Педагогические рекомендации. В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:
В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:
ситуации, требующие смены устоявшихся стереотипов, сложившихся привычек поведения;
ситуации, при которых необходимо устанавливать неформальные контакты с окружающими, даже близкими людьми;
ситуации, когда необходим душевный контакт, разговор по душам;
ситуации, в которых приходится руководить другими людьми;
ситуации коллективной или групповой деятельности;
ситуации, в которых необходимо выполнять интеллектуальную
работу по заранее заданным схемам и правилам.
Установление контакта с этим типом людей с целью оказания педагогической помощи представляет значительную трудность. Многие из них совершенно не выносят попыток «залезть в душу». Поэтому при налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости. Это может ещё сильнее расстроить человека, и тогда он замкнется, уйдет в свой внутренний мир еще больше.
В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», когда выбирается факт из жизни города или страны и он обсуждается с человеком, чтобы выяснить и уточнить основные жизненные позиции педагога и шизоида.
Основным признаком установления контакта, преодоления психологического барьера, перехода к неформальному, личностному общению служит момент, когда шизоид начинает говорить сам, по своей инициативе высказывая определенные суждения, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в этот момент не следует, так как чем больше он говорит, чем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.
При организации учебного процесса необходимо учитывать глубокий интерес к какой-либо науке и обширные знания человека в
этой области, создавать ему условия для реализации знаний.
Эффективными являются индивидуальные задания с учетом сферы
интересов человека, причем эти задания могут быть высокой степени
трудности.
Для развития коммуникативных способностей шизоидов необходимо включать в различные групповые и коллективные формы деятельности, например в командные спортивные игры.
Психотехнические упражнения
«ОРАТОР»
Во время бесед и разговоров со своими друзьями сознательно стремитесь быть Оратором (именно с большой буквы). Для этого вам нужно говорить громко, четко, используя различные ораторские приемы, чтобы привлечь внимание собеседников. Не забудьте, что ваша речь должна быть понятна собеседнику (время от времени спрашивайте у него: «Ты понимаешь, о чем я говорю?»).
«МАССОВИК-ЗАТЕЙНИК»
В дружеской компании или на вечеринке не сидите в стороне, в очередной раз обдумывая свои мысли, а попробуйте сыграть роль массовика-затейника. Предложите всем участникам вечеринки какую-нибудь игру или другое интересное занятие. Важно не просто предложить интересную игру, но и организовать ее проведение, привлечь как можно больше людей.
Безусловно, вам сначала будет очень трудно, но первый же успех окрылит вас, и вы почувствуете радость от общения с людьми.
«СОПЕРЕЖИВАНИЕ»
Во время разговора попытайтесь почувствовать состояние собеседника, представить, что он ощущает, общаясь с вами.
Можно об этом прямо спросить его: «Тебе интересно? Ты не устал? Может, ты хочешь отдохнуть?»
ПСИХАСТЕНОИД
В детстве наряду с некоторой робостью и пугливостью у таких детей проявляются склонность к рассуждению и не по возрасту «интеллектуальные интересы». В этом же возрасте возникают различные фобии – боязнь незнакомых людей, новых предметов, темноты, страх, остаться одному дома или за закрытой дверью и т.п.
Критическим периодом, когда психастенические черты начинают проявляться с особой силой, является начало обучения в школе. Это связано с необходимостью отвечать за себя и тем более за других, что представляет одну из самых трудных задач для психастеника.
Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за будущее свое и своих близких.
Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.
Отталкивающие черты характера: нерешительность, определенный формализм, безынициативность, склонность к бесконечным рассуждениям, самокопание, наличие навязчивых идей, опасений. Причем опасений адресуются в основном к возможному событию, даже маловероятному в будущем, по принципу «как бы чего не случилось» (вдруг меня пли моих родных укусит собака или я заболею или получу двойку и т.д.).
Поэтому психастеноид так верит в приметы: обувь надевает
только с правой ноги; если запнется левой ногой, то обязательно
плюнет три раза через правое плечо и т. п., – считая их, панацеей
от всех бед.
Другой формой защиты от постоянных страхов является сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит идея, о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая пи на шаг от намеченного плана, то ничего плохого не случится, все обойдется.
Таким людям очень трудно принять практически любое решение, они все время сомневаются, все ли обстоятельства и возможные последствия они учли. При этом они думают уже не о том, как добиться успеха, а о том, как избежать возможных неудач и неприятностей. Но если все же решение принимается, то, психастеник начинает действовать немедленно, так как боится сам себя – «вдруг передумаю».
«Слабое звено» этого психотипа: боязнь ответственности за себя и за других.
Особенности общения и дружбы. Психастеиоид стеснителен, застенчив, боится устанавливать новые контакты. В отношениях со старыми друзьями ценит именно глубокий личностный контакт, друзей у него немного, но эта дружба «на века». Помнит мельчайшие детали отношений и от души признателен за внимание к себе.
Отношение к учебе и работе. Психастеноид способен заниматься, не поднимая головы, проявляя несвойственную ему целеустремленность, настойчивость и усидчивость, длительное время, так как боится огорчить неудовлетворительными оценками своих близких и преподавателей. Долгое время сверяет полученный результат по справочникам, словарям, энциклопедиям, позвонит другу, спросит у него и т. п.
Психастеноид, как правило, подчиненный, который аккуратно, точно и в срок выполнит любую работу, если задание конкретно и полученная инструкция четко регламентирует порядок его выполнения. Таким людям по душе тихая, аккуратная, спокойная работа, например, работа библиотекаря, бухгалтера, лаборанта или надомная работа.