I. Дух, Жизнь, Энергия

Слово «дух» употребляется в отношении того неопределяемого, неуловимого сущностного импульса, или Жизни, кото­рый является причиной всего проявления. Это дыхание Жиз­ни и тот ритмический приток жизненной энергии, который проявляется, в свою очередь, как притягивающая сила, как сознание, или душа, и является совокупностью атомной субстанции. Это соответствие в великом Существовании, или Макрокосме, тому, что в малом существовании, или микрокосме, является жизненным вдохновляющим фактором, который мы называем человеческой жизнью; о последней свидетельствует телесное дыхание, которое удаляется, или исходит, по истечении жизни.

Кто скажет, что же такое это нечто? Мы прослеживаем его назад к аспекту души, или сознания, а от души к Духу (как мы называем три аспекта единого дыхания), но кто имеет сме­лость объявить, что в действительности означают эти слова? Мы даем этому неведомому нечто разные названия в зависи­мости от той конкретной школы мысли, к которой мы принадлежим; мы стараемся вы­разить это словами и в конце концов называем его Духом, Единой Жизнью, Монадой, Энергией. Опять-таки, необходимо по­мнить, что понимание природы этой Единой Жизни остается 24]относительным. Те, кто погружен в формальную сторону существования, мыслят в понятиях физической жизненности, чувства, импульса или ментальной силы, не выходя за рамки той объединенной жизни-сознания, дифференциациями ко­торой являются вышеупомянутые понятия. Те же, кому более интересен метафизический подход и Жизнь-Душа, а не аспект формы, выражают свою концепцию в понятиях проявления души и, выйдя из рамок личностных эго­истических реакций телесной природы, мыслят понятиями жизни, качества, групповой воли, или могущества; групповой координации, или любви-мудрости; и группового интеллекта, или знания, охватывая все общим понятием братства.

Однако даже это оказывается разделяющим, разделяя на единицы более объемные, чем спо­собен воспринять низший ум. Поэтому посвященный, особен­но после Третьего посвящения, начинает мыслить еще более синтетически и выражать для себя истину в терминах Духа, Жизни, Единого. Эти термины означают для него нечто многозна­чительное, но настолько далекое от понимания обыденно мыслящего человечества, что мне представляется бесполез­ным далее распространяться на эту тему.

Теперь я перехожу к пункту, который нам здесь предстоит разобрать, прежде чем продолжить разговор. Из «Тракта­та о Космическом Огне» и вышеприведенного отрывка может показаться, что учение излагается до определенного места, после чего прерывается заявлением, что точка эволюции среднего человека определяет отличие его реакции на истину от реакции изучающего ученика или посвященного. Это во­истину так; каждый истолковывает слова в соответствии со своим собственным состо­янием сознания; никому не удается оперировать понятиями, выражающими бо­лее продвинутое восприятие тех, кто находится на более высокой ступени лестницы эволюции. Средний читатель, однако, про­тивится тому, чтобы признать более широкие точки зрения, чем его собственная, и фраза: «Бесполезно распространяться на 25]эту тему, потому что ее может понять только посвящен­ный», приводит лишь к тому, что раздражает его, наводит на мысль, что это отговорка и что писатель (потеряв почву под ногами) таким заявлением старается спасти свое лицо. Точно так же, как научный трактат оказывается бессмысленным на­бором слов для рядового школьника, но полным значения и смысла для специалистов в этой области, благодаря их подготовке и ментальному развитию, так же есть и те, для кого излагающийся в таких как эта инструкциях предмет души и ее при­роды настолько же ясен и понятен, насколько понятна современная литература среднему читателю, и бестселлеры, как вы их называете, – широкой публике. Точно так же, хотя их меньше, имеются и те продвинутые души, для которых Дух с его природой – такой же рациональный и по­нятный предмет, постигаемый посредством души и ее способностей, подобно тому как благодаря правильному использованию ума можно достичь понимания души. Мы знаем, что на более низ­ком уровне легко разобраться в природе физического тела благодаря изучению и правильному использованию природы же­лания. Лишь определенная гордыня и отказ признать свою временную ограниченность побуждают читателей недолюбли­вать такие выражения, в которых метко и правдиво конста­тируется: «Когда Вы продвинетесь дальше в своем развитии, Вы пой­мете вышесказанное». Это необходимо усвоить.

