Глава упоминания величия Аллаха, велик Он и свят 5 страница
9. (335) Передал нам Хусейн ибн Ибрахим ибн Ахмад ибн Хишам Муаддиб, что передал Мухаммад ибн Аби Абдиллях Куфи, что передал Мухаммад ибн Исмаил Бармаки, что передал Мухаммад ибн Абдуррахман Хаззаз Куфи, что передал Сулейман ибн Джафар, что передал Али ибн Хакам, что передал Хишам ибн Салим, который сказал:
Я был у Мухаммада ибн Нуамана Ахвала, и пришел к нему человек, который сказал: «Через что ты познал своего Господа?» Он ответил: «Через успех от Него, и Его наставление, и через то познание, которое Он дал мне, и через Его руководство».
Я вышел от него и встретил Хишама ибн Хакама, у которого спросил: «Если мне задают вопрос: “Через что ты познал своего Господа?”, то как мне ответить?» Он сказал: «Я скажу, что познал Господа через самого себя (бинафси), потому что я ближе к себе самому, чем кто-либо еще. И я нашел себя составленным, многообразным, из частей различных, в явном строении и составлении; нет в этом ни излишества, ни недостатка. Мне даны различные чувства в определенных частях тела: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Ни одно из них не постигает то, что постигают другие. И с точки зрения разума невозможно существование чего-то составленного без составителя или образа без образовавшего его. Так я понял, что для всего этого есть Создатель, создавший это, и Образователь, образовавший это, Который со всех сторон противоположен (мухалиф) тому, что создал и образовал. И сказал Аллах, велик Он и свят: “...И в вас самих (знамения). Разве вы не видите?” (51: 21)».
10 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن جعفر أبو الحسين الأسدي، قال: حدثنا الحسين بن المأمون القرشي عن عمر بن عبد العزيز، عن هشام بن الحكم، قال: قال لي أبو شاكر الديصاني:
إن لي مسألة تستأذن لي على صاحبك، فإني قد سألت عنها جماعة من العلماء فما أجابوني بجواب مشبع، فقلت: هل لك أن تخبرني بها فلعل عندي جوابا ترتضيه فقال: إني أحب أن ألقى بها أبا عبد الله عليه السلام، فاستأذنت له فدخل فقال له: أتأذن لي في السؤال؟ فقال له: سل عما بدا لك، فقال له: ما الدليل على أن لك صانعا؟
فقال: وجدت نفسي لا تخلو من إحدى جهتين: إما أن أكون صنعتها أنا أو صنعها غيري، فإن كنت صنعتها أنا فلا أخلو من أحد معنيين: إما أن أكون صنعتها و كانت موجودة، أو صنعتها وكانت معدومة، فإن كنت صنعتها وكانت موجودة فقد استغنت بوجودها عن صنعتها، وإن كانت معدومة فإنك تعلم أن المعدوم لا يحدث شيئا فقد ثبت المعنى الثالث أن لي صانعا وهو الله رب العالمين فقام وما أحار جوابا.
10. (336) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Джафар Абу Хусейн Асади, что передал Хусейн ибн Мамун Кураши от Умара ибн Абдульазиза от Хишама ибн Хакама, что он сказал:
Сказал мне Абу Шакир Дайсани: «У меня есть вопрос: возьми разрешение от твоего учителя, чтобы я спросил у него. Я задавал его всем ученым, и они не дали мне удовлетворительный ответ».
Я сказал: «Не изложишь ли его мне, быть может, у меня есть ответ, которым ты будешь доволен?»
Он сказал: «Нет, я хочу задать его самому Имаму Садыку (А)».
И я взял разрешение, чтобы он пришел и задал вопрос. Он вошел и сказал: «Позволишь ли спросить?»
Имам (А) сказал: «Все, что желаешь, спрашивай».
Он спросил: «Каково доказательство, что есть Тот, Кто создал тебя?»
Имам (А) сказал: «Вопрос не выходит за пределы двух возможностей: или я создал себя сам, или меня создал кто-то помимо меня. И если я создал себя сам, то это также может иметь два смысла: или я создал себя при том, что раньше я уже был, или же я создал себя при том, что раньше меня не было. Если же я создал себя при том, что раньше я уже был, то ведь тогда я и не нуждался в этом создании. Если же я создал себя при том, что раньше меня не было, то ведь ты сам знаешь: то, что было ничем, не может создать из себя что-то. Из этого следует третья возможность, а именно: у меня есть Создатель, и Он – Аллах, Господь миров».
Этот человек поднялся и ушел, довольный ответом.
