Чем обильнее изливается на нас благодать Божья через Иисуса Христа, тем более мы обязаны быть смиренными, преданными и безоговорочно послушными
В ОБЛАКЕ И В МОРЕ
На протяжении предыдущих десяти глав мы рассматривали тот раздел учения Христова, который называется в Послании к Евреям 6:2 учением о крещениях.
Мы обратили внимание, что в Новом Завете речь идет фактически о четырех крещениях. Это, во-первых, крещение Иоанна Крестителя; во-вторых, христианское водное крещение; в-третьих, крещение страданием; в-четвертых, крещение в Духе Святом.
Из этих четырех крещений, два наиболее непосредственно связаны с опытом всех христиан нынешнего поколения — второе и четвертое, т.е. христианское водное крещение и крещение в Духе Святом. По этой причине мы и остановились особо на этих двух крещениях.
Наступило время посмотреть на них в перспективе – т.е. разобраться, как они связаны друг с другом и с тем, что Бог приготовил для христиан. Вопрос можно сформулировать так: какую роль играют водное крещение и крещение в Духе Святом во всеобщем Божьем плане для новозаветных верующих?
Мы подойдем к этому вопросу, используя тот метод, к которому часто прибегали авторы Нового Завета – т.е. мы посмотрим на Божье избавление Израиля из Египта, как на прототип более великого избавления от рабства греха и сатаны, избавления, предлагаемого всему человечеству через Сына Божьего Иисуса Христа. Мы сфокусируем свое внимание на трех особых моментах спасения, предлагаемого всем через Христа.
Спасение через Кровь
Прежде всего, Бог послал назначенного Им Самим избавителя, Моисея, к израильскому народу прямо туда, где они находились, в Египет, где они бедствовали в порабощении. Там Он спас их от гнева и суда через их веру в кровь назначенной Им жертвы — пасхального агнца.
В Новом Завете, в Евангелии от Иоанна 1:29, Иоанн Креститель, посланный чтобы приготовить путь Христу, так представляет Его: «...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Так он провозглашает, что Иисус и есть предназначенный Спаситель, Который через Свою жертвенную смерть и пролитую Кровь совершит все то, символом чего был пасхальный агнец.
В 1-м Коринфянам 5:7, оглядываясь на Христову смерть и Воскресение, Павел говорит: «...Пасха наша, Христос, заклан за нас».
Пасхальный агнец, в своем естественном виде, обеспечил Израилю временное избавление от физического рабства. Иисус Христос, Божий Агнец, обеспечил вечное спасение для всех, кто верит, что Его Кровь является искуплением их грехов.
Однако план Божий предусматривал немедленный исход Израиля из Египта. В ту же самую ночь, когда пасхальный агнец был принесен в жертву, Израиль начал свой выход, уже не как толпа рабов, но как организованная армия. Все нужно было делать очень быстро. Их хлеб не взошел. Они выходили поспешно, с препоясанными чреслами и посохом в руке.
Точно так же, Бог встречает грешника именно там, где тот находится в мире. Но Бог не оставляет его там. Он сразу же призывает его к совершенно новому образу жизни — жизни, отделенной от греха и мира, освященной.
Двойное крещение
Следующие две стадии избавления Израиля из египетского рабства описаны Павлом в 1-м Коринфянам 10:1-4:
Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.
Чуть дальше, в этой же самой главе Павел увязывает эти переживания ветхозаветного Израиля с соответствующими переживаниями христиан Нового Завета. В 6-м стихе он говорит:
А это были образы для нас...
И снова, в 11-м стихе:
Все это происходило с ними, как образы (т.е. образец поведения); а описано в наставление (чтобы научить и предостеречь) нам, достигшим последних веков (тем, кто живет в это последнее время).
Другими словами, Павел говорит, что произошедшее с Израилем в Ветхом Завете — это не просто интересные исторические факты прошлого, но что во всем этом содержится очень важное для нас, сегодняшних христиан, наставление. По Божьему плану эти события специально приведены для нас как примеры или образы, которых все верующие христиане нашего времени обязаны тщательно придерживаться.
Помня об этом, давайте снова вернемся к первым четырем стихам этой главы и внимательно изучим те примеры или уроки, которые Павел излагает нам. Прежде всего обратим внимание на то, что в этих четырех стихах очень короткое, но важное слово «все» встречается пять раз.
Павел говорит:
...отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие...
Павел ясно говорит, что все это — примеры верующему народу Божьему для подражания. Исключений быть не может. Это для всего народа Божьего.
На какие же особые образцы ссылается Павел? Речь идет о четырех последовательных переживаниях: во-первых, все были под облаком; во-вторых, все перешли через море; в-третьих, все ели одну и ту же духовную пищу; в-четвертых, все пили одно и то же духовное питие.