Для Учителя Мудрости природа духа, или того положитель­ного центра жизни, что скрыт за каждой формой, – не боль­шая тайна, чем природа души – для эзотерического психолога. Источник Единой Жизни, тот план, или состояние, из которого эта Жизнь эманирует, – это великая Скрытая Тайна для членов Иерархии адептов. Природа духа, его качество и тип кос­мической энергии, скорость его вибрации и его базовые кос­мические дифференциации изучаются посвященными выше третьей степени 26]и составляют предмет их исследований. В этих исследованиях они пользуются полностью развитой интуицией плюс той ментальной способностью к интерпретации, которая была ими наработана в продолжение цикла воплощений. Они пользуются про­бужденным и раскрытым внутренним светом своих душ, чтобы интерпретировать и постигать ту Жизнь, что (будучи отде­ленной от мира форм) протекает на высших уровнях сознания и проникает в нашу Солнечную систему из определенного внеш­него центра бытия. Для этого они изливают свет (который в них и которым они манипулируют и пользуются) в двух на­правлениях, находясь при этом в среднем положении и функци­онируя (таков их выбор) на плане интуиции, или буддхи. Они изливают этот свет на мир форм и знают все, верно все интерпретируя; они направляют этот свет на бесформен­ные сферы трех высших планов (бесформенные с точки зре­ния человека, живущего в трех мирах ниже интуитивного пла­на), стараясь, постоянно расширяя свое сознание, понять природу и цель того, что не является ни телом, ни душой, ни силой, ни материей, а причиной и того, и другого во Вселенной.

В конечном счете, после того как посвященный прошел высшие солнечные посвящения и способен функционировать в полным сознании Монады, осведомленность о том, что отделено даже от групповой формы и тех туманных оболочек, которые вуалируют и скрывают Единого, становится для него возмож­ной. Наивысшие типы сознания работают с плана монады, в то время как посвященный низшей степени работает с плана души, используя органы восприятия (если допустимо столь неудовлетворительное выражение) и средства познания, о которых средний человек не имеет понятия; они проникают внутрь, или включают в свой радиус осведомленности ту сумму Жизни, Сознания и Формы, которую мы называем Богом. После чего эти посвященные высшей степени начинают осоз­навать вибрацию, раскрывающийся свет, ноту, или направленный определяющий звук, который эманирует из-за пределов на­шей Солнечной системы. Единственный 27]способ, позволяющий нам оценить по достоинству процесс, сопровождающийся расширением божественного сознания в человеке, – изучать связь между умом и мозгом и отмечать, что про­исходит после того, как мозг становится интеллектуальным инструментом ума; затем изучать связь души с умом и послед­ствия того, что человек отдается руководству своей души и использует свой ум для контроля деятельности на физи­ческом плане через посредство мозга. В этих трех – душе, уме и мозге – мы имеем аналогию и ключ к пониманию Духа, Души и Тела и их взаимного функционирования. Эта тема была ос­новной в книге «Свет Души». Благодаря совершен­ствованию условий, разбираемых в данной книге, происходит и дальнейшее расширение, когда аспект духа, эманирующий источник энергии в человеке, начинает использовать душу (через интуицию) и запечатлевать в сознании души те законы, знания, силы и вдохновения, которые сделают душу инстру­ментом духа, или монады, подобно тому как личностный че­ловек становится на более ранней стадии (через ум) инструментом души. На этой ранней стадии развитие протекает двояко. По мере того как душа устанавливает контроль через ум, мозг стано­вится отзывчивым к душе. Человек пробуждается к знанию се­бя, каков он есть на самом деле, и к трем мирам своей нормальной эволюции; позднее он достигает стадии группового сознания и перестает быть обособленным индивидуумом. По мере того как душа подчиняется господству духа, наблюдаются две аналогич­ные стадии:

Во-первых, ученик начинает осознавать не только свою группу и связанные с ней родственные группы, но его сознание расширяется до тех пор, пока не становится тем, что может быть названо планетарным со­знанием.

Во-вторых, он начинает вмещать в эту планетарную осведомленность нечто еще более синтетическое и по­степенно развивает 28]осознание той большей Жизни, которая включает в себя Планетарную Жизнь подобно тому как че­ловек включает в свое физическое проявление такие живые организмы, как сердце или мозг. Когда это происходит, он начинает постигать значение Духа, Единой Жизни в основе всех форм, центральную энергию, являющуюся причиной любого проявления.

