Салама ибн кайс аль-ашджаи
Его необычайно высокий моральный дух воодушевлял воинов, и любые испытания казались им простыми, а труднопроходимые дороги – лёгкими.
Халиф Аль-Фарук бодрствовал всю эту ночь, оберегая покой кварталов Медины, чтобы ничто не нарушало мирный сон её жителей.
Обходя дома, рынки и площади города, он перебирал в уме лучших из лучших сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы назначить одного из них командующим армии, отправляющейся в поход для завоевания Ахваза (Ахваза – район на западе Ирана)...
Наконец его осенило, и он радостно воскликнул: “Я одержу с ним победу... Да, я одержу с ним победу, если на то будет воля Аллаха...”
Когда наступило утро, аль-Фарук призвал к себе Саламу ибн Кайса аль-Ашджаи и сказал ему:
“Я назначаю тебя командующим армией, выступающей в поход на Ахваз. Неси же имя Аллаха и сражайся во имя Аллаха с теми, кто не уверовал в Аллаха. Когда вы встретите врагов ваших из числа язычников, то призовите их к Исламу. Если они примут исламскую веру, то тут может быть два варианта. Если они пожелают остаться в своих жилищах и не захотят воевать на вашей стороне против других язычников, то тогда они обязаны выплачивать закят, и не будут иметь права на часть добычи.
Если же они пожелают сражаться на вашей стороне, то будут иметь такие же права, как и вы, а также выполнять такие же обязанности.
Если же они не захотят переходить в исламскую веру, то потребуйте от них выплаты джизьи (Джизья – подушная подать с иноверцев за гарантию защиты их от нападения любых врагов), а затем оставьте их в покое, защищайте от врагов и не требуйте от них невозможного.
Если же они откажутся выплачивать джизью, то сражайтесь с ними, и Аллах будет помогать вам в вашей войне с ними.
Если же, укрывшись в своей крепости, они будут требовать от вас принять их капитуляцию на основе “мудрости Аллаха и Его Посланника”, то не соглашайтесь на это, ибо неведома вам мудрость Аллаха и Его Посланника.
Если же они потребуют от вас принять их капитуляцию на условии покровительства Аллаха и Его Посланника, то обещайте им покровительство не Аллаха и Его Посланника, а именно ваше покровительство...
Одержав победу в сражении, не допускайте излишней жестокости, не будьте вероломными, никого не истязайте и не убивайте детей...”
Салама ответил: “Слушаюсь и повинуюсь, о вождь правоверных!”
Крепко пожав его руки, Умар тепло проводил его в поход и совершил намаз за его удачу.
Он прекрасно осознавал величину и тяжесть задачи, возложенной на плечи Саламы и его воинов.
Ахваз представлял собой гористую местность, сильно пересечённую и с труднопроходимыми дорогами. В этом районе, расположенном к востоку от Басры, было много крепостных укреплений и его населяли известные своей стойкостью и воинственностью курды.
Мусульманам было жизненно важно завоевать этот район, либо установить над ним свой контроль, чтобы прикрыть тыл и город Басру от нападения персов и помешать им превратить Ахваз в свой военный плацдарм с целью создания постоянной угрозы миру и безопасности Ирака.
* * *
Во главе своей армии покорителей Салама ибн Кайс продолжал поход во имя Аллаха. Однако, едва вступив на территорию Ахваза, войска мусульман сразу же начали упорную борьбу с суровыми природными условиями этого края.
Воины с трудом пробирались в крутых и скалистых горах, жестоко страдали от дизентерии в обширных и заражённых болотах. Им приходилось и днём и ночью сражаться с полчищами смертельно ядовитых змей и скорпионов.
Однако необычайно высокий исламский моральный дух Саламы ибн Кайса воодушевлял всех его воинов, и любые испытания казались им простыми, а труднопроходимые дороги лёгкими.
Время от времени Салама ибн Кайс обращался к воинам с проникновенными словами, которые глубоко проникали в душу каждого, кто их слышал.
По ночам он читал им волшебные в своей прелести аяты Корана, и его Божественный свет изливался на всех воинов, осеняя их своим блеском. В этих Божественных лучах они забывали все тяготы и беды...
Точно следуя повелению халифа мусульман, при встрече с жителями Ахваза Салама ибн Кайс сразу же предложил им принять религию Аллаха. Однако они категорически отказались сделать это.
Тогда он призвал их выплатить джизью, но они высокомерно отвергли и это предложение...
