Глава о бада (изменении судьбы)
1 - أبي رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن يحيى العطار، عن أحمد بن محمد بن عيسى، عن الحجال، عن أبي إسحاق ثعلبة، عن زرارة، عن أحدهما يعني أبا جعفر وأبا عبد الله عليهما السلام قال: ما عبد الله عز وجل بشئ مثل البداء
1. (383) Передал нам наш отец, что передал Мухаммад ибн Йахья Аттар от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы от Хаджжаля от Абу Исхака Саалаба от Зурара от Имама Бакира и Имама Садыка (мир им):
Аллаху – велик Он и свят! - ничем так не поклоняются, как через бада[236].
2 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رحمه الله قال: حدثنا محمد بن الحسن الصفار، عن أيوب بن نوح، عن ابن أبي عمير، عن هشام بن سالم، عن أبي عبد الله عليه السلام، قال: ما عظم الله عز وجل بمثل البداء
2. (384) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Айуба ибн Нуха от Ибн Аби Умейры от Хишама ибн Салима от Имама Садыка (А), что он сказал:
Аллах – велик Он и свят! - ни через что так не возвеличен, как через бада.
3 - حدثنا محمد بن علي ماجيلويه رضي الله عنه، قال: حدثنا علي بن إبراهيم، عن أبيه، عن ابن أبي عمير، عن هشام بن سالم، عن محمد بن مسلم، عن أبي عبد الله عليه السلام، قال: ما بعث الله عز وجل نبيا حتى يأخذ عليه ثلاث خصال: الاقرار بالعبودية، وخلع الأنداد، وأن الله يقدم ما يشاء ويؤخر ما يشاء
3. (385) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавей, что передал Али ибн Ибрахим от его отца от Ибн Аби Умейры от Хишама ибн Салима от Мухаммада ибн Муслима от Имама Садыка (А), что он сказал:
Аллах – велик Он и свят! – не отправлял ни одного Пророка, кроме как взяв с него договор о трех вещах: признание рабства в поклонении (убудийа), отрешение от сотоварищей (Аллаху) и то, что Аллах приближает, что пожелает, и отодвигает, что пожелает.
4 - وبهذا الإسناد، عن هشام بن سالم وحفص بن البختري وغيرهما، عن أبي عبد الله عليه السلام في هذه الآية (يمحوا الله ما يشاء ويثبت) قال: فقال: وهل يمحو الله إلا ما كان وهل يثبت إلا ما لم يكن؟!.
4. (386) По тому же иснаду от Хишама ибн Салима и Хафса ибн Бухтари и других от Имама Садыка (А) о значении аята: ««Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – мать Писания» (13: 39):
Имам (А) сказал: «Разве Аллах стирает что-то кроме того, что было? И разве Аллах утверждает что-то, кроме того, чего не было?»
5 - حدثنا حمزة بن محمد العلوي رحمه الله قال: أخبرنا علي بن إبراهيم بن هاشم، عن أبيه، عن ابن أبي عمير، عن مرازم بن حكيم، قال: سمعت أبا عبد الله عليه السلام يقول: ما تنبأ نبي قط حتى يقر لله عز وجل بخمس: بالبداء والمشية و السجود والعبودية والطاعة
5. (387) Передал нам Хамза ибн Мухаммад Алави, что передал Али ибн Ибрахим ибн Хашим от его отца от Ибн Аби Умейры от Муразима ибн Хукейма, что он сказал:
Я слышал, как Имам Садык (А) сказал: «Ни один Пророк не стал Пророком, иначе как заверив перед Аллахом пять вещей: бада, замысел (машийа), земной поклон, рабство в поклонении (убудийа) и подчинение».
6 - حدثنا حمزة بن محمد العلوي رحمه الله، عن علي بن إبراهيم بن هاشم، عن الريان بن الصلت، قال: سمعت الرضا عليه السلام يقول: ما بعث الله نبيا قط إلا بتحريم الخمر، وأن يقر له بالبداء
6. (388) Передал нам Хамза ибн Мухаммад Алави от Али ибн Ибрахима ибн Хашима от Райана ибн Сальта, что он сказал:
Я слышал, как Имам Реза (А) сказал: «Аллах не посылал ни одного пророка, иначе как с запретом вина и с тем, что тот признает перед Ним бада».
