Восторженные переживания
Самадхи, ощущение божественного блаженства, возникает после растворения личности и разума. Его можно достичь только своими силами. Оно беспредельно, неделимо, бесконечно. Это чистое бытие и чистое сознание. Когда оно приходит, разум, желания, действия, ощущения радости и печали исчезают в пустоте.
Регулярные, искренние занятия медитацией позволяют каждому человеку постичь эту окончательную Истину, Брахмана, Абсолют. Абстрактных умозаключений и изучения книг для этого недостаточно. Необходимо непосредственное восприятие. Прямое восприятие — это источник высшего, интуитивного знания, божественной мудрости. Такие переживания сверхсознательны, трансцендентны. Они исключают участие чувств и разума. Это не чувственные переживания. Чувства и разум пребывают в полном покое, прекращают работу. Но это не воображаемые переживания, не грезы и не гипнотический транс. Это реальная, живая Истина. У йога открывается третий глаз, око мудрости (джняна-чакшус). Необычайные переживания возникают благодаря прозрению, созерцанию Высшего духовным зрением, глазом интуиции. Око мудрости открывается после того, как прекращают работу чувства и разум. Джняна-чакшус приходит благодаря полному искоренению всех желаний, ярости, жадности, гордости, себялюбия и ненависти.
В этом переживании нет ни тьмы, ни пустоты — все озарено светом. Нет ни звука, ни осязания, ни формы. Это величественное восприятие единства. Там нет ни времени, ни причинности. Йог становится всезнающим, сарвавид и всемогущим. Он знает все до малейших подробностей. Ему известны все тайны сущего. Он обретает бессмертие, высшее знание и вечное блаженство.
Исчезает любая двойственность. Нет ни субъекта, ни объекта. Пропадают сакара и ниракара. Нет ни медитации, ни самадхи. Это не двайта и не адвайта, не викшепа и не сосредоточенность. Нет ни медитации, ни медитирующего. Исчезает все: обретения и утраты, страдания и удовольствия, запад и восток, день и ночь.
Самадхи бывает разных видов. Самадхи, вызванное практиками мудры и пранаямы (кумбхаки), называют джада-самадхи. Оно исключает любое восприятие. В этом состоянии, напоминающем глубокий сон, йога можно на полгода закопать под землей. Из такого самадхи не возвращаются со сверхинтуитивным знанием. Это состояние не разрушает васаны. Йог снова будет перерождаться. Такое самадхи не приносит освобождения.
Есть и другой вид: чайтанья-самадхи, в котором йог сохраняет полное сознание. Йог возвращается из него с божественными знаниями и приносит воодушевляющие вести. Его слушатели испытывают мощный духовный подъем. Такое самадхи уничтожает васаны. Йог достигает кайвальи, окончательной свободы.
Самадхи, испытываемое бхактами, называют бха-ва-самадхи. Этого состояния достигают путем бхавы и махабхавы. Раджа-йог достигает ниродха-самадхи путем разрушения санкальп (читта-вритти-ниродхи). Ведантист погружается в бхава-самадхи благодаря отрицанию таких иллюзорных орудий (упадхи), как тело, разум, чувства и так далее. Для него мир и тело нереальны (митхья). Он минует этапы тьмы, света, сна, мохи, бесконечного пространства и достигает наконец беспредельного сознания.
Самадхи можно разделить еще на два типа: сави-кальпа (сабиджа, сампраджнята) и нирвикальпа (нир-биджа, асампраджнята). В первом типе сохраняется трипути, то есть триада «познающий-познание-познаваемое» или «зрящий, зрение и зримое». При этом санскары не уничтожаются. Во втором типе самадхи санскары полностью исчезают. В нирвикальпа-самадхи нет трипути.
Когда йог утверждается в высочайшем нирвикальпа-самадхи, исчезает все, что можно было бы видеть и слышать, обонять и ощущать. Телесное сознание пропадает, уступая место брахмическому. Исчезает все, кроме Высшего Я. Это высшее переживание, вызывающее благоговейный трепет и изумление.
Достигнув самадхи, медитирующий на образе Кришны бхакта будет видеть повсюду только Кришну. Все прочие формы и образы исчезнут. Себя он тоже воспринимает как Кришну. Медитирующие на вездесущем Кришне испытывают несколько иные космические переживания. Некогда его испытал Ар-джуна. Это восприятие всей вселенной, подлинно космическое сознание.
Медитируя над Хираньягарбхе, йог отождествляется с Хираньягарбхой. Ему открываются знания о брахмалоке. Это тоже космическое сознание. Раджа-йог и бхакта в состоянии савикальпа-самадхи переживают одно и то же.
