Адвентисты седьмого дня делают сатану своим спасителем, носителем греха, а также посредником и заместителем
Вместе со всеми протестантами мы верим, что, кроме имени Иисуса Христа, нет никакого иного имени под небом, каким мы могли бы спастись. Мы верим в это без каких-либо оговорок. О сатане речь пойдет только тогда, когда план спасения завершится, а благодаря искупительной работе Христа праведники будут спасены для вечности. С большей или меньшей степенью точности наше понимание того, каким образом сатана связан с нашими грехами, можно проиллюстрировать на следующем примере.
Представьте, что каких-то людей арестовали, допросили и выяснили, что они совершили определенные нарушения. Согласно приговору суда, им надо заплатить крупный штраф, но их положение совершенно безнадежно, потому что у них нет и гроша. Внезапно отчаяние сменяется радостью: какой-то богатый филантроп решил этот штраф заплатить. Они соглашаются и оказываются на свободе. Кажется, что все улажено, однако на самом деле это не так: продолжая расследование, суд выясняет, что какой-то дьявольски хитрый человек оказал влияние на этих бедных людей и увлек их на путь преступлений. Его ловят, и суд выносит приговор. Ему тоже надо заплатить большой штраф, причем гораздо больший, чем тот, от которого милосердный филантроп освободил упомянутых бедняков, поскольку суд решает, что этот злодей виновен вдвойне.
Мы все согласны, что суд поступил правильно. Никому и в голову не придет считать вопрос закрытым в силу
того, что нарушителей освободили. И поскольку подстрекателю придется понести наказание за преступления тех, чей штраф был погашен, никто не заподозрит этого богатого и щедрого человека в нечистых намерениях. Наказание, которое было определено провинившимся людям, полностью погашено упомянутым даром, и тем не менее злодей должен быть наказан за те же самые преступления, потому что именно он их задумал.
Быть может, аналогия не совсем удачна, но в общих, хотя и смутных чертах становится ясно, как мы воспринимаем отношение сатаны к нашим грехам. Мы виновны перед Богом. У нас нет ничего, положение наше безнадежно, но Христос заплатил сумму, необходимую для нашего освобождения, - заплатил не серебром или золотом, а Своей драгоценной Кровью. В нашем примере Он выступает как филантроп. Штраф за наши грехи полностью оплачен, потому что Его дара вполне хватает для этого. Он целиком и полностью искупает нас.
Однако небесный суд решает, что настоящим зачинщиком всякого греха является главный злодей, сатана, причем все началось еще в тот день, когда он соблазнил Еву. Его привлекают к суду и не только обвиняют в совершенных им грехах, но и требуют нести ответственность за грехи тех, кого уже простили. Представьте себе, что ваш адвокат, добившись прощения, обратился бы к прокурору с просьбой продолжить дело против вашего врага и заставить его держать ответ за тяготы и беды, которые претерпели ныне прощенные и спасенные грешники.
Таким образом, мы ни в каком смысле не считаем сатану спасителем от греха. В своем учении мы самым решительным образом подчеркиваем, что он и есть его инициатор. Мы уверены, что сатане, изначальному зачинщику всякого греха, предстоит пострадать на последнем Божьем суде.
Общие возражения
Возражение 99
Адвентисты седьмого дня осуществляют активную миссионерскую программу, наверное, шире всех других религиозных конфессий. Однако зачем навязывать христианскую религию народам других стран? Зачем мешать им жить так, как они хотят?
Строго говоря, данное возражение адресовано не только адвентистам, и поэтому, отвечая, будем защищать христианскую миссионерскую деятельность в целом. Суть обвинения сводится к тому, что миссионер навязывает свою религию народам других стран. Слово "навязывать" предполагает какое-то принудительное действие. Существует множество примеров того, каким образом цивилизованные нации навязывают язычникам торговые и деловые соглашения. По сути дела, взаимоотношения развитых государств с языческими странами в основном обусловлены применением силы, поэтому слово "навязывать" является неуместным.
