Вопрос 91. Чем наш пророк Мухаммад,(с.г.с.),отличался от других пророков?

Ответ. Он,(с.г.с.),отличался от других многими особен­ностями, которые можно классифицировать следующим об­разом:

Как мы уже упоминали, он был последним пророком. Кроме того, он,(с.г.с.),был господином потомков Адама, на что указывает одно из толкований слов Всевышнего:

«Мы отдали предпочтение одним посланникам перед други­ми[186]: (были) среди них такие, с которыми Аллах говорил[187], а не­которых из них Он вознёс (на много) ступеней...».

Корова, 253.

И указанием на это служат слова пророка,

«Я - господин потомков Адама, (однако я) не горжусь (этим)».

Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад. Абу-Дауд.

Кроме того, он, (с.г.с.), был направлен ко всем людям и джин­нам, на что указывают слова Всевышнего:

«Скажи: "О люди! Поистине, я - посланник Аллаха ко всем вам…».

Преграды. 158.

И Аллах Всевышний также сказал:

«А Мы направили тебя ко всем людям только как вестника блага и увещателя.»

Са6а 28

И сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Мне было даровано пять (вещей), которые не были дарова­ны никому (из пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом (, который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстоянии месяца пути; земля была сделана для меня[188] мес­том совершения молитв и средством очищения, и поэтому где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине, (вре­мя) молитвы, пусть молится (на этом месте); военная добыча, которую не разрешалось (брать) никому (из пророков) до меня, была дозволена мне; мне было даровано право заступничества[189]; и (, кроме того, раньше) каждый пророк направлялся только к своему народу, я же был послан ко всем людям».

Аль-Бухари

И пророк, (с.г.с.), отличался целым рядом других особеннос­тей, о которых мы не упомянули и о которых говорится во мно­гих хадисах.

Вопрос 92. Что такое чудеса пророков?

Ответ. Чудесами называются сверхъестественные явления, имеющие отношение к побуждению и не имеющие себе анало­гов в обычной жизни.

Среди них были такие, которые можно было воспринимать с помощью чувств, иначе говоря, увидеть или услышать, приме­ром чего может служить появление из скалы верблюдицы[190], пре­вращение посоха в змею[191], наделение даром речи неодушевлён­ных предметов и так далее.

И есть среди них чудеса духовного порядка, воспринимаемые посредством знания, например, такое чудо как Коран.

Что касается нашего пророка, (с.г.с.), то ему была дана спо­собность совершения чудес всех видов, и какие бы чудеса ни со­вершал любой из прежних пророков, ему неизменно даровалась способность совершать нечто наиболее великое в своём роде.

Среди чудес, которые были доступны чувственному восприя­тию людей, можно выделить такие, как раскалывание луны[192], стоны, издававшиеся стволом пальмы[193], примеры того, как меж пальцев пророка, (с.г.с.), вода начинала бить ключом[194], сообщение о том, как заговорила баранья нога[195], сообщение о том, как пища начинала славить Аллаха[196], и многие достоверные сообще­ния о других его чудесах. Однако все они подобны чудесам, совершёнными прочими пророками, которые прекратились, когда время их закончилось, и от которых не осталось ничего, кроме воспоминаний. Что же касается вечного и непреходящего чуда, то им является Коран, такое чудо, которое не прекращается и о котором сказано:

«Не подступиться к нему лжи ни спереди, ни сзади (, ведь это —) ниспослание от Мудрого, Хвалимого!»

Разъяснены, 42.

Вопрос 93. Что является указанием на непревзойдённость Корана?

Ответ. Хорошо известен тот факт, что Благословенный Коран ниспосылался частями более двадцати лет.

Указанием на непревзойдённость Корана служит то, что всё это время он бросал вызов самым красноречивым людям, об­ращаясь к ним с такими словами:

«Пусть же они приведут рассказ, подобный ему, если они правдивы[197]».

Гора, 34

И в Коране также говорится:

«Скажи: "Тогда приведите десять измышленных сур, подоб­ных его (сурам)…».

Худ, 13

И в Коране также говорится:

«Скажи: "Тогда приведите (хотя бы одну) суру, подобную его (сурам)... "»

Йунус, 38

Однако никто из них так и не сделал этого, несмотря на то, что они очень хотели дать свой ответ любыми возможными сред­ствами, и несмотря на то, что буквы и слова Корана были по­добны буквам и словам, которыми они пользовались, общаясь друг с другом, соперничая между собой в красноречии и похва­ляясь им перед другими. И тогда в Коране появились слова об­ращения к этим людям, показывающие их слабость и непревзой­денность Книги Аллаха, который сказал:

«Скажи: "Поистине, если бы собрались люди и джинны, что­бы привести (нечто) подобное этому Корану, то не привели бы они подобного ему, даже если бы они помогали друг другу!"»

Ночное путешествие, 88.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то он сказал:

«Не было ни одного из пророков, которому не было бы да­ровано того, благодаря чему люди начинали верить в него[198], что же касается меня, то мне были дарованы откровения, ниспосы­лавшиеся мне Аллахом[199], и я надеюсь, что в День воскресения у меня окажется больше последователей, чем у (любого из) них».

Аль-Бухари, Муслим.

Люди написали много книг о непревзойдённости Корана с точки зрения используемых в нём оборотов речи, его смысла и сообщений о событиях прошлого и грядущего, однако всё на­писанное ими составляет лишь ничтожную часть того, что мож­но было бы сказать о Коране.

Наши рекомендации