7 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن يعقوب، قال: حدثنا علي بن إبراهيم، عن محمد بن عيسى، عن يونس بن عبد الرحمن، عن مالك الجهني قال: سمعت أبا عبد الله عليه السلام يقول: لو يعلم الناس ما في القول بالبداء من الأجر ما فتروا عن الكلام فيه
7. (389) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Йакуб, что передал Али ибн Ибрахим от Мухаммада ибн Исы от Йунуса ибн Абдуррахмана от Малика Джухани, что он сказал:
Я слышал, как Имам Садык (А) сказал: «Если бы люди знали, какая награда скрыта в убеждении о бада, никогда не оставляли бы разговор о нем».
8 - وبهذا الإسناد، عن يونس، عن منصور بن حازم، قال: سألت أبا عبد الله عليه السلام هل يكون اليوم شئ لم يكن في علم الله تعالى بالأمس؟ قال: لا، من قال هذا فأخزاه الله، قلت: أرأيت ما كان وما هو كائن إلى يوم القيامة أليس في علم الله؟! قال: بلى قبل أن يخلق الخلق
8. (390) По тому же иснаду от Йунуса от Мансура ибн Хазима, что он сказал:
Я спросил у Имама Садыка (А): «Есть ли сегодня в знании Аллаха то, чего не было в Его знании вчера?» Он сказал: «Нет. Тот, кто говорит так, - Аллах опозорил его». Я спросил: «Говоришь ли ты, что всё, что было, и всё, что будет до Судного дня, - в знании Аллаха?» Он сказал: «О да, прежде чем Он сотворил творение».
9 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن يعقوب، عن الحسين بن محمد بن عامر، عن معلى بن محمد، قال: سئل العالم عليه السلام كيف علم الله؟ قال: علم، وشاء، وأراد، وقدر، وقضى، وأبدى فأمضى ما قضى، وقضى ما قدر، وقدر ما أراد، فبعلمه كانت المشية، وبمشيته كانت الإرادة، وبإرادته كان التقدير، وبتقديره كان القضاء، وبفضائه كان الامضاء، فالعلم متقدم المشية والمشية ثانية، والإرادة ثالثة، والتقدير واقع على القضاء بالامضاء، فلله تبارك وتعالى البداء فيما علم متى شاء وفيما أراد لتقدير الأشياء، فإذا وقع القضاء بالامضاء فلا بداء، فالعلم بالمعلوم قبل كونه، والمشية في المنشأ قبل عينه، والإرادة في المراد قبل قيامه، والتقدير لهذه المعلومات قبل تفصيلها وتوصيلها عيانا وقياما، والقضاء بالامضاء هو المبرم من المفعولات ذوات الأجسام المدركات بالحواس من ذي لون وريح ووزن وكيل وما دب ودرج من إنس وجن وطير وسباع وغير ذلك مما يدرك بالحواس، فلله تبارك وتعالى فيه البداء مما لا عين له، فإذا وقع العين المفهوم المدرك فلا بداء، والله يفعل ما يشاء، وبالعلم علم الأشياء قبل كونها، وبالمشية عرف صفاتها وحدودها وأنشأها قبل إظهارها وبالإرادة ميز أنفسها في ألوانها و صفاتها وحدودها، وبالتقدير قدر أوقاتها وعرف أولها وآخرها، وبالقضاء أبان للناس أماكنها ودلهم عليها، وبالإمضاء شرح عللها وأبان أمرها، وذلك التقدير العزيز العليم.