После этого мусульманам не оставалось ничего другого, кроме как начать против них боевые действия. Как и подобает истинным муджахидам, они начали Джихад во имя Аллаха, стремясь обрести на этом пути Его большую награду...
* * *
Развернулись жесточайшие и кровопролитные сражения, в которых обе стороны проявляли невиданные ранее чудеса героизма и стойкости, примеры которым с трудом можно было найти в истории всех предыдущих войн.
В итоге всех этих сражений верующие муджахиды одержали блестящую победу во имя возвышения Слова Аллаха, а враги Аллаха – язычники потерпели сокрушительное поражение.
* * *
Когда боевые действия завершились, Салама ибн Кайс приступил к дележу трофеев между воинами.
Обнаружив среди добычи ценную и редкую драгоценность, Салама счёл, что вождь правоверных обрадуется ей. Поэтому, обратившись к воинам, он сказал:
– Если эту ценную вещицу поделить между всеми вами, то тогда каждому почти ничего не достанется. Устроит ли вас, если мы отошлём её вождю правоверных?
– Да, – ответили воины.
Положив драгоценность в ларец, Салама выбрал человека из своего племени Бану Ашджаа и приказал ему:
– Ты и твой слуга отправляйтесь в Медину, сообщите предводителю правоверных о нашей победе, а затем порадуй его этим подарком.
О встрече этого человека с Умаром ибн аль-Хаттабом имеется очень поучительная и назидательная история...
Предоставим же слово самому этому человеку, чтобы он рассказал нам её.
Итак, этот человек из племени Бану Ашджаа поведал следующее:
“Прибыв со своим слугой в Басру, на данные нам Саламой ибн Кайсом средства мы купили двух верховых животных и погрузили на них необходимые на дорогу припасы.
После этого мы сразу же отправились в путь. Прибыв в Медину, я начал расспрашивать людей о вожде правоверных.
Вскоре я обнаружил его раздающим пищу мусульманам. Подобно пастуху, он стоял, опираясь на свой посох. Заглядывая в миски людей, он командовал своему слуге Ярфаа:
– Ярфаа, положи этим людям мясо... Ярфаа, добавь им хлеба... Ярфаа, добавь этим похлёбки...
Когда я приблизился к нему, он сказал: “Садись!” Я сел впереди людей, мне подали пищу, и я поел.
Когда все люди насытились, он сказал: “Ярфаа, собери миски!” Затем он пошёл, а я последовал за ним.
Когда вождь правоверных вошёл в свой дом, я попросил разрешения войти, и он позволил мне сделать это. Войдя в дом, он сел на циновку, откинувшись на две кожаные подушки, набитые мягким волокном. Он предложил мне одну из них, и я сел на неё.
Повернувшись в сторону занавески за своей спиной, он приказал: “Ум Кульсум, подавай обед!”
Я подумал про себя: “Интересно, какую же пищу ест сам вождь правоверных?!”
На обед ему подали лепёшку с растительным маслом и солью грубого помола.
Обратившись ко мне, он сказал: “Ешь!”. Подчинившись, я немного поел.
Сам вождь правоверных тоже поел, и хочу сказать, что никогда я не видел, чтобы кто-нибудь был более аккуратным в еде.
После еды он приказал, чтобы нас напоили. Когда подали чашу с ячменным напитком, он сказал: “Сначала подайте гостю!”
Когда мне поднесли напиток, я взял чашу и немного отпил из неё, обнаружив, что мой домашний напиток лучше и приятнее на вкус.
Когда после этого вождь правоверных сам утолил жажду, он произнёс:
– Хвала Аллаху, Который накормил нас, и мы насытились; Который напоил нас, и мы утолили жажду.
Обратившись к нему, я сказал:
– Я прибыл к тебе с посланием, о вождь правоверных.
– Откуда? – спросил он.
– От Саламы ибн Кайса, – ответил я.
– Приветствую Саламу ибн Кайса и его посланца... Поведай мне об армии мусульман...
– Как тебе будет угодно, о вождь правоверных, – сказал я. – Да восторжествуют они над своими врагами и врагами Аллаха!
После этого я сообщил ему о победе и подробно рассказал о положении в армии.
– Хвала Аллаху, – сказал он. – Отдающий что-нибудь с лихвой возвращает это, а дарующий что-нибудь получает ещё больше.
Затем он спросил:
– Проезжал ли ты через Басру?
– Да, о вождь правоверных, – ответил я.
– Ну и как там мусульмане?
– Всё в порядке с помощью Аллаха.
– А какие у них там цены?
– У них там самые низкие цены.
– А как с мясом? Ведь мясо – это всё для арабов, и без него они не могут обойтись.
