О вы, которые уверовали, терпите и будьте терпимы, будьте стойки

Аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Им было дано повеление терпеть в лоне своей религии, которой Аллах доволен

как религией для них, и не оставлять её ни в бедствии, ни в благоденствии,

ни при болезнях ни в здравии, и умереть будучи только мусульманами. Так же

им было дано повеление терпеть своих врагов, которые скрывают свою религию».

Так считали многие из богословов праведного поколения (салаф).

Слово Аллаха: (وَرَابِطُواْ) будьте стойки.

«Аль-Мурабата» (المرابطة) - означает продолжительное прибывание

на месте совершения поклонения и стойкость. Некоторые считают, что это означает

ожидание следующей молитвы после молитвы. Так считают: ибн Аббас, Сахль ибн Ханиф

и Мухаммад ибн Кааб аль-Курази, а также другие учёные.

Ибн Абу Хатим, Муслим и ан-Насаи

передают хадис от Анаса ибн Малика и Абу Хурайры,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«أَلَا أُخْبِرُكُمْ بِمَا يَمْحُو اللهُ بِهِ الْخَطَايَا، وَيَرْفَعُ بِهِ الدَّرَجَاتِ؟ إِسْباغُ الوُضُوءِ عَلَى الْمَكَارِهِ،

وَكَثْرَةُ الْخُطَا إِلَى الْمَسَاجِدِ، وَانْتِظَارُ الصَّلَاةِ بَعْدَ الصَّلَاةِ، فَذلِكُمُ الرِّبَاطُ، فَذلِكُمُ الرِّبَاطُ، فَذلِكُمُ الرِّبَاط»

«Не сообщить ли вам о том, посредством чего Аллах стирает прегрешения

и возвышает степени. Это — полное совершение омовения (вуду),несмотря на неприятное, множество шагов(по направлению)к мечетям и ожидание(следующей)молитвы после(предыдущей),и это для вас — рибат, и это для вас рибат,

и это для вас рибат[145]».

Также есть мнение, что «аль-Мурабата» – означает военный поход

в сторону противника, защита мусульманских границ от вторжения противника.

В хадисах приводится побуждение к рибату и упоминание великой награды за него.

Аль-Бухари передаёт в своём Сахихе от Сахля ибн Саад ас-Саади,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«رِبَاطُ يَوْمٍ فِي سَبِيلِ اللهِ خَيْرٌ مِنَ الدُّنْيَا وَمَا عَلَيْهَا»«Один день пребывания

на страже на пути Аллаха лучше мира этого со всем тем, что в нём есть[146]».

Муслим передаёт от Салмана аль-Фариси,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«رِبَاطُ يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ خَيْرٌ مِنْ صِيَامِ شَهْرٍ وَقِيامِهِ، وَإِنْ مَاتَ جَرَى عَلَيْهِ عَمَلُهُ الَّذِي كَانَ يَعْمَلُهُ، وَأُجْرِيَ عَلَيْهِ رِزْقُهُ، وَأَمِنَ الْفَتَّان»

“День и ночь пребывания на страже (на пути Аллаха)лучше поста и ночных

молитв в течение месяца, если же (человек)умрёт в(это время),то дела его будут

продолжаться[147], и будет определён ему его удел[148] и избавится он от искусителя[149]»[150].

Имам Ахмад передаёт от Фудали ибн Убайда,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«كُلُّ مَيِّتٍ يُخْتَمُ عَلى عَمَلِهِ إِلَّا الَّذِي مَاتَ مُرَابِطًا فِي سَبِيل اللهِ،فَإِنَّهُ يَنْمِي لَهُ عَمَلُهُ إِلى يَوْمِ الْقِيَامَةِ، وَيَأْمَنُ فِتْنَةَ الْقَبْر»

Прекращаются дела каждого умершего[151], кроме пребывавшего на страже

на пути Аллаха, ибо, поистине, для него дела его будут расти[152]

до самого Дня воскресения, а сам он избавится от искушения могилы[153].

(Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”)

Также ат-Тирмизи передаёт от ибн Аббаса,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«عَيْنَانِ لَا تَمَسُّهُمَا النَّارُ: عَيْنٌ بَكَتْ مِنْ خَشْيَةِ اللهِ، وَعَيْنٌ بَاتَتْ تَحْرُسُ فِي سَبِيلِ الله»

“Двух глаз не коснётся огонь: глаза, плакавшего от страха перед Аллахом,

и (того)глаза, который провёл ночь на страже на пути Аллаха.”

(Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”)

Аль-Бухари передаёт от Абу Хурайры,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«تَعِسَ عَبْدُالدِّينَارِ وَعَبْدُالدِّرْهَمِ وَعَبْدُالْخَمِيصَةِ، إِنْ أُعْطِيَ رَضِيَ، وَإِنْ لَمْ يُعْطَ سَخِطَ، تَعِسَ وَانْتَكَسَ،

وَإِذَا شِيكَ فَلَا انْتَقَشَ، طُوبَى لِعَبْدٍ آخِذٍ بِعِنَانِ فَرَسِهِ فِي سَبِيلِ اللهِ، أَشْعَثَ رَأْسُهُ، مُغْبَرَّةٍ قَدَمَاهُ،

إِنْ كَانَ فِي الْحِرَاسَةِ كَانَ فِي الْحِرَاسَةِ، وَإِنْ كَانَ فِي السَّاقَةِ كَانَ فِي السَّاقَةِ، إِنِ اسْتَأْذَنَ لَمْ يُؤْذَنْ لَهُ، وَإِنْ شَفَعَ لَمْ يُشَفَّع»

«Да окажется в бедственном положении раб динара, раб дирхема и раб хамиса[154], который остаётся довольным, если ему даруется (это),а если нет, то он негодует,

да окажется он в бедственном положении, и да вернётся к нему болезнь, и да не найдётся того, кто извлёк бы из его тела колючку, когда он уколется! Да будет блажен тот раб с растрёпанными волосами и покрытыми пылью ногами, который станет держаться за поводья своего коня на пути Аллаха и если (его поставят)в дозор,

он пойдёт в дозор, если же его (направят)в тыл, он пойдёт в тыл[155],

(и сам он настолько непритязателен, что) если он просит, то ему не позволяют,

если же ходатайствует за кого-нибудь, то его ходатайство не принимают[156]»

.

Ибн Джарир, что Зайд ибн Аслам сказал:

«Как-то Абу Убайда написал Умару ибн аль-Хаттабу, что римские легионы

настораживают его. Тогда Умар ответил ему письмом: «Какого бы верующего

не постигло бедствие, Аллах обязательно чередует это с избавлением. Ведь за одной трудностью идут две лёгкости. А Всевышний Аллах говорит в Своей книге:

﴿يَـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ اصْبِرُواْ وَصَابِرُواْ وَرَابِطُواْ وَاتَّقُواْ اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴾

О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением,

несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете.(3:200)»

Аль-Хафиз ибн Асакир, описывая биографию Абдуллы ибн Мубарака,

передал, что Ибрахим ибн Абу Сакина сообщил:

«Абдулла ибн Мубарак, будучи в Тартусе написал мне некие строки, а затем

я проводил его в путь. Он попросил меня передать их аль-Фудайлю ибн Ияду[157].

Это было в сто семидесятом году (по хиджре). Вот эти строки:

«О, поклоняющийся в двух Заповедных мечетях, если бы ты видел нас,

То узнал бы, что ты просто забавляешься в поклонении,

Кто-то смачивает свою щеку слезой, в то время как наши шеи мокры от крови,

Кто-то загоняет лошадей в забаве,наши же кони загнаны в бою,

Кто-то осязает аромат благовоний, для нас же привычнее благовоний

запах наконечников копей и пыли. До нас дошло правдивое высказывание пророка,

что нос человека осязавший пыль конницы Аллаха,не станет осязать дым адского пламени.

Вот Книга Аллаха говорит нам, что шахид не умирает, и это не является ложью».

Я встретил аль-Фудайля в Заповедной мечети, когда же он прочитал это письмо,

его глаза заблестели от слёз и он сказал: «Правду сказал Абу Абдур-Рахман (Абдулла ибн Мубарак) и дал мне хороший совет». Затем он спросил: «Это ты являешься писарем Абу Абдур-Рахмана?», я ответил: «Да». Он тогда сказал: «Запиши тогда этот хадис для него». Он стал диктовать мне: Мансур ибн аль-Мутамир передал от Абу Хурайры,

что человек спросил у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

«О, посланник Аллаха, укажи мне на деяние, сделав которое я достиг бы награды

муджахидов на пути Аллаха». Он сказал: «هَلْ تَسْتَطِيعُ أَنْ تُصَلِّيَ فَلَا تَفْتُرَ،وَتَصُومَ فَلَا تُفْطِرَ؟»

«Можешь ли ты молиться постоянно, и поститься не разговеясь?»

Тот ответил: «О, посланник Аллаха, я слишком слаб, чтобы совершить это».

Затем пророк (да благословит его Аллах и приветствует): сказал:

«فَوَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَوْ طُوِّقْتَ ذلِكَ مَا بَلَغْتَ الْمُجَاهِدِينَ فِي سَبِيلِ اللهِ،

أَوَ مَا عَلِمْتَ أَنَّ فَرَسَ الْمُجَاهِدِ لَيَسْتَنُّ فِي طِوَلِهِ، فَيُكْتَبُ لَهُ بِذلِكَ الْحَسَنَات»

«Я клянусь Тем, в чьей длани моя душа, что даже если бы ты смог совершить всё это, ты не достиг бы награды муджахидов на пути Аллаха. Разве ты не знал, что даже когда Муджахид расчёсывает холку своего коня, за это ему пишется награда[158]».

Слово Аллаха: ﴿وَاتَّقُواْ اللَّهَ﴾ И бойтесь Аллаха – во всех ваших делах и ситуациях,

как сказал об этом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) Муазу,

когда посылал его в Йемен: «اتَّقِ اللهَ حَيْثُمَا كُنْتَ، وَأَتْبِعِ السَّيِّـئَــةَ الْحَسَنَةَ تَمْحُهَا، وَخَالِقِ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَن»

Наши рекомендации