9. (391) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Йакуб от Хусейна ибн Мухаммада ибн Амира от Муалла ибн Мухаммада:
Спросили знающего (мир ему): «Каково знание Аллаха?» Он сказал: «Он знал, и пожелал (ша’), и захотел (арада), и определил, и решил, и проявил, и удостоверил то, что решил, и решил то, что определил, и определил то, что захотел, и Его желание (машийа) было по Его знанию, и Его воля (ирада) была по Его желанию[237], и Его определение было по Его воле, и Его решение было по Его определению, и Его удостоверение было по Его решению. Знание (Его) предшествует желанию, и желание – второе, и воля – третье, и определение совершается над решением через удостоверение. И клянусь Аллахом, Святым и Возвышенным, бада есть в том, что Он знал, когда желал, и в том, что Он захотел для определения вещей. Но когда совершилось решение через заверение – уже нет в этом бада. И знание о знаемом – раньше его существования, и желание о желаемом – прежде его сущности, и хотение о цели хотения – прежде ее появления, и определение этих данностей – прежде их деталей и их соединения по сущности и появлению. И решение через заверение неотвратимо и окончательно для всего наделенного телесностью и постигаемого органами чувств, имеющего цвет, душу, вес и меру, что передвигается и изменяется из людей, джиннов, птиц, зверей и прочего, постижимого чувствами. И вот, для Аллаха, Святого и Возвышенного, в этом есть бада для того, что не определимо сущностно, а если стало это сущностью постижимой и познаваемой – то нет бада. И Аллах совершает то, что желает, и Своим знанием ведал вещи прежде их существования, и Своим желанием понимал их качества и пределы, и создал их прежде их проявления, и Своим хотением различил их по их цветам, качествам и пределам, и Своим определением определил их времена, и знал первые из них и последние, и Своим решением установил для людей их места, и указал им на них, и Своим заверением разъяснил их причины, и установил их дела, и это – определение Великого, Знающего».
Комментарий составителя книги шейха Садука:
Бада не такова, как думают невежественные люди, будто она есть сожаление (Аллаха о принятом решении), пречист Аллах от подобного. Значение бада в том, что Он начинает (йабда) какую-то вещь из Своего творения и сотворяет ее прежде чего-то, а потом уничтожает ее и начинает творение другой. Или повелевает некое дело, а потом отказывается от этого и повелевает к чему-то подобному тому, от чего отказался. И это то, как Он отменил некоторые положения шариата или изменил киблу (мусульман) или идду (срок воздержания) женщины, муж которой умер. И не повелевает Аллах Своим рабам какое-либо дело в какое-либо время, иначе как зная о пользе для них в это время и в этом деле, которое Он повелел. И знает Он, что в другое время польза для них – в Его отказе от того, что Он повелел им ранее. И кто удостоверился, что Аллах совершает то, что пожелает, и уничтожает то, что пожелает, и творит на его месте то, что пожелает, и предваряет то, что пожелает, и совершает позже то, что пожелает, и повелевает то, что пожелает как пожелает, - тот удостоверился в бада. И не постигается величие Аллаха через что-либо лучшее, нежели удостоверение в том, что Ему принадлежит творение, и повеление, и предшествование, и завершение, и установление того, чего не было, и уничтожение того, что было.
Бада есть то, что отвергли иудеи, ибо они сказали: «Аллах отдалился от дел». Но мы говорим: «Аллах каждый день занят делом: Он оживляет и умерщвляет, и наделяет, и творит то, что пожелает».
Бада не есть сожаление (о совершенном), но она есть не что иное, как проявление того или иного дела. Арабы говорят: «Бада ли шахсун фи тарики», то есть – «мне встретился (показался, проявился) такой-то человек по пути». Коран говорит: «Ва бада лахум мина ллахи ма лам йакуну йахтасибун» - «И проявилось им то Аллаха то, на что они не рассчитывали» (39: 47). И когда проявилось для Аллаха, что раб поддерживает хорошие отношения с родственниками, Он увеличивает его жизненный срок. Когда же проявилось для Него, что раб порвал отношения с родственниками, Он уменьшает его срок. И когда проявилось для Аллаха, что раб совершает прелюбодеяние, Он уменьшает его пропитание и жизненный срок. И когда проявилось для Него, что раб воздерживается от прелюбодеяния и хранит целомудрие, Он умножает его пропитание и увеличивает его жизненный срок.
10 - ومن ذلك قول الصادق عليه السلام: ما بدا لله بداء كما بدا له في إسماعيل ابني، يقول: ما ظهر لله أمر كما ظهر له في إسماعيل ابني إذ اخترمه قبلي ليعلم بذلك أنه ليس بإمام بعدي
10. (392) К этому относится высказывание Имама Садыка (А):
«Не было у Аллаха такого бада, как бада относительно моего сына Исмаила; не проявилось у Аллаха такого дела, как дело моего сына Исмаила: Он упокоил его прежде меня, дабы тем самым показать, что он – не Имам после меня».