Трансцендентальные переживания называют также турийей, «четвертым состоянием». Первыми тремя являются бодрствование, сновидение и глубокий сон без сновидений. Они знакомы всем людям. Четвертое состояние дремлет в каждом человеке. Когда йог переходит в четвертое сстояние, переживает трансцендентальное брахмическое сознание, Истина становится для него не просто умозрительным, отвлеченным понятием, а живой действительностью.
Это высочайшее состояние именуют по-разному: самьяг-даршана, сахаджа-авастха, нирвана, турийя-тита, апарокшанубхава, брахма-сакшаткара, нирвикальпа-самадхи или асампраджнята-самадхи, но все эти названия указывают на одну и ту же цель. Настоящая духовная жизнь начинается после того, как человек погружается в это состояние сверхсознания.
В каждое мгновение, при любых обстоятельствах такой йог сознает свое тождество с незримым бытием, знанием и блаженством. Он ощущает себя пронизывающим все живое, все предметы. Он понимает, что лишен границ. Если сознание Высшего Я, Брахмана, остается непрерывным, это признак того, что йог утвердился в Высшем Я. Это состояние можно пережить, но нельзя передать словами. Это окончательное состояние Покоя, цель всей жизни. Оно приносит освобождение от всех оков.
Некоторые ученики принимают глубокий сон и состояние полусна (тандри) за нирвикальпа-самадхи. Это большая ошибка. Любая форма самадхи непременно обогащает сверхчувственными знаниями. Если интуитивных знаний нет, можно не сомневаться, что это было не самадхи. Оно возможно лишь в том случае, если ученик в совершенстве освоил яму, нияму и сад-ачару (правильное поведение). Самадхи приходит только к тому, кто чист сердцем. Может ли Господь найти прибежище в нечистой душе? Самадхи наступает только после длительных и усердных занятий медитацией. Этого состояния очень трудно достичь. Лишь редкие люди действительно испытывают самадхи.
В самадхи, состоянии Сверхсознания, йог сливается с Богом. Чувства и разум прекращают работу. Индивидуальная душа сливается с Высшей, как река с океаном. Все границы и различия исчезают. Йог обретает высшее знание и вечное блаженство. Это состояние не поддается описанию, его нужно испытать самому.
Вкусите вечную сладость и прелесть жизни в Истинном Я. Живите в Атмане, погружайтесь в состояние Бессмертия и Блаженства. Медитируйте и достигайте самых глубин вечной жизни, высочайших высот божественного величия, величайшей славы единения с Высшим Я. Там завершается долгий и утомительный путь. Это местоназначение, парамдхаман, любимая родина, где царит непрестанный покой.
Движение разума
После недолгих занятий медитацией в теле появляется легкость. Это происходит через пятнадцать-тридцать минут после того, как садишься в падмасану, сиддхасану или сукхасану. Кроме того, тело сознается лишь отчасти. Концентрация приносит большое счастье. Ананда концентрации очень отличается от чувственных удовольствий. Нужно научиться различать эти два вида удовольствий посредством буддхи, которое утончается благодаря постоянной абхьясе, практике. Дхарана и дхьяна обостряют высший разум. Развитое буддхи блестяще постигает сложные философские идеи. Оно точно выявляет ананду концентрации и нидидхьясаны и вызывает естественное стремление ежедневно наслаждаться этим новым счастьем, васана-анандой. Такой разум питает сильнейшее отвращение к чувственным удовольствиям, благое неприятие материального. Это вполне естественно, ведь новое счастье продолжительнее, устойчивее, содержательнее и глубже обычного, так как исходит от Атмана. Ученик отчетливо ощущает, что разум приходит в движение, покидает мозг, пытается вернуться к ятхастхане (подобающему месту). Разум покидает прежнюю колею и переходит на новое русло. Вследствие медитации в мозгу образуются новые каналы, возникают новые мысленные токи и новые клетки. Всецело меняется и психология личности. У человека появляются новый мозг, новое сердце, новые чувства и ощущения.
Проблески Высшего Я
Благодаря приятным и болезненным переживаниям человек накапливает материалы, из которых строятся душевные и нравственные качества.
Когда торговец закрывает годовую учетную книгу и открывает новую, он переносит в нее не все сведения, а только общий итог. Сходным образом, дух переносит в новый мозг свои суждения о переживаниях минувшей жизни, полученные выводы и принятые решения. Это наследие, передаваемое в новую жизнь, «мебель» для нового жилья, подлинная память.
