Вопрос 44. Что такое малое многобожие?
Единобожие в поклонении Аллаху, и то что противоречит ему (многобожие).
Рассматриваемые вопросы:
· Вопрос 40. Что означает вера в Аллаха Всемогущего и Великого?
· Вопрос 41. Что означает признание Аллаха единственным Богом (таухид аль-улюхийа)?
· Вопрос 42. Что противоположно признанию Аллаха единственным Богом?
· Вопрос 43. Что такое большое многобожие?
· Вопрос 44. Что такое малое многобожие?
· Вопрос 45. Какая разница между союзом «о» и выражением «о потом», использующимися в вышеупомянутых выражениях?
· Вопрос 46. Что означает признание Аллаха единственным Господом (таухид ар-рубубийа)?
· Вопрос 47. Что является противоположностью признания Аллаха единственным Господом?
Вопрос 40. Что означает вера в Аллаха Всемогущего и Великого?
Ответ: Это - исходящее из глубины сердца подтверждение факта существования Аллаха Всевышнего, которому ничто не предшествовало и за которым ничто не последует, и того, что Он - Первый, до которого ничего не было, и Он - Последний, после которого ничего не будет, и того, что Он - Побеждающий, выше которого ничего нет, и Он - Скрытый, за которым ничего нет, и Он - Живой, Вечносущий, Один, Вечный. Аллах Всевышний сказал: «…не рождал Он и не был рождён, и не был Ему равным никто». Искренность. 3-4. И вера в Аллаха подразумевает собой признание того, что один лишь Он является Богом и Господом и только Он обладает присущими Ему именами и атрибутами.
Вопрос 41. Что означает признание Аллаха единственным Богом (тayxид аль-улюхийа)?
Ответ:Подобное признание подразумевает собой посвящение всех видов явного и тайного поклонения, выражающихся в словах и делах, только Аллаху Всемогущему и Великому, с одной стороны, и отрицание допустимости поклонения чему бы то ни было иному, кроме Аллаха Всевышнего, с другой, поскольку Всевышний сказал: «И судил Господь твой не поклоняться никому, кроме Heгo.». Ночное путешествие, 23. «И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним…». Женщины, 36. Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, Я - Аллах, нет бога, кроме Меня, так поклоняйся же Мне и молись, чтобы помнить обо Мне!». Та ха, 14. Та же мысль выражена и во многих других аятах. Благодаря подобному признанию свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, осуществляется на практике.
Вопрос 42. Что противоположно признанию Аллаха единственным Богом?
Ответ:Противоположностью этого является многобожие (ширк), которое бывает двух видов: большое и малое. Большое многобожие несовместимо с вышеупомянутым признанием полностью, тогда как малое несовместимо с его совершенством.
Вопрос 43. Что такое большое многобожие?
Ответ:Проявлением большого многобожия является избрание рабом помимо Аллаха того, кого он начинает приравнивать к Господу миров, любить его также, как он любит Аллаха, страшиться его также, как он страшится Аллаха, искать у него убежища, обращаться к нему со своими мольбами и бояться его, просить его о чём-то и стремиться к нему, уповать на него или же повиноваться ему, отступая от повиновения Аллаху, или следовать ему, несмотря на то. что это неугодно Аллаху, или же делать нечто подобное этому.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах не простит поклонения другим наряду с Ним, но простит всё иное, кому пожелает, а поклоняющийся кому бы то ни было наряду с Аллахом совершает великий грех». Женщины, 48. «…а поклоняющийся кому бы то ни было наряду с Аллахом впал в глубокое заблуждение». Женщины, 116. «Поистине, для того, кто наряду с Аллахом поклоняется и другим, Аллах сделает рай запретным, и убежищем для него (послужит) огонь...».Трапеза, 72
Аллах Всевышний также сказал: «...а тот, кто наряду с Аллахом поклоняется и другим, подобен упавшему с неба, и птицы схватят его или ветер унесёт его в далёкое место». *Хаджж, 31. *[В этом аяте имеется в виду глубокая пропасть]. И в связи с этим можно было привести и другие аяты.
Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Право Аллаха, которое обязаны соблюдать (Его) рабы, состоит в том, что им следует поклоняться Ему и ничему более наряду с Ним, рабы же вправе (ожидать), что не будет подвергнут мучениям тот, кто наряду с Ним не поклоняется ничему иному». Аль-Бухари, Муслим.
