Вопрос 91. Чем наш пророк Мухаммад,(с.г.с.),отличался от других пророков?
Ответ. Он,(с.г.с.),отличался от других многими особенностями, которые можно классифицировать следующим образом:
Как мы уже упоминали, он был последним пророком. Кроме того, он,(с.г.с.),был господином потомков Адама, на что указывает одно из толкований слов Всевышнего:
«Мы отдали предпочтение одним посланникам перед другими[186]: (были) среди них такие, с которыми Аллах говорил[187], а некоторых из них Он вознёс (на много) ступеней...».
Корова, 253.
И указанием на это служат слова пророка,
«Я - господин потомков Адама, (однако я) не горжусь (этим)».
Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад. Абу-Дауд.
Кроме того, он, (с.г.с.), был направлен ко всем людям и джиннам, на что указывают слова Всевышнего:
«Скажи: "О люди! Поистине, я - посланник Аллаха ко всем вам…».
Преграды. 158.
И Аллах Всевышний также сказал:
«А Мы направили тебя ко всем людям только как вестника блага и увещателя.»
Са6а 28
И сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Мне было даровано пять (вещей), которые не были дарованы никому (из пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом (, который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстоянии месяца пути; земля была сделана для меня[188] местом совершения молитв и средством очищения, и поэтому где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине, (время) молитвы, пусть молится (на этом месте); военная добыча, которую не разрешалось (брать) никому (из пророков) до меня, была дозволена мне; мне было даровано право заступничества[189]; и (, кроме того, раньше) каждый пророк направлялся только к своему народу, я же был послан ко всем людям».
Аль-Бухари
И пророк, (с.г.с.), отличался целым рядом других особенностей, о которых мы не упомянули и о которых говорится во многих хадисах.
Вопрос 92. Что такое чудеса пророков?
Ответ. Чудесами называются сверхъестественные явления, имеющие отношение к побуждению и не имеющие себе аналогов в обычной жизни.
Среди них были такие, которые можно было воспринимать с помощью чувств, иначе говоря, увидеть или услышать, примером чего может служить появление из скалы верблюдицы[190], превращение посоха в змею[191], наделение даром речи неодушевлённых предметов и так далее.
И есть среди них чудеса духовного порядка, воспринимаемые посредством знания, например, такое чудо как Коран.
Что касается нашего пророка, (с.г.с.), то ему была дана способность совершения чудес всех видов, и какие бы чудеса ни совершал любой из прежних пророков, ему неизменно даровалась способность совершать нечто наиболее великое в своём роде.
Среди чудес, которые были доступны чувственному восприятию людей, можно выделить такие, как раскалывание луны[192], стоны, издававшиеся стволом пальмы[193], примеры того, как меж пальцев пророка, (с.г.с.), вода начинала бить ключом[194], сообщение о том, как заговорила баранья нога[195], сообщение о том, как пища начинала славить Аллаха[196], и многие достоверные сообщения о других его чудесах. Однако все они подобны чудесам, совершёнными прочими пророками, которые прекратились, когда время их закончилось, и от которых не осталось ничего, кроме воспоминаний. Что же касается вечного и непреходящего чуда, то им является Коран, такое чудо, которое не прекращается и о котором сказано:
«Не подступиться к нему лжи ни спереди, ни сзади (, ведь это —) ниспослание от Мудрого, Хвалимого!»
Разъяснены, 42.
Вопрос 93. Что является указанием на непревзойдённость Корана?
Ответ. Хорошо известен тот факт, что Благословенный Коран ниспосылался частями более двадцати лет.
Указанием на непревзойдённость Корана служит то, что всё это время он бросал вызов самым красноречивым людям, обращаясь к ним с такими словами:
«Пусть же они приведут рассказ, подобный ему, если они правдивы[197]».
Гора, 34
И в Коране также говорится:
«Скажи: "Тогда приведите десять измышленных сур, подобных его (сурам)…».
Худ, 13
И в Коране также говорится:
«Скажи: "Тогда приведите (хотя бы одну) суру, подобную его (сурам)... "»
Йунус, 38
Однако никто из них так и не сделал этого, несмотря на то, что они очень хотели дать свой ответ любыми возможными средствами, и несмотря на то, что буквы и слова Корана были подобны буквам и словам, которыми они пользовались, общаясь друг с другом, соперничая между собой в красноречии и похваляясь им перед другими. И тогда в Коране появились слова обращения к этим людям, показывающие их слабость и непревзойденность Книги Аллаха, который сказал:
«Скажи: "Поистине, если бы собрались люди и джинны, чтобы привести (нечто) подобное этому Корану, то не привели бы они подобного ему, даже если бы они помогали друг другу!"»
Ночное путешествие, 88.
Что же касается пророка, (с.г.с.), то он сказал:
«Не было ни одного из пророков, которому не было бы даровано того, благодаря чему люди начинали верить в него[198], что же касается меня, то мне были дарованы откровения, ниспосылавшиеся мне Аллахом[199], и я надеюсь, что в День воскресения у меня окажется больше последователей, чем у (любого из) них».
Аль-Бухари, Муслим.
Люди написали много книг о непревзойдённости Корана с точки зрения используемых в нём оборотов речи, его смысла и сообщений о событиях прошлого и грядущего, однако всё написанное ими составляет лишь ничтожную часть того, что можно было бы сказать о Коране.