– Мяса у них там много и всегда есть.
Взглянув на ларец, который был со мной, он спросил:
– А что это у тебя в руках?
Я ответил:
– Когда Аллах помог нам одержать победу над нашим врагом, мы собрали всю нашу добычу. И среди всего прочего Салама обнаружил в ней одно украшение. Он сказал тогда воинам: “Если эту вещицу поделить между всеми вами, тогда каждому почти ничего не достанется. Устроит ли вас, если я пошлю её вождю правоверных?” И все согласились с этим.
Затем я пододвинул ему ларец...
Открыв ларец и увидев переливающиеся там драгоценные камни красного, жёлтого и зелёного цвета, он вскочил со своего места и, прижав руку к своему боку, швырнул ларец на землю. Всё его содержимое разлетелось в разные стороны.
Женщины бросились к занавеске, решив, что я хочу убить вождя правоверных. Повернувшись ко мне, он повелел:
– Собери всё это...
А своему слуге Ярфаа он приказал:
– Бей его, да посильнее!
Я начал собирать всё, что высыпалось из ларца, а Ярфаа в этом время бил меня.
Затем он сказал:
– Поднимись, нечестивец, а ты, Ярфаа прекрати бить его.
Я попросил вождя правоверных:
– Не дашь ли ты мне средство передвижения, чтобы я со слугой смог вернуться в Ахваз. Твой слуга забрал наших животных.
Он сказал:
– Ярфаа, дай ему двух верблюдов для него и его слуги из тех, которых отдали в качестве пожертвования.
Затем он приказал мне:
– Когда ты используешь этих животных для своего дела, и увидишь, что кто-то нуждается в них больше, чем ты, то отдай их ему.
– Да, я так и сделаю, о вождь правоверных. Именно так я и поступлю, если на то будет воля Аллаха, – заверил я его.
После этого он продолжил, обращаясь ко мне:
– Клянусь Аллахом, если воины разойдутся до того, как между ними разделят эту ценность, то я обязательно позабочусь о том, чтобы с тобой и твоим приятелем случилось страшное бедствие.
Я без малейшего промедления отправился в обратный путь, и когда прибыл к Саламе, то воскликнул:
– Не было мне благословения Аллаха в том деле, которое ты возложил на меня! Немедленно подели между воинами эти драгоценности, пока меня и тебя не постигла страшная беда.
Затем я всё ему подробно рассказал...
Салама не сошёл со своего места, пока не поделил всё между воинами.
МУАЗ ИБН ДЖАБАЛЬ
Муаз ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено и что запрещено.
Мухаммад, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует
Когда вся Аравия озарилась светом благого пути Истины, мединский мальчишка Муаз ибн Джабаль вступил в цветущую пору своей юности.
Среди своих сверстников он выделялся острым умом, красноречием, ясностью выражения мыслей и энергичностью.
Наряду с этим он отличался приятной внешностью; у него были красивые чёрные глаза, кудрявые волосы и броские черты лица, привлекающие людей.
Юноша Муаз ибн Джабаль принял Ислам от мекканского проповедника Мусаба ибн Умайра. В ночь аль-Акабы своей молодой рукой он пожал руку благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и присягнул ему на верность...
Муаз был одним из тех семидесяти двух людей, которые устремились в Мекку, чтобы осчастливить себя встречей с Посланником Аллаха, удостоиться чести присягнуть ему и вписать тем самым в историю одну из самых ярких и блестящих страниц...
* * *
Сразу по возвращении юноши из Мекки в Медину он создал из своих сверстников группу по разрушению идолов и удалению их из домов язычников Йасриба, как скрытно, так и явно. Итогом деятельности этой небольшой группы молодёжи явилось то, что исламскую веру принял один из знатнейших людей Йасриба – Амр ибн аль-Джамух.
Амр ибн аль-Джамух был одним из вождей рода Бану Салама и представителем их знати.
Как было принято у всех богатых людей, Амр изготовил из ценных сортов дерева своего личного идола.
С величайшей заботой шейх Бану Салама ухаживал за своим идолом, украшая его шёлком и умащивая каждое утро благовониями.
Как-то ночью под покровом темноты юные сорванцы прокрались к идолу, сняли со своего места, вынесли на задворки домов Бану Салама и бросили в помойную яму...
Утром проснувшийся шейх обнаружил пропажу своего истукана и долго не мог найти его. Он обыскивал все закоулки, пока не увидел его в помойной яме, зарывшимся лицом в отходы. Шейх воскликнул: “Горе вам! И кто же это так надругался над нашим божеством этой ночью?”
