Получать пользу от силы группы
Вопрос: Я понял важность медитации сразу же после утреннего пробуждения и принятия душа. Медитировать здесь с другими людьми предлагается в 7:30. Что важнее? Медитировать здесь с другими людьми после, каких-то других дел или медитировать одному сразу же после принятия душа?
С. А.: Очевидно, что определенные стороны практики являются второстепенными. И в сравнении с практикой медитации с другими людьми всё остальное является второстепенным. Исключение составляют отшельники, аскеты, которые часами медитируют каждый день. Есть ещё немного вещей, настолько же важных, как совместная медитация с другими. Есть совместная работа в группе..., которую мы можем назвать медитацией в действии... физическом, эмоциональном и интеллектуальном. Хотя сидячая медитация внешне кажется более пассивным видом медитации, внутренне она так же активна.
Очень мало людей понимают важность работы или медитации в группе, потому что они не чувствуют её, и каждый человек действует в соответствии со своим типом или тем, что ему нравится делать. Но причина этого – просто недостаток восприятия того, что действительно происходит: недостаток восприятия того, что где двое или трое собираются во имя чего-то высшего, это высшее воплощается гораздо быстрее и гораздо легче, и эта сила делится между всеми людьми, кто там находится. Если мы медитируем в одиночестве, нам очень сложно соединиться с этой энергией, которая полностью превосходит энергию одного человека. Есть очень немного людей, чувствующих, знающих, что когда они сидят в группе, эго совершенно другое, что это полностью отлично от медитации в одиночку.
Потом в группе мы должны снова стать уединёнными, то есть, мы должны войти в свою собственную медитацию, но мы находимся в силовом поле того, что присутствует в группе, того духа, высшего духа, который присутствует.
Это как принимать пишу в одиночестве. В прошлом в Школах Мудрости человек никогда не позволял себе есть в одиночку. Человек никогда не ел один. Потому что другая сила может присутствовать. Даже органические и биодинамически выращенные продукты теряют свою силу и энергию, когда мы едим в одиночестве. Тогда мы просто едим пищу, на наиболее мирском уровне.
Но верно, что, пока у людей нет чувствительности, тонкости, чтобы чувствовать эти вещи, и они не могут их практиковать, они находятся в невежественном состоянии, из-за которого многие вещи и знание остается для них совершенно недоступным, поскольку они его не воспринимают. Именно поэтому в прошлом в Школах Мудрости существовали точные правила, и все следовали этим правилам; таким образом, каждый получал пользу от знания, переданного более опытными людьми, автоматически, даже не зная о том, и, в конце концов, осознавал важность следования этим правилам: медитировать с другими людьми, практиковать движения с другими людьми, принимать пищу с другими людьми, петь песни, работать с другими людьми. Это пример того, насколько важна групповая работа.
Точно так же дело обстоит со многими упражнениями; обычный человек не может воспринять их настоящего воздействия, приводящего к внутренней структуризации. Но тот, кто практикует их, постепенно создаёт это второе тело внутри себя, по-настоящему пробуждает свой дух - потому что он практикует их, даже если вначале он ничего не чувствует, что является нормальным. Чтобы чувствовать тонкую природу этих вещей, второе тело уже должно быть достаточно сформированным, дух должен быть достаточно пробуждён. У некоторых людей есть определенная природная чувствительность к таким вещам, но у большинства её нет, им необходима практики. Это указание Гурджиева: «Я буду просить вас делать то, что вы не хотите делать, и не делать того, что вы хотите делать». Потому что пока мы не имеем знания этих вещей, пока мы их не чувствуем, мы действуем согласно своему типу, согласно своему образованию, согласно своим настроениям, согласно своим желаниям. В среде Школы передаются принципы. Если вы следуете им, вы входите в движение них формирующих, творящих сил и энергий.
Вопрос: То, что мы не хотим делать, обязательно будет тем, что для нас трудно?
С.А.: Нет, я не думаю, что хорошо изменять эти слова - я использую термины Гурджиева - это не соответствует духу вещей. Слово «хотите» означает то, что вы воплощаете, что вы делаете. Это не вопрос воли, желания или не желания, это вопрос воплощения чего-либо. Эти принципы относятся к вопросу: «Что вы на самом деле делаете?» «Вы медитируете в одиночку или вы медитируете в группе?» Понимаете? «Вы применяете принцип или вы не применяете его?» Вот что значит хотеть или не хотеть. Есть люди, находящиеся в состоянии, в котором они слышат принципы, но не применяют их - даже простые вещи. Они идут на поводу своих настроений, своих склонностей, своих желаний. Итак, они не хотят, они продолжают делать то, что они хотят. Вы понимаете? В то время как человек, применяющий принцип, делает то, что он не хочет делать.