Комментарий составителя книги шейха Садука:
Разумно говорить в данном отношении, что мы познали Аллаха через Аллаха, велик Он и свят. Ибо если мы скажем, что познали Его через наш разум, то ведь Он Тот, Кто даровал его нам. И если мы познали Его через Его Пророков, Посланников и Доводы (мир им), то ведь Он послал их, отправил и установил, велик Он и свят. И если мы познали Его через самих себя, то ведь Он сотворил нас. И вот, мы познали Его через Него Самого. Сказал Имам Садык (А): «Если бы не Аллах, то мы (Ахль уль-Бейт) не были бы познаны, а если бы не мы, то Аллах не был бы познан». И значение этого: если бы не Доводы (худжадж)[204], Аллах не был бы познан истинным познанием, а если бы не Аллах, не были бы познаны Доводы. И я слышал, как говорят некоторые теологи: если представить себе, что некий человек рожден в пустыне и не видел никого из людей, так что некому наставить его, то все равно когда он вырастет и станет разумным, взглянет на небо и землю и убедится, что у них есть Создатель и Творец. И я сказал им: это - нечто такое, чего никогда не бывало, и вы говорите о том, чего не было, что если бы оно было, то каким бы оно было. И если бы было действительно так, то такой человек являлся бы не кем иным, как Доводом Аллаха (худжату ллах) для самого себя, подобно некоторым Пророкам (А), которые были посланы к самим себе, и имелись среди них такие, кто были отправлены к своим семьям и детям, или к своей местности, или к своей стране, или ко всему человечеству. Что же касается слов Ибрахима (А), когда он увидел звезду, луну и солнце, что они закатились, и сказал: «О, народ мой! Воистину, я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь наряду с Аллахом» (6: 78), то он был Пророком отправленным, посланным с откровением, и любое его слово было по внушению Аллаха, велик Он и свят, и таково слово Аллаха: «Это - Наш довод, который Мы даровали Ибрахиму против его народа» (6: 83). А не так, чтобы всякий человек был как Ибрахим (А). И если бы человеку для познания единобожия (таухид) было достаточно размышления без научения со стороны Аллаха, велик Он и свят, то Аллах не ниспослал бы то, что Он ниспослал, из Своих слов: «И знай, что нет бога, кроме Аллаха» (47: 19), и из слов: «Скажи: Он – Аллах Единый» до конца суры, и из слов: «Создатель небес и земли! Как будет у Него ребенок, если не было у Него жены и когда создал Он всякую вещь и обо всякой вещи Он сведущ! Таков для вас - Аллах, ваш Господь, - нет божества, помимо Него, - творец всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему! Поистине, Он - поручитель над каждой вещью! Не постигают Его взоры, но Он постигает взоры; Он - Проницательный, Сведующий!» (6: 101-103), и последние аяты суры «Собрание», как и другие аяты единобожия (таухид).
Глава о создании мира
1 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن الحسن الصفار، عن أحمد بن محمد بن عيسى، عن الحسين بن سعيد، قال: حدثني علي بن منصور، قال: سمعت هشام بن الحكم يقول: دخل أبو شاكر الديصاني على أبي عبد الله عليه السلام فقال له: إنك أحد النجوم الزواهر، وكان آباؤك بدورا بواهر، وأمهاتك عقيلات عباهر، وعنصرك من أكرم العناصر، وإذا ذكر العلماء فبك تثنى الخناصر فخبرني أيها البحر الخضم الزاخر ما الدليل على حدوث العالم؟ فقال أبو عبد الله عليه السلام: نستدل عليه بأقرب الأشياء قال: وما هو؟ قال: فدعا أبو عبد الله عليه السلام ببيضة فوضعها على راحته، فقال: هذا حصن ملموم داخله غرقئ رقيق لطيف به فضة سائلة وذهبة مائعة ثم تنفلق، عن مثل الطاووس، أدخلها شئ؟ فقال: لا، قال: فهذا الدليل على حدوث العالم، قال: أخبرت فأوجزت، وقلت فأحسنت، وقد علمت أنا لا نقبل إلا ما أدركناه بأبصارنا، أو سمعناه بآذاننا، أو شممناه بمناخرنا أو ذقناه بأفواهنا أو لمسناه بأكفنا أو تصور في القلوب بيانا أو استنبطه الرويات إيقانا، قال أبو عبد الله: ذكرت الحواس الخمس وهي لا تنفع شيئا بغير دليل كما لا يقطع الظلمة بغير مصباح
1. (337) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы от Хусейна ибн Саида, что передал Али ибн Мансур от Хишама ибн Хакама, что он сказал:
Абу Шакир Дайсани пришел к Имаму Садыку (А) и сказал: «Ты – одна из звезд сияющих, и были твои отцы лунами сверкающими, и матери твои госпожами разумными, и твое происхождение – из благороднейшего корня, и не стоят твоего мизинца все знающие и ученые. Расскажи же мне, о полноводное море, каково доказательство создания мира?»
Имам (А) сказал: «Это доказывается через простейшие вещи».
Он спросил: «Каковы же они?»
Тогда Имам Садык (А) попросил принести себе яйцо, положил его напротив себя и сказал: «Это – твердая оболочка, внутри нее тонкий зародыш, жидкий белок и текучий желток. Когда оно откроется, из него выйдет наружу подобие павлина. Разве что-то заходило внутрь этого яйца?[205]»
Он сказал: «Нет».