Достав из ямы идола, он тщательно обмыл его, вычистил, умастил благовониями и водрузил на прежнее место. Затем, обратившись к нему, он сказал истукану:
– О Манат, клянусь Аллахом, если бы я знал, кто сотворил такое с тобой, то на всю жизнь опозорил бы его...
Когда шейх заснул на следующую ночь, юноши опять пробрались к идолу и сделали то же самое, что и предыдущей ночью.
На утро шейх вновь отправился на поиски своего истукана, пока не обнаружил его в другой помойной яме...
Достав его оттуда, он обмыл идола, очистил его и покрыл благовониями, послав самые страшные угрозы в адрес тех, кто совершил такое кощунство.
Когда всё повторилось в третий раз, шейх опять достал идола из того места, где он оказался, и тщательно обмыл его. Затем он принёс свой меч и, повесив его на идола, сказал:
– Клянусь Аллахом, не знаю, кто творит с тобой такое... Если ты, о Манат, истинное божество, то защити себя... А этот меч будет с тобой...
Когда шейх заснул, юноши прокрались к истукану и сняли с него меч, висевший на шее.
Привязав идола к шее дохлой собаки, они бросили их обоих в выгребную яму. Утром шейх опять долго и упорно искал своего идола, пока не нашёл его в куче отбросов, крепко привязанным к дохлой собаке.
Увидев такое зрелище, шейх сказал на этот раз:
– Если бы это было настоящим божеством, то оно никогда бы не валялось вместе с дохлой собакой в выгребной яме.
После этого шейх Бану Салама принял Ислам, и его вера была истинной.
* * *
Когда благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, юный Муаз ибн Джабаль начал, подобно тени, повсюду следовать за ним. От него Муаз учился Корану и Шариату, пока не стал одним из лучших чтецов Корана и знатоков законодательства Ислама среди сподвижников Посланника Аллаха.
Йазид ибн Кутайб рассказывал:
“Как-то я зашёл в мечеть Хомса и увидел там кудрявого юношу, вокруг которого собрались люди.
Казалось, что его речь похожа на божественные звуки. Я спросил:
– Кто это?
– Муаз ибн Джабаль, – ответили мне.
Абу Муслим аль-Хаулани (Абу Муслим аль-Хаулани – один из выдающихся соратников сподвижников Пророка родом из Йемена) рассказывал:
“Войдя в мечеть Дамаска, я увидел, что там идут занятия с участием взрослых сподвижников Пророка.
Среди них находился черноглазый юноша приятной и запоминающейся внешности. Когда среди занимающихся возникало какое-либо разногласие, они обращались за помощью к этому юноше. Я спросил своего соседа:
– Кто это?
– Муаз ибн Джабаль, – ответил он”.
Да в этом и нет ничего удивительного, так как Муаз с самого детства проходил школу Посланника Аллаха, которую блестяще закончил, обильно впитав науку из её первоисточника.
Это был лучший ученик у лучшего учителя, который жадно усваивал истинные знания в их первозданном виде.
Для характеристики Муаза достаточно привести слова, сказанные в его адрес Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
“Муаз ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено, и что запрещено”.
Огромная заслуга Муаза пред нацией Мухаммада состоит в том, что он был одним из шести людей, которые ещё при жизни Посланника Аллаха начали воедино собирать Коран.
Поэтому если сподвижники Пророка вели какую-нибудь дискуссию в присутствии Муаза ибн Джабаля, то всегда прислушивались к его мнению, поскольку он пользовался непререкаемым авторитетом и обладал глубокими и обширными знаниями.
* * *
Благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и его преемники поставили уникальный научный потенциал Муаза на службу Исламу и всем мусульманам.
Увидев, как после покорения Мекки курайшиты толпами начали переходить в религию Аллаха, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почувствовал, что новые мусульмане крайне нуждаются в выдающемся учителе, который обучал бы их Исламу, разъяснял и растолковывал законоположения Шариата. Поэтому он назначил своим преемником в управлении Меккой Аттаба ибн Усайда, а его помощником Муаза ибн Джабаля для обучения людей Корану и религии Аллаха.
* * *
Когда к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыли гонцы йеменских царей, чтобы объявить об их переходе вместе с подданными в Ислам, то кроме этого они обратились с просьбой послать с ними тех, кто научил бы людей их религии. Для выполнения этой задачи Пророк направил в Йемен группу проповедников-наставников из числа сподвижников, назначив Муаза ибн Джабаля старшим среди них.
Благородный Пророк сам пошёл провожать в путь миссию истинного пути и света...
