Педагогические рекомендации. Среди конфликтогенных ситуаций, то есть ситуаций, которые обостряют проявление

Среди конфликтогенных ситуаций, то есть ситуаций, которые обостряют проявление отрицательных черт характера данного психотипа и которых следует избегать при общении с ним, назовем:

ситуации, в ходе которых его дело подвергается критике;

ситуации, в которых человеку приходится подчиняться воле других людей, особенно не являющихся авторитетными для него;

ситуации, когда ему приходится заниматься «пустяками», обще­ственно незначимой деятельностью, рутинной работой или не интересующим его предметом;

ситуации, которые заставляют его задумываться о каких-то бытовых мелочах, решать житейские проблемы;

ситуации принудительного длительного общения с разными людь­ми, которые не разделяют его интересов;

ситуации отсутствия постоянного признания, общественного
одобрения.

Основной задачей педагогической помощи людям паранойяльного психотипа является создание ситуаций, смягчающих проявление негативных особенностей характера. Для этого целесообразнее всего сформулировать значимую для параноика цель и направить всю его энергию на ее достижение. Это может быть большое дело для коллектива.

С таким человеком довольно трудно установить продуктивный контакт, если он не увидит в вас единомышленника, сподвижника, увлеченного, как и он, общей идеей. Поэтому требуется определенное время, чтобы он мог признать в вас человека, мнение которого для него значимо.

В начале беседы с таким человеком желательно отметить боль­шое значение того дела, которому он посвящает большую часть своей
жизни, отметить его достижения, попросить сформулировать те цели,
которые он ставит перед собой на ближайшую перспективу. Не
следует иронизировать по поводу его перспектив, можно содержательно
обсудить возможности их достижения и те планы, которые он разработал для достижения своих целей.

В ходе общения и в повседневной жизни требуется повышенная тактичность и ненавязчивый социально-педагогический контроль, до­брожелательное доверие. Вместе с тем паранойяльным людям следует посоветовать видеть в коллегах, родных, и просто окружающих людях не только массу, но и индивидуальность каждого. Для этого есть несколько психотехнических упражнений, которые им целесообразно регулярно выполнять.

Психотехнические упражнения

«ДЕНЬ БЕЗ ЗАМЕЧАНИЙ»

Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции, свое недоволь­ство окружающими. Вам, безусловно, хочется высказать, что вы думаете о них, но тем, кто рядом с вами, неприятно переносить проявление вашего пренебрежения. Учитесь не ругаться.

Дайте себе слово – целый день всем все прощать, принимать
слова других с пониманием, никого не критиковать, не делать замечаний (как бы этого ни хотелось), не осуждать поступки коллег, членов своей семьи и не ругаться ни с кем.

Если получилось, и вы целый день смогли, прожить именно так, то через пару дней увеличивайте этот период до двух дней и т. д.
Доведите длительность упражнения до одной недели, а потом проанализируйте, что изменилось в вас и в ваших отношениях с людьми.

«ПРИЯТНЫЙ РАЗГОВОР»

Если вопрос, который вызывает у вас неприятные эмоции, не слишком принципиален, стремитесь общение с человеком сделать просто приятным. Прав ваш собеседник или не прав (сейчас это не имеет принципиального значения), постарайтесь, чтобы этому чело­веку с вами было хорошо, спокойно и у него появилось желание еще раз встретиться и поговорить с вами.

Затем еще раз обязательно поговорите с ним, и узнайте, что он
думает о прошлой вашей беседе. Действительно ли ему было приятно
разговаривать с вами.

«Я РАД ТЕБЯ ВИДЕТЬ!»

При встрече с любым человеком, даже с тем, кого вы совсем не знаете, первая ваша фраза должна быть такой: «Я рад тебя видеть!» Скажите это от всего сердца или подумайте так и только после этого начинайте разговор.

Если в ходе беседы вы почувствуете раздражение или гнев, то каждые 2–3 мин произносите мысленно или вслух эти слова: «Я рад тебя видеть!»

«ДОБРАЯ УЛЫБКА»

При всей своей занятости старайтесь чаще встречать окружающих доброй и приветливой улыбкой, тем более, когда к вам обратятся, также улыбнувшись. Ери сразу не получается, попробуйте улыбаться внутренней улыбкой, она должна быть всегда.

ЭПИЛЕПТОИД

С дошкольного возраста у детей, предрасположенных к данному типу акцентуации, замечается недетская бережливость одежды, своих игрушек, всего «своего», крайне злобная реакция на тех, кто пытается овладеть их собственностью, а с первых школьных лет проявляется мелочная скрупулезность и повышенная аккуратность.

Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный порядок, консервативность (не признают того, что еще не принято другими); высокий энергетизм (эти люди полны жизненной энергии, они с охотой занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя; своей активностью часто мешают окружающим); агрессивность (люди в экстремальных ситуациях становятся храбрыми и даже безрассудными, а в обыденной жизни у них проявляется гневливость, взрывчатость, придирчивость, бывают периоды злобно-тоскливого на­строения с поиском объекта, на котором можно сорвать зло; такие люди злопамятны и мстительны).

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в излишний педантизм), надежность (всегда, выполняет свои обещания), пункту­альность (чтобы не опоздать, заведет два будильника и попросит окружающих разбудить его), внимательность к своему здоровью (поэ­тому здоровье, как правило, крепкое).

Отталкивающие черты характера: жестокость, нечувствитель­ность к чужому горю, чрезмерная требовательность, приводящая к раздражительности в связи с замеченным непорядком, неаккуратно­стью других или нарушением ими определенных правил. Эпилептоид для себя – единственно хороший человек.

«Слабое звено» этого психотипа: практически не переносит неподчинения себе и бурно восстает против ущемления своих интересов.

Особенности общения и дружбы. Как и во всем остальном, эпилептоид любит устоявшийся порядок в дружбе и общении с людьми. Он не заводит случайных знакомств, а предпочитает общение с друзьями детства и давними товарищами. Но если человек считает кого-то своим другом, то он выполняет все обязательства, которые накладывает на него дружба. Измены в дружбе (как и в любви) он никогда не простит.

Отношение к учебе и работе. Эпилептоиды отличаются целеуст­ремленностью, выполняют все домашние задания, никогда не прогуливают занятий (таков порядок и его нужно соблюдать): обычно они отличники.

В дальнейшем такие люди лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятый кем-то другим. Например, финансист соблюдает денежную дисцип­лину, юрист – законы, учитель выполняет учебные программы, во­енный – требования уставов и т.п.

Наши рекомендации