Это четыре переживания, которые должны быть соблюдены в жизни всего народа Божьего: во-первых, нужно быть под облаком; во-вторых, нужно перейти через море; в-третьих, нужно есть одну и ту же духовную пищу; в-четвертых, нужно пить одно и то же духовное питие.
Чему соответствуют эти четыре переживания в жизни верующих нынешнего поколения? Что за урок содержится в них для нас? Заметим прежде всего, что эти четыре переживания можно разделить на две группы. Первые две — прохождение под облаком и через море — были единовременными переживаниями, имевшими место только один раз. Вторые две — употребление духовной пищи и питья — были продолжительными переживаниями, которые регулярно повторялись на протяжении долгого периода времени.
Начнем с тех переживаний, которые состоялись только один раз: прохождение под облаком и через море.
Ключом к их пониманию является та особая форма, которую употребляет Павел: «все крестились в Моисея в облаке и в море». Конечно, эти два переживания соответствуют двум формам крещения, которые Бог заповедал всем христианам.
Какие же два вида крещения представлены этими двумя переживаниями? В свете наших предшествующих исследований, ответ очень прост. Крещение Израиля в облаке соответствует христианскому крещению в Духе Святом. Крещение Израиля в море соответствует христианскому водному крещению.
Анализ этих двух переживаний Израиля в Ветхом Завете показывает, как точно каждое из них соответствует тому, что Бог заповедал христианам.
Историческое описание прохождения Израиля под облаком и через море зафиксировано в книге Исход, 13-й и 14-й главах. В них идет речь о том, как после принесения в жертву пасхального агнца израильтяне в ту же ночь начали выход из Египта, как они чудесным образом перешли через Чермное море, будто по суше.
Первое упоминание об их прохождении под облаком находится в Исходе 13:20-21:
И двинулись сыны израилевы из Сокхофа, и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни. Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.
Ссылаясь на это в 1-м Коринфянам 10, Павел говорит, что «отцы наши все были под облаком». Это ведет нас к пониманию того, что в определенный момент странствования Израиля из Египта это уникальное, сверхъестественное облако сошло на них свыше и после того пребывало над ними.
Ясно, что это облако было доступно органам чувств израильтян и что оно проявлялось двояко. Днем это был столп облачный, защищающий от жаркого солнца. Ночью это был столп огненный, дающий и свет, и тепло в ночной тьме и холоде. Сам Бог, ГОСПОДЬ, Иегова, лично присутствовал в этом облаке. Как днем, так и ночью облако являлось водительством Божьим.
Обратившись теперь к 14-й главе Книги Исход, мы обнаруживаем еще один факт об этом чудесном облаке: это облако как отделяло, так и защищало Израиль от египтян. Об этом говорится в Исходе 14:19-20:
И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израильтян, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их, и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израильтян, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.
Сам Господь находился в этом облаке. Именно в виде облака Он переместился с авангарда Израиля в тыл, и именно в виде облака Он вошел в середину между Израилем и египтянами, чтобы отделить и защитить Свой народ от их врагов.
Мы также видим, что облако имело совершенно разное значение и последствия для Израиля и для египтян. Для египтян — это было облако и мрак; но для Израиля оно освещало ночь. Это облако было тьмой для египтян, людей мира сего; но светом для Израильтян, народа Божьего.
А при наступлении дня, последствия облака стали еще более устрашающими для египтян. Ибо мы в 24-м стихе той же главы читаем:
И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного, и привел в замешательство стан Египтян...
Мы уже отметили, что облако, под которым прошел Израиль и в котором они были крещены, является прообразом или прототипом крещения в Духе Святом. Давайте теперь кратко и по порядку изложим те факты, которые мы узнали об этом облаке и посмотрим, как они все точно и совершенным образом применимы ко крещению в Духе Святом. Итак, вот главные факты об этом облаке:
1) Это облако сошло на народ Божий свыше, с Неба.
2) Это было не просто невидимое присутствие, но оно воспринималось органами чувств.
3) Облако давало тень от жары днем, свет и тепло ночью.
4) Облако являлось божественным водительством для народа Божьего на протяжении всего их странствования.
5) Внутри этого облака присутствовал Сам ГОСПОДЬ, Иегова, и именно в облаке Господь лично сошел к Своему народу, чтобы спасти их от врага.
6) Облако давало свет народу Божьему, но для их врагов то же самое облако было чем-то темным и страшным.
7) Облако встало между народом Божьим и его врагами, отделяя и защищая их от врагов.
Давайте теперь посмотрим, как все эти перечисленные факты говорят о важных аспектах крещения в Духе Святом и о том, что это переживание означает для народа Божьего сегодня.