Вопрос: ...это неестественно.
С.А.: Да, это не «естественно» - это не обусловлено его типом, его образованием, его склонностями и т.д. Это изречение нужно связать с другими принципами: обычный человек не имеет воли, у него есть только желания и т.д. Мы должны правильно понимать, что означают эти указания. И точно так же обстоит дело, когда мы недостаточно понимаем эти принципы, такие как важность групповой работы, медитации в группе и совместного принятия пищи, выполнения проекта с другими людьми. Если мы не донимаем важность этих вещей, мы остаёмся в плену своей кармы; мы не можем освободиться от неё. Единственный способ освободиться от индивидуальной кармы (это сложно сделать) состоит как раз в том, чтобы быть связанным с многими кармами других людей. Тогда в игру вступает другой тип кармы, карма высшей природы, которая унесет большую часть отрицательной индивидуальной кармы.
Есть силы эволюции в этой высшей карме, которая является кармой нескольких людей, собравшихся вместе во имя чего-то. Именно то, во имя чего они собрались, привносит свою карму вместо индивидуальной, личной кармы, которую в этом случае сметает. Если, например, вы собираетесь вместе с другими людьми во имя поиска истины, вы соединяетесь именно с движением истины, идущим вперёд, с эволюционным течением человечества, и именно оно начинает присутствовать и входит в вас. Иначе говоря, вам гораздо проще идти к истине. Если вы собираетесь с другими людьми во имя сострадания или любви, именно это будет присутствовать, и именно в это движение, в этот поток вы войдёте. Такие силовые поля будут очищать вашу индивидуальную карму. Но вам нужно собираться с другими людьми во имя чего-то, во имя чего-то высшего. Именно этот дух будет присутствовать, он будет дышать в вас. Если вы собираетесь просто ради, например, вечеринки или праздника, именно это будет присутствовать.
Вопрос: Именно поэтому, когда у нас не хватает силы что-то сделать, потому что мы на самом деле не хотим это делать или не имеем к этому порыва, так важна принятая нами дисциплина?
С.А.: Мы можем сказать себе, что не разрешаем себе выбора. Медитировать каждое утро с другими людьми, принимать пищу с другими людьми, нравится нам это или нет, хорошо мы себя чувствуем или нет - для нас это дисциплина. Потому что элементы этой дисциплины соотносятся с давними принципами более стремительной, быстрой, легкой эволюции; благодаря этим давним принципам эволюция происходит быстрее, и очевидно, что тот, кто решает следовать этим элементам дисциплины, находится в этом движении. Другими словами, он становится сильным, даже там, где он слаб. Если он слишком слаб и не хочет что-то делать, он использует дисциплину и получает силу дисциплины.
Это всегда происходит так: если вы склоняетесь перед высшим, вы получаете его силу. В то время, как сдавшийся своей слабости получает ещё большую слабость. А движение этих групповых встреч, в какой бы группе вы ни работали, чрезвычайно важно - в прошлом это движение или дух навязывали отдельным людям, он принуждал их, но с прошлого века развилось сознание, становящееся все более и более индивидуализированным, теперь дух группы не принуждает отдельных людей, человек просто питается от духа группы, и когда дух видит, что человек полностью погрузился, «переварил» силы, идущие от этого духа, он уходит.
То есть отдельный человек всё больше и больше развивается вместо того, чтобы теряться во множестве, как это происходило несколько веков назад. Тогда индивидуальность не имела значения, а теперь существует обратное явление. Напротив, есть люди, отделяющиеся от группы, «индивидуализирующие» себя - мы видим это сегодня во всем человечестве, потому что мы говорим о глобальном человеческом явлении - люди всё больше и больше отделяются друг от друга и полностью отрываются от высших сил. Иначе говоря, они становятся застывшими, высохшими индивидуалистами. Гурджиев говорил, что даже их душа их сущность высыхает: всё заходит настолько далеко. Потому что у них больше нет никакой связи.