни ближней и Будущей.
В этой и других молитвах посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, просил у
Всевышнего того, что приближало бы его к Раю и удаляло от деяний, которые отдаляли бы его от
Него. Поэтому он просил ликом Аллаха и светом Его лика только того, что приближало его к Раю, как
То приводится в одном из достоверных хадисов: О Аллах, я прошу у Тебя Рая и тех слов и деяний,
Которые приближают к нему; и я прибегаю к Тебе от Огня и тех слов и деяний, которые
Приближают к нему (Ибн Маджа (3846) от Аиши). Это отличается от просьб об имуществе,
Пропитании или достатке в стремлении к мирским благам. Приведенный в тексте хадис, без всякого
Сомнения, указывает на запрещение просить ликом Аллаха о мирских нуждах, и поэтому между
Хадисами нет противоречия. Хотя Аллаху ведомо об этом лучше.
Существование атрибута лика Аллаха истинно, несмотря на то, что данный хадис является
Слабый, так как это подтверждается аятами из Корана и другими достоверными хадисами.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВАХ ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТОЙ
И ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ
Первая глава, о которой идет речь в данном разъяснении (т.е. глава 55), касается тех, к кому
Обращаются с просьбой. Если человек обращается с просьбой, сопровождая ее самым великим
Средством убеждения, то есть именем Аллаха, то ее необходимо удовлетворить из уважения к праву
Аллаха и ради возвеличивания Его, а также для соблюдения права своего брата, прибегнувшего к