Из-за своего неведения разум, постоянно качающийся вверх-вниз на волнах желаний, воображает, будто иллюзорная вселенная реальна. Он должен узнать правду о действительной природе этого мира, и тогда он постигнет, что это сам Брахман.
Во время медитации ученик иногда чувствует, что поднимается в воздух. У разных людей возникают разные духовные переживания. Все зависит от характера, формы садханы, места концентрации и многих других условий. Одни слышат мелодичные звуки, другие видят огни, третьи погружаются в ананду, а четвертые одновременно испытывают пракашу и духовное блаженство.
Заподозрив, что в садхану вкрались какие-то ошибки, немедленно обратитесь за советом к развитому санньясину или осознавшей душе, чтобы исправить оплошности. Если у вас крепкое здоровье, если вы жизнерадостны, счастливы, сильны физически и душевно, если разум спокоен и невозмутим, если медитация приносит ананду, а сила воли укрепляется, становится чистой и непоколебимой, знайте, что ваша медитация совершенствуется, вы на верном пути.
Божественный Свет проникает не в распахнутые двери, а сквозь узкие щели. Ученик видит этот свет, напоминающий солнечный луч, озаряющий темную комнату через крошечную щелку. Он похож на вспышку молнии. Внезапное просветление не поддается словесному описанию. Ученик очарован, его переполняют восторг и трепет. Он дрожит от любви и благоговения, как Арджуна, получивший вишварупа-даршану от Господа Кришны. Окутывающий Бога Свет так ярок и великолепен, что ученик испытывает головокружение и ослепление.
В медитации случаются самые разные видения, например, огненная голова поразительной красоты, на которую трудно смотреть без ужаса. Голова обрамлена тремя крыльями огромных размеров, ослепительно-белого цвета; они то яростно трепещут, то замирают в неподвижности. Голова никогда не произносит ни слова, только машет своими гигантскими крыльями.
Цвет огней, которые возникают во время медитации, зависит от таттвы, которая в данный миг течет через ноздри. Агни-таттва вызывает красные огни, акаша-таттва — синие, апа-таттва — белые, притхиви — желтые, а вайю —темные. Таттву можно менять разными способами, но лучше всего делать это силой мысли. «О чем думаешь, тем и становишься». Если господствует агни-таттва, достаточно напряженно думать об апа-таттве, и цвет огней вскоре изменится.
Если в глубокой медитации вы переживаете проблески Истинного Я, видите ослепительные огни, ангелов и архангелов, риши, муни и дэват, не отшатывайтесь в страхе. Это не призраки. Не прекращайте садхану. Продолжайте усердно трудиться. Срывайте покров за покровом.
Смело идите вперед. Не оглядывайтесь. Пройдите густую тьму и пустоту. Пронзите слой мохи. Растворяйте утонченную ахамкару. Сварупа воссияет сама собой. Наступит турийя.
Иногда учеников тревожат злые духи. У них уродливые свирепые лица и длинные зубы. Отгоняйте их усилием воли, прикажите им убраться вон. Они исчезнут. Это духи стихий. Они не причиняют садхакам никакого вреда. Это возможность проверить свою отвагу. Робкий не сможет идти вперед. Черпайте силу и смелость в Атмане, неиссякающем (авьяйя) источнике. Ученики встречаются и с добрыми духами, которые оказывают большую помощь.
Обычно ученики жаждут как можно скорее испытать духовные переживания, но, столкнувшись с ними, ощущают сильный страх. Они пугаются, возвысившись над телесным сознанием. Они не знают, что делать — задержаться в этом состоянии или побыстрее покинуть его. Чего они боятся? Какая разница, вернешься ты к обычному сознанию или нет? В целом, все наши усилия направлены именно на то, чтобы преодолеть телесное сознание, слиться с высшим, духовным Сознанием. Мы привыкли к определенным границам. Когда эти границы неожиданно исчезают, мы словно лишаемся твердой почвы. В этом кроется причина страха при возвышений над телесным сознанием. Безусловно, это незнакомые переживания, они требуют смелости. Смелость вообще необходима. В шрути сказано: «Найяматма балахинена лабхья» — «Слабый (робкий) едва ли достигнет Ат-мана». На духовном пути встречаются самые разные силы. С точки зрения бесстрашия, даже бандиту легче достичь Бога, если он получит толчок в верном направлении. Вспомним отъявленных бандитов Джа-гая и Мадхая, которые стали великими святыми! Они бросали камни в Нитьянанду, ученика Гауранги, но Нитьянанда покорил их чистой божественной любовью. Разбойник Ратнакара стал святым Вальмики1.