И тем не менее в области миссионерской деятельности мы обнаруживаем радостное исключение из мрачной политики навязывания своих учений. История миссионерского движения - это история того, как люди в одиночку, без какой-либо государственной помощи и обычно даже без моральной поддержки со стороны всей Церкви (потому что слишком часто христианская Церковь без энтузиазма относится к своей миссионерской программе) отправляются в дальний путь. Их влечет только книга и то, что в ней содержится. Не имея никаких возможностей принуждать язычников к принятию новой веры, миссионеры довольно часто вынуждены опасаться за свою жизнь и нередко жертвовать ею.
Христианский миссионер отправляется в путь не для того, чтобы заставить язычников принять новые взгляды, но для того, чтобы, по словам Павла, "вразумить всякого человека". Влекомый любовью Христа, он приходит к людям как Его посланник и умоляет всех примириться с Богом. Он стремится разделить с людьми свою веру и надежду, а также новую жизнь, обретенную им самим. Он похож на человека, который, найдя большое богатство, чувствует, что не может оставить его только себе, но должен поделиться с другими. Миссионер - это тот, кто, освободившись от вины за грех и получив Божественное обетование вечной жизни, чувствует непреодолимое желание рассказать историю прощения другим людям, чтобы и они могли возродиться заново.
Миссионер - это тот, кто, услышав прекрасную историю о том, что Христос умер, воскрес и теперь сидит одесную Бога, чтобы ходатайствовать за нас, всем своим сердцем стремится поделиться с другими этой вестью, исполненной великой славы. Он отправляется в путь не для того, чтобы навязывать какие-то чуждые представления язычникам, но для того, чтобы нести Благую весть о спасении, которая нигде не может оказаться чуждой. Евангелие имеет дело с грехом, а грех - мировая болезнь.
Остается только ожидать, что провозглашение такой вести будет потрясать сами основы многих социальных и государственных институтов и обычаев языческих стран. Есть сила, которая идет рядом с Евангелием, и даже сопутствует силе Божьей.
Если бы проповедь Евангелия не сопровождалась никакой благотворной переменой жизни, у скептика был бы самый сильный аргумент в пользу того, что Евангелие - безжизненная теория. Но эти перемены наилучшим образом доказывают жизненную силу и значимость вести, которую проповедуют миссионеры.
Однако сегодня, как никогда ранее, становится актуальна миссионерская деятельность. После двух мировых войн почти все человечество исполнено подозрения, ненависти и зависти. Мир разрушается под воздействием этих злых сил.
Сегодня крайне важно проявлять взаимное доверие и понимание, чувство братской дружбы и родства. Это единственное цементирующее средство, которое может удержать шаткое здание цивилизации от полного разрушения.
Но откуда его взять? Такое средство пыталась отыскать Лига Наций, но все закончилось провалом, а что касается Организации Объединенных Наций, то, похоже, что у нее дела обстоят не лучше. Этим таинственным цементирующим средством не владеют ни крупные вооруженные силы, ни огромная регулярная армия. Но дайте христианскому миссионеру возможность проповедовать в любом уголке мира и посмотрите, что произойдет. Мужчины и женщины начинают называть друг друга "братом" и "сестрой" в Иисусе Христе. Других христиан, живущих на далекой родине этого миссионера, они воспринимают как братьев и сестер в Господе, однако вы не можете думать о ком-то как о своем брате и в то же время относиться к нему с подозрением.
Да, так называемые христианские государства воюют с другими такими же государствами, однако этот печальный факт не оспаривает истинности всего вышеизложенного. Мы не говорим о так называемом христианстве, но говорим о подлинном исповедании. Христос сказал: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35). Настоящее христианство проявляется в настоящей любви к другим людям, и где-нибудь в далекой стране миссионер, даруя людям любовь и наставление, смягчает человеческие сердца.
Таким образом, в мире, над которым уже нависла реальная угроза третьей мировой войны, христианский миссионер возвышается как великий апостол мира. Никогда еще потребность в христианских миссионерах не была так велика. Мы рады, что наш критик видит, как адвентисты седьмого дня возглавляют ряды миссионеров. Рассылая миссионеров, мы верим, что исполняем волю Бога, потому что наш Господь повелел Своим ученикам: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк.16:15).
Возражение 100