Такому великому средству убеждения
Следующая глава (56) касается испрашивающего, который обязан уважать имена Аллаха и Его
Атрибуты и не обращаться с мирскими просьбами посредством лика Аллаха. Ликом Аллаха
Допускается испрашивать только самое главное и наивысшее устремление — вечное райское
Блаженство.
Ликом Аллаха можно испрашивать благосклонности Господа, блаженства увидеть Его лик и
Насладиться общением с Ним. Это является самой главной потребностью раба Аллаха, и ее можно
Просить, исключительно обращаясь к лику Господа.
Что же касается мирских просьб и других мелких дел, то их следует испрашивать у Господа, но
Только не Его ликом.
Глава 57
О ВЫРАЖЕНИИ «ЕСЛИ БЫ...»
РАССМАТРИВАКМЫЕ ВОПРОСЫ:
Смысл аятов 154 и 168 из суры «Семейство Имрана».
Явный запрет на произношение выражения «если бы...» в случае какой-либо неприятности.
Причиной этого является то, что при употреблении этого выражения открывается возможность
Для козней Шайтана.
Прекрасные слова, которые необходимо произносить в таких случаях.
Повеление настойчиво стремиться к полезному, испрашивая при этом помощи у Аллаха.
Запрет на то, что противоположно этому, то есть на проявление слабости и бессилия перед
Трудностями.
Всевышний Аллах сказал:
«Они говорят: "Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты
здесь"...»* (Семейство Имрана, 154). Всевышний сказал также:
«Те, которые сказали про братьев своих, сами оставшись дома: "Если бы они послушались
нас, то не были бы убиты"...»**(Семейство Имрана, 168).
*Аз-Зубайр рассказывал о причине ниспослания этого аята во время битвы у горы Ухуд: «Я был с
Посланником Аллаха, когда усилился в нас страх, и Аллах послал на нас такой сон, что у каждого из
нас подбородок уперся в грудь. И, клянусь Аллахом, я слышал, как Муаттиб ибн Кушайр сказал:
"Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь". Я услышал это
словно во сне, и запомнил это от него. По этому поводу было ниспослано: «Они говорят: "Если бы у
нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь"...» (Ибн Абу Хатим;
Достоверный хадис).
**Ибн Касир писал: «Это значит: "Если бы они послушались нашего совета остаться и не
выходить, то не были бы убиты вместе с другими". Однако Всевышний Аллах сказал далее: «Скажи
им: "Отведите от самих себя смерть, если вы правдивы!"» (Семейство Имрана, 168). Это значит:
"Если уклонение избавляет человека от гибели и смерти, то вам следовало бы не умирать вообще,
Однако смерть непременно настигнет вас, даже если вы спрячетесь в высокой башне. Поэтому
отведите от самих себя смерть, если вы правдивы!"». Муджахид передал слова Джабира ибн
Абдуллы: «Этот аят был ниспослан об Абдулле ибн Убаййе [главе лицемеров Медины. — Ред.] и его
Сторонниках».
В битве при Ухуде Абдулла ибн Убайй отказался воевать и сказал: «Неужели он [посланник
Аллаха. — Ред.] оставил как мое мнение, так и свое', и последовал мнению этих подростков?» [его
сподвижников. — Ред.]. За ним последовало большое число людей. Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа,
Упомянув о тех событиях, сказал: «Многие из них до этого не лицемерили, они были мусульманами и
Имели веру. Это свет, который Аллах привел в пример людям: если бы они умерли до испытания и
Лицемерия, то умерли бы мусульманами. Однако они не были бы истинными верующими, которые,
Будучи в беде, не колеблются перед испытанием, равно как не были бы и истинными лицемерами,
Которые отступают от веры, попав в беду. В таком же положении находятся многие мусульмане в
Наше время или даже большинство из них. Если их подвергают испытанию, которое расшатывает
Верующих, их вера сильно ослабевает и многие из них впадают в лицемерие. Часть из них вообще
Отступается от Ислама, если враг одерживает верх. Их видели и мы, и другие, и в этом —
Поучительный урок. Однако при благополучии, либо когда мусульмане помогают им победить врага,
Они являются мусульманами, верующими в посланников как в душе, так и внешне. Но их вера
Колеблется в беде, вследствие чего они часто оставляют обязательные предписания и нарушают
запреты. Они относятся к тем, кто говорит: "Мы уверовали!" — но на что им отвечают: «Вы не
уверовали; говорите: "Мы покорились",— ибо еще не вошла вера в сердца ваши...» (Комнаты,
То есть та абсолютная вера, обладатели которой являются истинными верующими. Именно эта
Вера имеется в виду в Книге Всевышнего Аллаха и ни которую указывает Сунна Его посланника. В
Бедствии ее обладателей не одолевает сомнение, которое сотрясает веру в сердцах других людей».
В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал
ему:
Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем
случае не сдавайся [перед трудностями. — Ред.]. Если же с тобой что-то случилось, то не
Говори:«Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это
Предопределил Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно»,— поскольку «если бы...»
открывает возможность для козней Шайтана. (Муслим [2664]).
ЗДРРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ
—Следует уяснить, что использование рабом Аллаха выражения «если бы...» может иметь две