1 Мудрец-риши, «первый поэт», предполагаемый автор «Рамаяны» и ведантийского философского эпоса «Йога-Васиштха».
Джьотирмайя-даршана
По мере занятий медитацией ученики начинают видеть физический облик своего иштадэваты. Четы-рехрукий Господь Вишну дает им даршаны. Им является Кришна с флейтой в руках, Рама со стрелой и луком, Шива с трезубцем и дамару, барабаном.
Иногда Господь предстает в облике нищего, в грязной изорванной одежде низшей касты. Чтобы узнать его, нужна острая проницательность.
Божества приходят и во сне. Ганеша является во сне в облике слона, а Дэви в виде прекрасной девушки.
В глубокой медитации можно получить джьотир-майя-даршану. Ученик видит огромный светящуюся колонну, сливается с бесконечным светом. Это вызывает изумление и благоговение.
Если постоянно поклоняешься Кришне, везде и всюду видишь только Его.
Йог должен избавляться от страха, гнева, лени, чрезмерностей и излишеств в сне и еде. Если он ежедневно выполняет все правила, уже через три месяца к нему несомненно сама собой придет духовная мудрость. Через четыре месяца он узреет дэвов, через пять обретет брахма-ништху, а через полгода достигнет кайвальи. В этом нет никаких сомнений.
ПРОЩАЛЬНЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ
Мои дорогие ученики! Посылаю вам мысленные токи Покоя, частицу безмятежной атмосферы священных Гималаев, прибежища риши.
Бог — это шанти-сварупа, Воплощение Покоя. В шрути торжественно провозглашается: «Айям атма шанта» («Этот Атман — Покой»). Злейший враг покоя — желание. Желания отвлекают разум, а тот, кто не владеет сосредоточением, не знает покоя. Беспокойному недоступно счастье. Когда наступает Высший Покой, все боли, страдания, несчастья и беды исчезают навсегда.
Дорогие братья! Дети Бессмертия! Трудитесь. Идите вперед. Не оглядывайтесь. Забудьте о прошлом. Забудьте о теле и окружающем мире. Помните только о Цели, только об Источнике. Вас ждет славное, блестящее будущее. Очищайтесь, служите, любите, дарите. Живите в ОМ. Всегда и всюду ощущайте пребывающее в вас Всепроникающее Присутствие. Познайте Себя. Найдите покой в величественном Океане Спокойствия, безбрежном море Неподвижности. Пейте нектар Бессмертия. Пусть Внутреннее Присутствие станет вашим Средоточием, Идеалом и Целью. Да пребудут с вами во веки веков Радость, Блаженство, Покой, Слава и Величие!
Дети Нектара! Я подробно описал все помехи, преграждающие путь к Богоосознанию. Я предложил действенные способы преодоления этих помех. Станьте же бесстрашными солдатами духовности на поле боя адхьятмы. Станьте отважными героями, доблестными рыцарями. Смело преодолевайте все преграды, явите миру божественную славу, великолепие, чистоту и святость. Ожидайте результатов терпеливо и безмятежно. Не торопитесь, не спешите, не проявляйте горячности. Возрождение и обновление требуют времени. Никогда не отчаивайтесь. Облачитесь в броню вайрагьи, прикройтесь щитом вивеки, поднимите стяг веры. Смело шагайте вперед. Не останавливайтесь, пока вдоволь не напьетесь эликсира Бессмертия. Не останавливайтесь, милые садхаки, пока вы не войдете в царство вечного солнца, неувядающей красоты, неугасимого восторга, высочайшего блаженства, безграничной радости, незамутненного счастья и ненарушаемого покоя. Это конец пути. Теперь можно насладиться вечным отдыхом. Это цель жизни, венец стремлений. Отдохните, друзья! Прощайте! Поделитесь этой редкой панацеей со своими братьями. Ведите их за собой. Отныне вас ждет важнейшая, благородная и бескорыстная работа. Осуществите Божественную Волю, станьте буддой неувядающей славы. Приветствую всех вас!
Обнаружив, что ее лапки слиплись от меда, пчела слизывает его и радостно взлетает. Освобождайтесь от липкого разума, приковывающего нас к этому телу силой раги и мохи, влечения и отвращения. Делайте это с помощью вайрагьи и медитации. Радостно покидайте клетку плоти и летите к источнику, Брахману, Абсолюту!