Первой реакцией среднего учащегося при чтении вышеизложенного является немедленное размышление о природе тела, проявляющего тот или иной тип энергии. Таким обра­зом, он замечает двойственность, и то, что создает эту двойственность, присутствует в его уме. Все же одним из главных требований, стоящих перед изучающими оккультизм в настоящее время, является необходимость мыслить в поняти­ях единой реальности, которая является не чем иным, как са­мой энергией. Поэтому в нашем обсуждении столь сложного предмета важно подчеркнуть тот факт, что Дух и Энергия – си­нонимы и взаимозаменяемые понятия. Лишь после призна­ния этого мы сможем достичь примирения между наукой и религией и истинного понимания мира активных явлений, ко­торый нас окружает и в котором мы движемся.

Понятия «органический» и «неорганический» в большой степени ответственны за существующую в умах многих людей изрядную путаницу и резкие разграничения между телом и духом, жизнью и формой; они привели к отказу признать сущностное тождество природы их обеих. Большинство людей считают мир, в котором мы живем, дей­ствительно твердым и осязаемым, но обладающим некой таинственной силой (скрытой внутри него), которая вызывает движение, активность и изменение. Это, конечно, очень при­близительно, но достаточно хорошо отражает неинтеллекту­альный подход.

Ортодоксальный ученый озабочен преимущественно струк­турами и соотношениями, соединением форм и деятельностью29]составляющих форму частей, их взаимосвязями и взаимозави­симостями. Химические вещества и элементы, их функции и роль, которую они играют, их взаимодействие при образовании всех форм всех царств природы – вот предмет его исследования. При­рода атома, молекулы и клетки, их функции, качества их си­ловых проявлений и различные виды деятельности, выяснение характера и природы энергий – сфокусированных, или локали­зованных, в различных формах естественного, или материаль­ного мира – требуют внимания самых способных умов в мире мысли. И все-таки вопросы: Что такое Жизнь? Что такое Энергия? Что такое процесс Становления и природа Бы­тия? – остаются без ответа. Проблемы, относящиеся к «почему и для чего», считаются бесполезными, спекулятив­ными и неразрешимыми.

Тем не менее, при помощи чистого разума и безошибочной работы интуиции эти проблемы могут быть решены и на эти вопросы может быть получен ответ. Их разрешение является одним из закономерных откровений и дости­жений посвящения. Единственными настоящими биологами являются по­священные в мистерии, так как они обладают пониманием жизни и ее цели и настолько отождествились с жизненным принципом, что мыслят и оперируют понятиями энергии и ее следствий, и вся их деятельность в связи с работой Планетар­ной Иерархии базируется на нескольких фундаментальных формулах, относящихся к жизни, воспринимающейся в трех ее дифференциациях, или аспектах: энергия, сила, материя.

Здесь необходимо отметить, что только тогда, когда человек понимает се­бя, он может достичь понимания той совокупности, ко­торую мы называем Богом. Это трюизм и оккультная баналь­ность, но когда это произошло, то приводит к откровению, которое превращает нынешнего «неведомого Бога» в признанную реальность. Позвольте это проиллюстрировать.

Человек знает себя как живое существо и называет смер­тью 30]тот таинственный процесс, в ходе которого то, что он обычно называет дыханием жизни, удаляется. После этого исхода форма распадается. Связующая оживляющая сила удаляется, что вы­зывает распад на составные элементы того, что до сих пор рассматривалось как тело.

Этот жизненный принцип, эта базовая сущность Бытия, этот таинственный неуловимый фактор соответствует в чело­веке тому, что мы называем Духом, или Жизнью, в Макрокосме. Аналогично тому, как жизнь в человеке держит в связности, оживляет, оживотворяет и активизирует форму, таким образом делая его жи­вой сущностью, так и Жизнь Бога – как это называет христи­анин – воплощает тот же замысел во Вселенной и создает тот связ­ный, живой, жизненный ансамбль, который мы называем Сол­нечной системой.

Жизненный принцип в человеке проявляется в трех видах:

1.Как направленная воля, целеустремленность, базовое побуждение. Это динамическая энергия, которая заставляет существо действовать, вводит его в существование, устанавли­вает срок его жизни, ведет его через годы, долгие или недолгие, и удаляется по окончанию его жизненного цикла. Это дух в человеке, проявляющийся как воля жить, быть, действовать, добиваться цели, развиваться. В своем низшемаспекте он работает через ментальное тело, или ментальную природу, а в плотном физическом теле воспринимается мозгом.

