МИФ В ПРИМИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. возникла ссора из-за банановых листьев, используемых для изго­товления красивых




МИФ В ПРИМИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. возникла ссора из-за банановых листьев, используемых для изго­товления красивых - student2.ru МИФ В ПРИМИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. возникла ссора из-за банановых листьев, используемых для изго­товления красивых - student2.ru возникла ссора из-за банановых листьев, используемых для изго­товления красивых женских одеяний. Старшая сестра приказала младшей уходить прочь, что у туземцев является большим оскорб­лением. Она сказала: "Я останусь здесь и буду строго придержи­ваться всех табу. А ты иди и ешь кустарниковую свинью и рыбу катакайлува. Вот почему вожди прибрежного района, фактически имея тот же статус, не соблюдают те же табу. Подобная история рассказывается также туземцами из прибрежных деревень, с той, однако, разницей, что это не старшая сестра приказывает младшей уходить, а младшая велит старшей оставаться в Омаракане и соблю­дать все табу, а сама отправляется па запад.

Согласно версии обитателей деревни Синакета, было три первых женщины субклана Табалу: старшая осталась в Кириване, средняя обосновалась в Кубоме, а младшая пришла в Синакету и принесла с собой диски из раковин калома, что положило начало соответст­вующему местному ремеслу.

Все сказанное относится лишь к одному субклану клана Маласи. Все другие субкланы этого клана, которых я насчитал около дюжи­ны, имеют более низкие статусы; все они автохтоны своих мест, т.е. не иммигранты на своей теперешней территории; некоторые из них, в частности Бвойталу, — это вообще парии, т.е. категория людей презираемых. Хотя все они носят то же родовое имя, обла­дают тем же тотемом и во время проведения церемоний находятся бок о бок с людьми самого высокого ранга, туземцы относят их к совершенно иному классу.

Прежде чем перейти к реинтерпретации, или исторической рекон­струкции фактов, я представлю сведения о других кланах. Следу­ющим по значимости, пожалуй, является клан Лукуба. Среди его субкланов есть два или три, которые по своему статусу следуют непосредственно за Табалу из Омараканы. Прародителями этих суб­кланов называют Мваури, Мулобваиму и Тудаву; все они вышли из одной и той же основной дыры у Лаба-и, из которой появились и четыре тотемических животных. Впоследствии они мигрировали и обосновались в определенных важных центрах округа Киривина и близлежащих островов, Китава и Вакута. Как мы видели, согласно основному мифу о происхождении, вначале самый высокий статус имел клан Лукуба, до того, как эпизод с собакой и свиньей не из­менил соотношение статусов. Более того, большинство мифологи­ческих персонажей или животных относятся к клану Лукуба. Вели­кий мифический культурный герой Тудава, известный также как




прародитель субклана, носящего это имя, является Лукуба. Боль­шинство мифических героев, ассоциируемых с межплеменными от­ношениями и ритуальными формами торговли, также относятся к этому же клану4. Большинство обрядов хозяйственной магии пле­мени также принадлежит людям этого клана. На острове Вакута, где их недавно затмили, если вовсе не лишили влияния, Табалу, они все еще способны постоять за себя; они все еще сохранили за собой монополию на магию, и, опираясь на мифологическое пред­ание, Лукуба все еще заявляют о своем действительном превосход­стве над узурпаторами. Среди них и гораздо меньше субкланов низ­кого ранга, чем у Маласи.

Мало что известно мне о мифологии и культурной или истори­ческой роли третьего крупного тотемического подразделения, Лук-васисига. В основном мифе о происхождении его прародитель или вовсе не упоминается, или же соответствующему животному — пер­сонажу-предку — отводится совершенно незначительная роль. Представители этого клана не владеют ни одной из особо важных форм магии и подозрительно отсутствуют в каких-либо мифологи­ческих аллюзиях. Единственным, где они играют значительную роль, является обширный цикл сказаний о Тудаве, в которых вели­кан-людоед Доконикан представлен как вступающий в обладание тотемом Луквасисига. К этому клану относится глава деревни Каб-ваку, который также является вождем района Тилатаула. Этот район всегда находился в состоянии потенциальной вражды с рай­оном собственно Киривины, и вожди Тилатаула были политически­ми соперниками Табалу, людей высшего ранга. Время от времени между этими двумя районами развязывались войны. И независимо от того, какая сторона терпела поражение и вынуждена была бе­жать, последующие ритуалы примирения всегда приводили к миру, и две провинции снова восстанавливали прежнее соотношение ста­тусов. Вожди Омараканы всегда сохраняли свое превосходство по рангу и что-то вроде общего контроля над враждебно настроенным районом, даже если победа была на стороне последнего. Вожди Каб-ваку до определенной степени должны были подчиняться их при­казам; в частности, когда в древние времена выносился смертный приговор, вождь Омараканы поручал привести его в исполнение своему потенциальному врагу. Реальное главенство вождей Омара­каны было обусловлено их статусом. Но в значительной степени их власть и тот страх, что они вселяли во всех остальных туземцев, имели своим источником практикуемую ими важнейшую магию —



Б. Малиновский

Наши рекомендации