11 - وقد روي لي من طريق أبي الحسين الأسدي رضي الله عنه في ذلك شئ غريب، وهو أنه روى أن الصادق عليه السلام قال: ما بدا لله بداء كما بدا له في إسماعيل أبي إذا أمر أباه إبراهيم بذبحه ثم فداه بذبح عظيم
11. Мне было рассказано от Абу Хусейна Асади об этих тайных вещах, что Имам Садык (А) сказал:
«Не было у Аллаха бада, как бада Исмаила, моего предка, когда Аллах повелел его отцу (Ибрахиму) принести в жертву своего сына, а потом заменил его великой жертвой».
Комментарий составителя книги шейха Садука:
Хадис дошел до меня в этих двух вариантах (10 и 11), и я привел его по причине слова бада, которое в нем упоминается, и только Аллах указывает на истинный путь.
55. Глава замысла (машийа) и воли (ирада)
1 - أبي رحمه الله، قال: حدثنا سعد بن عبد الله، عن أحمد بن محمد، عن أبيه عن محمد بن أبي عمير، عن عمر بن أذينة، عن محمد بن مسلم، عن أبي عبد الله عليه السلام قال: المشية محدثة
1. (394) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдиллях от Ахмада ибн Мухаммада от его отца от Мухаммада ибн Аби Умейры от Умара ибн Узайна от Мухаммада ибн Муслима от Имама Садыка (А), что он сказал:
Замысел (машийа) сотворен (мухдас)[238].
2 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن الحسن الصفار، عن جعفر بن محمد بن عبد الله، عن عبد الله بن ميمون القداح، عن جعفر بن محمد، عن أبيه عليهما السلام، قال: قيل لعلي عليه السلام: إن رجلا يتكلم في المشية فقال: ادعه لي، قال: فدعي له، فقال: يا عبد الله خلقك الله لما شاء أو لما شئت؟! قال: لما شاء، قال: فيمرضك إذا شاء أو إذا شئت؟! قال: إذا شاء: قال: فيشفيك إذا شاء أو إذا شئت؟! قال: إذا شاء، قال: فيدخلك حيث شاء أو حيث شئت؟! قال: حيث شاء، قال: فقال علي عليه السلام له: لو قلت غير هذا لضربت الذي فيه عيناك
2. (395) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Джафара ибн Мухаммада ибн Абдилляха от Абдуллаха ибн Маймуна Каддаха от Имама Садыка (А) от Имама Бакира (А), что он сказал:
Али (А) сказали: «Вот, один человек говорит о замысле (машийа) Аллаха». Он сказал: «Приведите его ко мне». Его привели к нему. Али (А) спросил: «О, раб Аллаха! Аллах сотворил тебя, как Он пожелал, или как ты пожелал?» Он ответил: «Как Он пожелал». Али (А) спросил: «Ты становишься больным, когда Он желает, или когда ты желаешь?» Он сказал: «Когда Он желает». Али (А) спросил: «Ты исцеляешься, когда Он желает, или когда ты желаешь?» Тот сказал: «Когда Он желает». Али (А) спросил: «Ты входишь куда-то, когда Он желает, или когда ты желаешь» Тот сказал: «Когда Он желает». Али (А) сказал: «Если будешь говорить что-то помимо этого, я отрублю тебе голову».
3 - وبهذا الإسناد قال: دخل على أبي عبد الله عليه السلام أو أبي جعفر عليه السلام رجل من أتباع بني أمية فخفنا عليه، فقلنا له: لو تواريت وقلنا ليس هو ههنا، قال:
بل ائذنوا له فإن رسول الله صلى الله عليه وآله قال: إن الله عز وجل عند لسان كل قائل و يد كل باسط، فهذا القائل لا يستطيع أن يقول إلا ما شاء الله، وهذا الباسط لا يستطيع أن يبسط يده إلا بما شاء الله، فدخل عليه فسأله عن أشياء وآمن بها وذهب
3. (396) По тому же иснаду:
К Имаму Садыку (А) или Имаму Бакиру (А) пришел человек из последователей Омейядов, и мы испугались за Имама (А) и сказали ему: «Хорошо бы, если бы ты укрылся, а мы бы сказали, что тебя нет здесь». Имам (А) же ответил: «Нет, разрешите ему войти. Посланник Аллаха (С) сказал: “Поистине, Аллах – велик Он и свят! – возле языка всякого говорящего и возле руки всякого протягивающего руку. И этот говорящий не сможет сказать ничего, кроме того, что желает Аллах, и этот протягивающий руку не протянет ее, кроме как на столько, на сколько желает Аллах”».