2. Как связующая сила. Это то выдающееся сущностное ка­чество, которое делает любого человека отличающимся от дру­гого, которое определяет сложный набор настроений, желаний, качеств, комплексов, психологических зажимов, чувств и черт, составляющих особую психику каждого человека. Это результат взаимодействия между Духом, или аспектом энер­гии, и Материей, или телесной природой. Это характерный субъ­ективный человек, его окраска, или индивидуальная нота; именно эта сила определяет скорость вибрационной активности тела, производит особый тип 31]формы, ответственназасостояние и природу органов, желез и за внешний вид. Это душа, которая – в своем низшем аспекте – работает через эмоциональную, или астральную, приро­ду, а в плотном физическом теле – через сердце.

3. Как активность атомов и клеток, из которых состоит физиче­ское тело. Это сумма тех малых жизней, из которых со­ставлены человеческие органы, образующие всего челове­ка. Каждая из них обладает своей собственной жизнью и ин­дивидуальным сознанием. Этот аспект жизненного прин­ципа работает через эфирное, или жизненное, тело, а в плотном механизме осязаемой формы – через селезен­ку.

Поэтому давайте помнить, что определение Духа неисчерпа­емо, как и определение Бога. Когда говорят, что Дух – это не­выразимая, неопределимая причина, эманирующая энергия, единая жизнь и источник бытия, сумма всех сил, всех состояний сознания и всех форм, совокупность жизни и того, что активно проявляется из этой жизни, «Я» и «не-Я», сила и все, что мотивируется этой силой, то, в действительности, уходят от вопроса, пытаясь объять необъятное и скрывая истину за словами. Этого, однако, нельзя избежать до тех пор, пока не прочувствуется и не познается сознание души и не пока не будет постигнут бесформенный Единый благодаря ясному свету интуиции.

Один из первых уроков, который нам надлежит усвоить, – тот, что наш ум, не отзывающийся на пока нераскрывшуюся интуицию, не дает нам возможности с уверенностью заявить, что такое-то состояние представляет собой то-то или то-то; что до тех пор, пока мы не сможем функционировать в сознании своей души, не нам утверждать, что есть, а чего нет; что до тех пор, пока 32]мы не осуществили необходимую подготовку, мы не в состоянии что-либо отрицать или утверждать. Нашей установ­кой должно быть рассудительное выяснение и нашим интере­сом – интерес философа-исследователя, согласного принять гипотезу как вероятно верную, но не желающего при­знавать в качестве доказанной истины что-либо до тех пор, пока внутренне в этом не убедится. Я, стремящийся к вы­сшим мистериям, изучающий их дольше, чем пока возмож­но для многих, вправе писать о таких вещах, которые пока не могут быть продемонстрированы вам или публике, могущей прочесть данные инструкции. Для меня они могут быть и являются истиной и доказанным фактом – и мне этого хватает. Вам же следует относиться к ним, как к очень вероятным и как к намекам на то направление, в котором мож­но искать истину, но за пределы такого отношения вы не должны позволять себе выходить. Ценность данных инструкций заключается в их совокупности и в лежащей в их основе структуре, или своде скоординированных и согласую­щихся между собой утверждений, которые должны рассматри­ваться в целом, а не в деталях, – и это по двум причинам:

1. Язык, как уже говорилось, скрывает истину, а не раскры­вает ее. Если истина узнается, то это потому, что иссле­дователь в себе самом нашел точку истины, которая осве­щает его шаги по мере его медленного, постепенного про­движения вперед.

2. Существует много типов умов, и нельзя ожидать, что информация, данная, например, в этом трактате, найдет путь ко всем. Следует помнить, что каждый человек представляет со­бой единицу сознания, выдохнутую на одной из семи эманаций Бога. Поэтому даже Монады, или духовные аспек­ты людей, по своей сути отличаются друг от друга, подобно тому, как в призме (которая едина) находится семь различных цветов. Хотя восприятие цветов обусловлено лишь природой, точкой зрения и воспринимающим аппаратом человека, глаз которого регистрирует и дифференцирует 33]различные скорости вибраций света. Эти семь групп людей различаются своими мировоззрениями, ментальностью и подходом, причем все они в равной степени правильны, но представляют немного отличающиеся углы видения. Если вышеизложенное рассмотреть с учетом таких факторов, как разные точки эво­люции, разные национальности и характерные черты, врожденные отличия, привнесенные в результате взаимодействия фи­зического тела с окружающей средой, то станет очевидно, что не может быть одинакового подхода и универсальной терминологии в таких сложнейших предметах, как природа духа и души.

Наши рекомендации