Глава 6. Сокрушение и воспитание
Если наш внешний человек должен быть сокрушен, нам необходимо тогда вполне посвятить себя Богу. Нам должно быть, однако, ясно, что этот решающий акт не в состоянии разрешить всю проблему нашего служения. Посвятить себя - это единственное выражение готовности оказаться в руке Божией, и это может случиться в течение нескольких минут. Но в такое короткое время Бог не может справиться с делом нашего воспитания. Если мы хотим отдать себя в распоряжение Богу, это значит, что мы только в начале духовного пути. Получается так, как будто мы прошли только через ворота. После того, как мы посвятим себя Богу, необходимо чтобы Дух Святой воспитывал нас - это путь. А потому, необходимо как посвящение себя, так и воспитание Духом Святым, чтобы нам оказаться сосудами, которыми сможет воспользоваться Учитель. Если мы не посвятим себя, тогда Дух Святой столкнется в нас с большими трудностями. Однако, посвящение себя не может оказаться заменой этого воспитания.
Здесь-то и обнаруживается существенная разница, потому что если мы посвящаем себя, мы делаем это только в меру нашего духовного познания и проникновения, а вот Дух Святой воспитывает нас в соответствии со Своим светом. Действительно, мы не знали того, что все это заключает в себе, если мы посвящаем себя Богу. Свет наш ограничен, и даже тогда, когда нам кажется, что он ярче всего сияет, он в очах Божиих представляется только темной точкой. Требования Божия превосходят гораздо все то, что мы находим возможным посвятить Ему соответственно нашему ограниченному свету. С другой стороны, воспитание Духа Святого уделяется нам в той же мере, как это считает Бог в Своем свете необходимым. Он знает, в чем мы особенно нуждаемся и упорядочивает наши обстоятельства таким образом, чтобы могло осуществляться это сокрушение внешнего человека. Итак, вы видите, как воспитание Духа Святого превосходит дело нашего посвящения.
Так как Дух Святой действует соответственно свету Божьему, то воспитание Его, следовательно, является основательным и совершенным. Мы часто удивляемся относительно того, что приключается с нами, но если бы нам предоставлено было право решать, мы могли бы весьма легко ошибиться, хотя, несомненно, полагали бы, что сделали самый лучший выбор. Все, что предусматривает Бог для дела нашего воспитания, превосходит наше разумение. Как же часто с нами происходит что-то такое, для чего у нас не было подготовки, а потому мы приходим к выводу о чем-то таком сильнодействующем, в чем не было нужды. Часто случается, чти воспитание Божие начинается внезапно, хотя у нас не было малейших предчувствий. Мы могли думать, что ходим "во свете", а Дух Святой обращается с нами в соответствии со светом Божиим. С тех пор, как мы приняли Его, Он приводит наши обстоятельства к нашему благу, потому что Он знает нас.
У действий Духа Святого в нашей жизни имеются свои позитивные и негативные стороны, т.е. Он ведет нас по назидающим и сокрушающим ступеням развития. После того, как мы родились свыше. Дух Святой пребывает в нас, только внешний наш человек очень часто, слишком даже часто похищает у Него свободу. Получается так, как с человеком, который пытается идти в новых, но не соответствующих башмаках.
Так как наш внешний и внутренний человек борются друг с другом, то Бог вынужден пользоваться всяким средством, которое представляется Ему действенным для того, чтобы сокрушить всякую крепость в нас, которая еще не находится под контролем внутреннего человека.
Дух Святой сокрушает внешнего человека не так, что дарует благодать внутреннему.
Конечно, Бог хотел бы, чтобы внутренний человек был сильным, но метод Его заключается в применении внешних средств, которые подвергают лишениям внешнего человека. Пользоваться таким методом едва ли было бы под силу внутреннему человеку, ведь оба они так различны по своей сущности, так что они могут только ранить друг друга. Так как внешний человек и внешние дела одного и того же рода, то они могут легко ранить его. Внешние дела способны очень болезненно поразить внешнего человека. Вот поэтому Бог в Своем обращении с нашим внешним человеком пользуется внешними делами.
Вы знаете из Слова Божьего, что "две малые птицы продаются за ассарий" (Матф. 10:29), и "пять малых птиц продаются за два ассария" (Лук. 12:6). Обычно бывало так, что пятая малая птица предлагалась даром. "И ни одна из них не падает на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены" (Матф. 10:29-30). Отсюда и уверенность наша, что Бог справедлив и определяет наши обстоятельства. А потому нет случайностей.
Бог посылает нам только то, что соответствует с Его познанием и необходимо для сокрушения нашего внешнего человека. Он знает, что в соответствии с этой целью только определенные внешние дела могут обессилить нас, а потому Он и допускает, чтобы мы сталкивались с ними однажды, дважды и, если это необходимо, даже многократно. Сознаете ли вы, что именно Бог, чтобы воспитывать вас, посылал вам все эти события в последние 5-10 лет? Тот, кто из вас роптал или жаловался, тот не видел руки Его. Тот, кто просто считал, что его постигают несчастья, был просто слеп и не видел воспитания Божьего. Поэтому помните: что бы ни случилось с вами, все определяется для нас Богом ради нашего же блага. И если бы мы сами избрали для себя что-то другое, Бог, тем не менее, очень хорошо знает, что содействует нашему благу. Где же мы были бы сегодня, если бы Бог не воспитывал нас в тех условиях, которые Он приготовил для нас? Это именно то, что хранит нас в чистоте, что позволяет нам ходить Его путями. Как же, поэтому, неразумно постоянно роптать и восставать в своем сердце против того, что Дух Святой отмерил ради нашего блага. Как только мы приобщаемся к спасению. Дух Святой сразу же подвергает нас Своему воспитанию, но Он может воспитывать нас беспрепятственно, доколе мы не отдадим себя Ему вполне. Если человек спасен, но жизни своей он еще не отдал Господу, если он любит самого себя еще более, нежели Господа, Дух Святой тем не менее начинает действовать. Он подвергает его Своему водительству. Он начинает сокрушать его внешнего человека, чтобы Сам Он мог беспрепятственно действовать в нем.
Наконец, наступает время, когда становится известным, что человек не может жить сам собою и для себя. С тем слабым светом, который имеется у него, человек приходит к Богу и говорит: "Я посвящаю себя Тебе. Будет ли это означать для меня жизнь или смерть, но я отдаю себя всецело в Твои руки". Это будет содействовать делу Духа Святого в нас. Ценность заключается именно в том, что мы посвящаем себя Ему, а потому Дух Святой получает возможность неограниченно действовать в нас. Следовательно, не будем удивляться тому, если придется столкнуться с многими неожиданными вещами после того, как мы посвятили себя Господу.
Вы сказали Господу: "Господи! пусть случится со мною все, что Ты считаешь благом для меня". Поэтому, когда вы безусловно отдали себя в Его руки. Дух Святой может беспрепятственно действовать в вас. Чтобы вы могли безоговорочно решиться следовать за Господом, нам необходимо обратить все свое внимание на
воспитательное дело Духа Святого.