Он шёл рядом с верховым животным Муаза, тогда как сам Муаз сидел в седле...
Пророк так долго шёл рядом, что начало казаться, как будто он оттягивает момент расставания с Муазом...
Наконец он обратился к Муазу с напутствием:
– О Муаз, боюсь, что через год ты уже не встретишься со мной... Наверное, ты уже будешь проходить мимо моей мечети и моей могилы.
Не выдержав тяжести расставания со своим Пророком и любимым Мухаммадом, Муаз разрыдался, а с ним и остальные мусульмане.
* * *
Сбылось предсказание благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и с этого часа Муазу уже не было суждено счастье увидеть его живым...
Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расстался с этой жизнью до того, как Муаз вернулся из Йемена.
Естественно, что Муаз глубоко скорбел, когда обнаружил, что Медина потеряла навсегда своего любимого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
* * *
Когда преемником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стал Умар ибн аль-Хаттаб, то он направил Муаза в племя Бану Килаб, чтобы он разделил между ними собранные ими средства и распределил среди бедняков пожертвования, сделанные их богатыми соплеменниками. Справившись с поставленной ему задачей, он вернулся к своей жене, обернув вокруг шеи ту же самую подстилку, с которой он отправился в путь из дома. Жена спросила его:
– А где же подарки, которыми подданные одаряют обычно наместников, и которые они привозят своим близким?
– Рядом со мной постоянно был строгий надсмотрщик, который с меня глаз не спускал, – ответил Муаз.
Жена воскликнула:
– Тебя считали честнейшим человеком Посланник Аллаха и Абу Бакр, а теперь пришёл Умар и отправил с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?
Затем она рассказала про это жёнам Умара и пожаловалась им на него. Когда Умару стало известно про это, он вызвал к себе Муаза и спросил его:
– Это я послал с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?!
– Вовсе нет, о вождь правоверных, – ответил Муаз. – Я просто не нашёл ничего более убедительного, чтобы оправдаться перед женой.
Умар рассмеялся и дал ему немного денег, сказав:
– Дай ей это, чтобы она успокоилась...
* * *
Во времена правления Умара его наместник в аш-Шаме Йазид ибн Абу Суфьян направил ему послание, в котором говорилось:
“О вождь правоверных! Очень возросла численность населения аш-Шама. Они испытывают сильную нужду в тех, кто научил бы их Корану и разъяснил бы им основы нашей религии. Прошу тебя, о вождь правоверных, оказать мне помощь людьми, которые бы смогли обучить их”.
Умар призвал к себе пятерых людей, которые ещё при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собирали воедино Коран.
Это были: Муаз ибн Джабаль, Убада ибн ас-Самит, Абу Айуб аль-Ансари, Абу ибн Кааб и Абу ад-Дарда. Когда они собрались, Умар сказал им:
– Ваши братья – жители аш-Шама – попросили меня оказать им помощь людьми, которые обучили бы их Корану и положениям нашей религии. Поэтому, да смилостивится над вами Аллах, помогите мне выбрать из вас троих. Если хотите, бросьте жребий, а если нет, то я сам выберу и назначу троих из вас.
– А зачем бросать жребий? Абу Айуб уже старик, Абу ибн Кааб больной человек, так что как раз трое и остаются.
Умар сказал:
– Начните в первую очередь с Хомса. Если там ситуация нормальная, то оставьте одного из вас в Хомсе, другой пусть отправится в Дамаск, а третий – в Палестину.
Трое сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в соответствии с повелением аль-Фарука начали свою деятельность с Хомса...
Они оставили в нём Убаду ибн ас-Самита, Абу ад-Дарда направился в Дамаск, а Муаз ибн Джабаль – в Палестину.
* * *
В Палестине Муаз заболел чумой. Обратившись перед смертью к Кибле, он начал декламировать:
“Приветствую я смерть, приветствую...
И вот пришёл посетитель после долгого отсутствия...
Которого я очень ждал (Здесь имеется в виду ангел смерти)...”
Затем, обратив свой взор к небу, Муаз взмолился:
“О Аллах, ведомо было Тебе, что я не любил этот мир,
И я жил в нём, чтобы взрастить деревья и проложить реки...
Но для того чтобы, постясь терпеть жажду в этот полуденный зной,
И присутствовать на образовательных собраниях учёных...
О Аллах, прими же душу мою с добром, как принимаешь Ты душу правоверного”.
И тихо отошёл невинный дух Муаза, вдалеке от родственников и семьи, стремясь к Аллаху на Его пути.