При этом вне религии оказываются и люди, явно впавшие в большое многобожие, примером чего могут служить неверные курайшиты* и им подобные, и тот, кто является тайным многобожником, например, те пытающиеся обмануть Аллаха лицемеры, которые исповедуют ислам явно, внутренне оставаясь неверными.
*[Соплеменники пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам), являвшиеся идолопоклонниками].
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, лицемеры окажутся в нижнем слое огня, и никогда не найдёшь ты для них помощника, за исключением тех, которые раскаялись, и уладили*, и искали убежища у Аллаха и стали искренне исповедовать религию ради Аллаха, и такие (окажутся) с верующими». Женщины, 145-146.На это указывают и многие другие аяты. *[То ость: привели в порядок свои же собственные дела и отказались от лицемерия].
Вопрос 44. Что такое малое многобожие?
Ответ: Это некоторая доля стремления к показному, примешивающаяся к старанию сделать что-либо должным образом ради Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «И пусть тот, кто хочет встретиться с Господом своим в Судный день, совершает благие дела и не поклоняется никому больше, кроме Господа своего». Пещера, 110.
Что же касается посланника Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), то однажды он сказал: «Поистине, больше всего я боюсь для вас того, что вы станете впадать в малое многобожие». (Люди) спросили: "О посланник Аллаха, а что такое малое многобожие?" Он ответил: «Показное (совершение благого)». Ахмад, аль-Багави, аль-Хайсами.
А впоследствии пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), истолковал свои слова следующим образом: «(Это значит, что) человек будет становиться на молитву и стараться совершать её как можно лучше, увидев, что (на него) смотрит кто-то другой». Часть хадиса, который приводят Ахмад и Ибн Маджа.
К этому же имеют отношение те случаи, когда клянутся не Аллахом, а, например, родителями, или идолами, или Каабой, или верностью или чем-нибудь ещё.
Сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «He клянитесь ни своими отцами, ни своими матерями, ни идолами». Абу Дауд.
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Пусть тот, кто (захочет) поклясться, клянётся Господом Каабы». Ан-Насаи, Ахмад.
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не клянитесь (ничем и никем), кроме Аллаха».* Абу Дауд, ан-Насаи. *[Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, передаваемый со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором сообщается, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «Поистине, Аллах запрещает вам клясться вашими родителями, а поэтому если кто-нибудь (захочет) поклясться, пусть либо поклянётся Аллахом, либо промолчит»].
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Тот, кто клянётся верностью, не относится к нам»*. Абу Дауд. *[Возможно, что запрет клясться верностью (амана) объясняется тем, что верность не относится к числу атрибутов Всевышнего, а является Его велением и одним из Его предписаний]. Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Тот, кто поклялся не Аллахом, впал в неверие (или:…в многобожие)». А6у Дауд. То же самое относится и к произнесению слов: "Как пожелал Аллах и ты". Сообщается, что в ответ человеку, однажды сказавшему ему это, пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Ты что же, приравнял меня к Аллаху? (Следует говорить): «Как пожелал один лишь Аллах!». Аль-Бухари, Ибн Mаджа, Ахмад.
То же самое относится и к таким выражениям как: "Если бы не Аллах и ты", - а также: "Нет у меня никого, кроме Аллаха и тебя ", - а также: "Я прошу покровительства у Аллаха и тебя ", - и тому подобным фразам.
Сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не говорите: «Как пожелал Аллах и такой-то» - но говорите: «Как пожелал Аллах, а потом такой-то»». Абу Дауд, Ахмад.
Улемы указывали, что можно говорить: «Если бы не Аллах, а потом такой-то», - но нельзя говорить: «Если бы не Аллах и такой-то».
Вопрос 45. Какая разница между союзом «и» и выражением «а потом», использующимися в вышеупомянутых выражениях?
Ответ:Разница состоит в том, что соединение двух слов с помощью союза "и" требует сопоставления и приравнивания. Таким образом, получается, что человек, сказавший: "Как пожелал Аллах и ты", - сопоставляет желание раба с желанием Аллаха, приравнивая одно к другому. Если же для соединения используется выражение "а потом", то положение меняется, так как оно указывает на принадлежность и зависимость. Это означает, что человек, сказавший: "Как пожелал Аллах, а потом ты", - тем самым подтверждает факт зависимости желания раба от желания Аллаха Всевышнего и вторичности желания раба, на что и указал Всевышний, который сказал: «Однако вы не пожелаете, если только не пожелает Аллах». Человек, 30. То же самое относится и ко всему остальному.