И тот вошел к нему, спросил его о некоторых вещах, уверовал и ушел.
4 - حدثنا أحمد بن الحسن القطان، قال: حدثنا أحمد بن محمد بن سعيد الهمداني، قال: حدثنا علي بن الحسن بن علي بن فضال، عن أبيه، عن مروان ابن مسلم، عن ثابت بن أبي صفية، عن سعد الخفاف، عن الأصبغ بن نباته، قال:
قال أمير المؤمنين عليه السلام: أوحى الله عز وجل إلى داود عليه السلام: يا داود تريد وأريد ولا يكون إلا ما أريد، فإن أسلمت لما أريد أعطيتك ما تريد، وإن لم تسلم لما أريد أتعبتك فيما تريد، ثم لا يكون إلا ما أريد
4. (397) Передал нам Ахмад ибн Хасан Каттан, что передал Ахмад ибн Мухаммад ибн Саид Хамдани, что передал Али ибн Хасан ибн Али ибн Фаззаль от его отца от Марвана ибн Муслима от Сабита ибн Аби Сафия от Саада Хаффафа от Асбага ибн Нубаты, что он сказал:
Повелитель верующих Али (А) сказал: «Аллах – велик Он и свят! – внушил Давуду (А) в откровении: “Ты желаешь, и Я желаю, и не бывает ничего, кроме того, что Я желаю. И если ты подчинишься тому, что Я желаю, то Я дам тебе то, что ты желаешь. Если же ты не подчинишься тому, что Я желаю, я утомлю тебя в том, что ты желаешь, а потом (все равно) не будет ничего, кроме того, что Я желаю”».
5 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رضي الله عنه، قال: حدثنا محمد ابن الحسن الصفار، عن محمد بن عيسى بن عبيد، عن سليمان بن جعفر الجعفري قال: قال الرضا عليه السلام: المشية والإرادة من صفات الأفعال، فمن زعم أن الله تعالى لم يزل مريدا شائيا فليس بموحد
5. (398) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Мухаммада ибн Исы ибн Убейда от Сулеймана ибн Джафара Джафари, что он сказал:
Имам Реза (А) сказал: «Желание (машийа) и воля (ирада) Аллаха – из качеств действия, и тот, кто думает, будто Аллах всегда был желающим (шаи) и волящим (мурид), – не единобожник (муваххид)»[239].
6 - حدثنا أبي، ومحمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رضي الله عنهما، قالا: حدثنا سعد بن عبد الله، عن أحمد بن محمد بن عيسى، عن أحمد بن محمد بن أبي نصر البزنطي، عن أبي الحسن الرضا عليه السلام قال: قلت له: إن أصحابنا بعضهم يقولون بالجبر وبعضهم بالاستطاعة، فقال لي: أكتب قال الله تبارك وتعالى: يا ابن آدم بمشيتي كنت أنت الذي تشاء لنفسك ما تشاء، وبقوتي أديت إلي فرائضي وبنعمتي قويت على معصيتي، جعلتك سميعا بصيرا قويا، ما أصابك من حسنة فمن الله، وما أصابك من سيئة فمن نفسك، وذلك أنا أولى بحسناتك منك وأنت أولى بسيئاتك مني، وذلك أني لا أسأل عما أفعل وهم يسألون، قد نظمت لك كل شئ تريد.