Имам (А) сказал: «Это и есть доказательство создания мира».
Он сказал: «Ты сообщил, и сообщил коротко, и сказал, и сказал наилучшим образом. Но ты знаешь, что человек не принимает ничего, кроме того, что он видел глазами, или слышал ушами, или обонял носом, или чувствовал вкус этого своим ртом, или трогал это своими руками, или же представил в сердце своем посредством объяснения, или того, в чем убедился».
Имам Садык (А) сказал: «Ты упомянул пять чувств, но они не приносят пользы без доказательств, так же как мрак не рассеивается без светильника[206]».
2 - حدثنا أحمد بن زياد بن جعفر الهمداني رضي الله عنه، قال: حدثنا علي بن إبراهيم بن هاشم، عن أبيه، عن العباس بن عمرو الفقيمي، عن هشام بن الحكم أن ابن أبي العوجاء دخل على الصادق عليه السلام فقال له: يا ابن أبي العوجاء أمصنوع أنت أم غير مصنوع؟! فقال: لا، لست بمصنوع، فقال له الصادق عليه السلام: فلو كنت مصنوعا كيف كنت تكون فلم يحر ابن أبي العوجاء جوابا، وقام وخرج.
2. (338) Передал нам Ахмад ибн Зийад ибн Джафар Хамдани, что передал Али ибн Ибрахим ибн Хашим от его отца от Аббаса ибн Амру Фукайми от Хишама ибн Хакама:
Ибн Аби Ауджа[207] вошел к Имаму Садыку (А), и Имам (А) сказал ему: «О, Ибн Аби Ауджа, ты соворен или не сотворен?» Он сказал: «Нет, я не сотворен». Имам Садык (А) сказал: «Если бы ты был сотворен, то каким бы ты был?»[208] Тот не нашел ответа, встал и вышел.
3 - حدثنا أحمد بن محمد بن يحيى العطار (ره) قال: حدثنا سعد بن عبد الله، قال: حدثنا إبراهيم بن هاشم، عن علي بن معبد، عن الحسين بن خالد، عن أبي الحسن علي بن موسى الرضا عليهما السلام، أنه دخل عليه رجل فقال له: يا ابن رسول الله ما الدليل على حدث العالم؟ قال: أنت لم تكن ثم كنت، وقد علمت أنك لم تكون نفسك ولا كونك من هو مثلم
3. (339) Передал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн Йахья Аттар, что передал Саад ибн Абдуллах, что передал Ибрахим ибн Хашим от Али ибн Маабада от Хусейна ибн Халида Абу Хасана Али ибн Мусы Резы (А):
Однажды к нему пришел человек и сказал ему: «О, сын Посланника Аллаха! Каково доказательство того, что мир сотворен?»
Имам Реза (А) ответил: «Тебя не было, а потом ты возник. И ты знаешь, что это не ты сам создал себя и не кто-то подобный тебе».
4 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن الحسن الصفار، عن إبراهيم بن هاشم، عن محمد بن حماد، عن الحسن بن إبراهيم عن يونس بن عبد الرحمن، عن يونس بن يعقوب، قال: قال لي علي بن منصور:
قال لي هشام بن الحكم: كان زنديق بمصر يبلغه عن أبي عبد الله عليه السلام علم فخرج
إلى المدينة ليناظره فلم يصادفه بها، فقيل له: هو بمكة فخرج الزنديق إلى مكة، ونحن مع أبي عبد الله عليه السلام، فقاربنا الزنديق ونحن مع أبي عبد الله عليه السلام في الطواف فضرب كتفه كتف أبي عبد الله عليه السلام، فقال له أبو عبد الله جعفر عليه السلام: ما اسمك؟ قال: اسمي عبد الملك، قال: فما كنيتك؟ قال: أبو عبد الله، قال: فمن الملك الذي أنت له عبد، أمن ملوك السماء أم من ملوك الأرض؟! وأخبرني عن ابنك أعبد إله السماء؟ أم عبد إله الأرض؟! فسكت، فقال أبو عبد الله عليه السلام:
قل ما شئت تخصم، قال هشام بن الحكم: قلت للزنديق: أما ترد عليه؟! فقبح قولي، فقال له أبو عبد الله عليه السلام: إذا فرغت من الطواف فأتنا، فلما فرغ أبو عبد الله عليه السلام أتاه الزنديق، فقعد بين يديه، ونحن مجتمعون عنده، فقال للزنديق: أتعلم أن للأرض تحتا وفوقا؟! قال: نعم، قال: فدخلت تحتها؟! قال: لا، قال: فما يدريك بما تحتها؟! قال: لا أدري إلا أني أظن أن ليس تحتها شئ، قال أبو عبد الله عليه السلام:
فالظن عجز ما لم تستيقن، قال أبو عبد الله عليه السلام: فصعدت السماء؟! قال: لا، قال: