Смысл человеческой жизни
Смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Рассмотрим данные проблемы применительно к трем мировым религиям – христианству, исламу и буддизму.
Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» (Экклезиаст) и новозаветной заповеди Христа: «… я имею ключи от ада и смерти». Бессмертие личности мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природных сил и становится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность.
Таким образом, целью жизни человека является обожение, движение к вечной жизни. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную суету. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: «Будьте готовы: ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий». Это не трагедия, а переход в мир иной, где уже обитают мириады душ, добрых и злых и где каждая новая входит на радость или муку.
Земное, телесное бессмертие христианство связало с образом Агасфера. Когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу и захотел отдохнуть, стоявший среди других Агасфер сказал: «Иди, иди». За это он и был покаран – ему навсегда было отказано в покое могилы. Из века в век обречен он скитаться по миру, дожидаясь второго пришествия Христа, который один может лишить его постылого бессмертия.
Ислам исходит из факта сотворения человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. В отличие от христианства земная жизнь в исламе оценивается очень высоко. Тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы.
День Справедливого суда предполагает разрушение всей Вселенной и творение нового совершенного мира. О каждом человеке будет представлена «запись» деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Восторжествует принцип верховенства законов морали и разума. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство. Спрашивать Аллаха о смертном часе нельзя, так как знание об этом только у него, а «что тебе дано знать – может быть, час уже близок».
Отношение к смерти и бессмертию в буддизме отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывается отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен он, может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно. В сущности, признается только один вид «дивного бессмертия» – нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.
Личность понимается как сумма дхарм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения. Отсюда следует нелепость, бессмысленность цепи природных рождений. Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления, блаженного «острова», находящегося в глубине сердца человека, где «ничем не владеют» и «ничего не жаждут». Известный символ нирваны – угасание вечно трепещущего огня выражает сущность буддийского понимания смерти и бессмертия.
Самоубийство в буддизме считается не столько греховным, сколько бессмысленным, ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей (сансара), а только приводит к рождению в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, «природа личности есть непрерывная смерть». Американский поэт У. Уитмен выразил так эту идею – нужно жить «спокойно улыбаясь Смерти».
Литература
1. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. Ч. 2. – М.: Политиздат. 1989.
2. Философия: Учебник для вузов. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М., ЮНИТА, 2000.
3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2002.
4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики. 2003.
5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2002.
6. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., Наука, 1987.
7. Волахова Н. В. Путь к смерти Л. Н. Толстого (Категория смерти в его религиозно-нравственной философии.) // Вестник МГУ, сер. 7, 2000. № 3.
8. Швейцер А. Благоговения перед жизнью. – М., Прогресс, 1992.
Вопросы к теме «Основы философской антропологии»
9. Каково место человека во Вселенной? Аргументируйте свой ответ данными современной науки.
10. Определите случайные и необходимые факторы в возникновении и развитии человека?
11. Какие философские проблемы ставит процесс антропосоциогенеза? Какие варианты решения этих проблем вам известны?
12. В чем суть биологизаторских и социологизаторских концепций человека? Возможно ли их совмещение?
13. В чем особенность психоаналитической концепции человека?
14. Как определяется сущность человека в экзистенциализме?
15. Какие измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия вы знаете?
16. Как определяют смысл жизни и смерти основные религии?
[1] См. Юдин Б. Г. О человеке, его природе и его будущем.// Вопросы философии. 2004. № 2.
[2] См. Фрейд З. Будущность одной иллюзии.