6. (399) Передали нам наш отец и Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Саад ибн Абдуллах от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы от Ахмада ибн Мухаммада ибн Аби Насра Базанти:
Я сказал Имаму Резе (А): «Вот, некоторые наши друзья говорят о предопределении (джабр), другие о способности (иститаа)[240]». Он сказал: «Запиши: “Сказал Аллах, велик Он и свят: ‘О, потомок Адама! По Моему желанию (машийа) ты желаешь для себя то, что желаешь, и по Моей силе исполняешь Мои предписания, и по Моим милостям ты способен к неподчинению Мне. Я сделал тебя слышащим, видящим, сильным. И то, что постигло тебя из добра, – от Аллаха, а то, что постигло тебя из зла, - от тебя самого. И так Я ближе к благу для тебя, чем ты сам, а ты ближе ко злу для себя, чем Я. И так Я не буду спрошен о том, что совершаю, но они будут спрошены. Я устроил для тебя всякую вещь, какую ты хочешь‘”»[241].
7 - حدثنا أبي رحمه الله، قال: حدثنا سعد بن عبد الله، قال: حدثنا محمد بن الحسين بن أبي الخطاب، عن جعفر بن بشير، عن العرزمي، عن أبي عبد الله عليه السلام قال: كان لعلي عليه السلام غلام اسمه قنبر وكان يحب عليا عليه السلام حبا شديدا. فإذا خرج علي عليه السلام خرج على أثره بالسيف، فرآه ذات ليلة فقال: يا قنبر ما لك؟
قال: جئت لأمشي خلفك، فإن الناس كما تراهم يا أمير المؤمنين فخفت عليك، قال: ويحك أمن أهل السماء تحرسني أم من أهل الأرض؟! قال: لا، بل من أهل الأرض، قال: إن أهل الأرض لا يستطيعون لي شيئا إلا بإذن الله عز وجل من السماء، فارجع، فرجع
7. (400) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдиллях, что передал Мухаммад ибн Хусейн ибн Аби Хаттаб от Джафара ибн Башира от Арзами от Имама Садыка (А), что он сказал:
У Али (А) был слуга по имени Канбар. Он любил Али (А) сильной любовью, и когда Али (А) выходил из дома, шел следом за ним с обнаженным мечом. Однажды ночью Али (А) увидел его и сказал: «О, Канбар! Что у тебя?» Он ответил: «Я вышел, чтобы идти за тобой следом, ибо люди таковы, как ты видишь, о повелитель верующих! И я боюсь за тебя». Али (А) сказал: «От обитателей небес ли меня охраняешь или от обитателей земли?» Он ответил: «Нет, но от обитателей земли». Али (А) сказал: «Воистину, обитатели земли ничего не сделают мне, кроме как с дозволения Аллаха – велик Он и свят! – (которое придет) с небес. Вернись же!» - и он вернулся.
8 - حدثنا محمد بن علي ماجيلويه رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن يحيى العطار قال: حدثنا محمد بن أحمد بن يحيى بن عمران الأشعري، عن موسى بن عمر عن ابن سنان، عن أبي سعيد القماط، قال: قال أبو عبد الله عليه السلام: خلق الله المشية قبل الأشياء، ثم خلق الأشياء بالمشية
8. (401) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавей, что передал Мухаммад ибн Йахья Аттар, что передал Мухаммад ибн Ахмад ибн Йахья ибн Имран Ашари от Мусы ибн Умара от Ибн Синана от Абу Саида Каммата, что он сказал:
Имам Садык (А) сказал: «Аллах сотворил замысел (машийа) прежде вещей, а потом сотворил вещи по замыслу».
9 - أبي رحمه الله، قال: حدثنا علي بن إبراهيم بن هاشم، عن أبيه، عن علي بن معبد، عن درست بن أبي منصور، عن فضيل بن يسار، قال: سمعت أبا - عبد الله عليه السلام يقول: شاء وأراد ولم يحب ولم يرض، شاء أن لا يكون شئ إلا بعلمه وأراد مثل ذلك، ولم يحب أن يقال له: (ثالث ثلاثة) ولم يرض لعباده الكفر
9. (402) Передал нам наш отец, что передал Али ибн Ибрахим ибн Хашим от его отца от Али ибн Маабада от Дуруста ибн Аби Мансура от Фузайла ибн Йасара, что он сказал:
Я слышал, как Имам Садык (А) сказал: «(Аллах) желал (шаа), и хотел (арада), и не возлюбил, и не удовлетворился. Он желал, чтобы не было вещей иначе, как по Его знанию; и хотел того же; и не возлюбил, чтобы о Нем говорили: “Он один из троицы”; и не удовлетворился Он неверием для Своих рабов»[242].