Довольно слов. Хватит спорить и ссориться. Уединитесь в тихой комнате. Закройте глаза. Погрузитесь в глубокую, безмолвную медитацию. Ощутите Его присутствие. С чувством любви и радости повторяйте Его имя — ОМ. Наполняйте сердце прэмом, Любовью. Разрушайте санкальпы, мысли, капризы, фантазии и желания, поднимающиеся на поверхность разума. Сдерживайте блуждающий разум и сосредоточьте мысли на Боге. Тогда медитация станет устойчивой и глубокой. Не открывайте глаза. Не шевелитесь. Растворитесь в Нем. Погрузитесь в глубочайшие тайники сердца. Окунитесь в блистательный Атман. Пейте нектар Бессмертия. Наслаждайтесь тишиной. Там я и оставлю вас. Радуйтесь, сыны Нектара, радуйтесь! Покой, покой, безмолвие! Слава! Слава!
САНСКРИТСКИЕ ПОНЯТИЯ
АБХАСА отражение; видимость, призрак
АБХАСА-ЧАЙТАНЬЯ отраженное сознание
АБХЕДА нераздельность, тождественность
АБХЬЯСА обучение, практика
АВАДХАНА внимание, внимательность
АВАСТХА состояние
АВАТАРА земное воплощение божества
АВИДЬЯ неведение, невежество
АВИРАТИ потакание страстям
АВЬЯЙЯ неиссякаемый, неистощимый
АВЬЯКТА непроявленное, неопределенное
АГАНДХА лишенный запаха
АГНИ огонь
АДЕША приказ
АДВАЙТА недвойственный
АДЖАПА непроизносимое, беззвучное
АДЖНЯ чакра в межбровье
АДЖНЯНА незнание
АДРИШЬЯ незримый
АДХАРА опора, основа; сфера, круг деятельности
АДХИШТХАНА субстрат
АДХЬЯСА наложение, отождествление
АДХЬЯТМА (АДХИ-АТМА) Высший Дух, мировая Душа
АЙШВАРЬЯ верховная власть, господство
АКАША эфир
АКХАНДА неделимый, целостный
АЛАМБАНА поддержка
АЛАСЬЯ вялость, лень
АЛЫТА маленький крошечный
АМАНА лишенный мыслей
АМАРТА неумирающий
АМАТРА неизмеримый
АМРИТА нектар бессмертия
АМРИТАТВА бессмертие
АНАНДА радость
АНАНДАГХАНА совокупность радости
АНАНТА бесконечность
АНАРТХА неправильный; несчастье
АНАТМА не связанный с Атманом
АНАХАТА 1) чакра в области сердца; 2) мистический звук
АНАХАТА-ДХВАНИ звук, тон
АНГА член, часть, звено
АНИМА крошечные размеры
АНТАР-, АНТАРАНГА внутреннее
АНТАР-ДЖЬОТИС внутренний свет
АНТАР-ИКША-ЛОКА астральный план
АНТАР-МУКХА погруженный, обращенный в себя
АНТАР-ЙЯМИН внутренний правитель
АНТАХ-КАРАНА «внутренний инструмент» (разум, самосознание, подсознание)
АНУБХАВА восприятие, переживание
АНУСАНДХАНА внимание, уважение
АПА вода
АПАНА-ВАЙЮ нисходящее дыхание, поток энергии, управляющий областью живота и выделительной системой
АПАРОКША прямое восприятие
АПРАНА лишенный праны
АПТА достигнутый, исполненный
АПТА-КАМА достигший осуществления желаний
АРАНИ дощечка для добывания огня
АРДЖАВА прямодушие
АРТХА стремление; выгода; достояние; дело
АРУПА лишенный формы
АСАМПРАДЖНЯТА лишенный самосознания
АСАМБХАВАНА отсутствие веры в себя
АСАНА поза тела
АСПАРША неосязаемый
АСУРЫ демоны
АТИНДРИЙЯ лишенный органов чувств
АТМА, АТМАН Высшее Я
АТМА-ДРОХА оскорбление Атмана
АТМА-САКШАТКАРА непосредственное восприятие Атмана
АУМ см. ОМ
АХАМ «я»
АХАМГРАХА отождествление с Высшим Я во время медитации
АХАМКАРА сознание собственного «я»
АХИМСА ненасилие
АЧАМАНА питье воды
АЧАРЬЯ учитель, наставник
АЧЬЮТА непоколебимый, вечный (эпитет Вишну-Кришны)
АШАБДА беззвучный
АШВАТТХА священная смоковница
АШРАМА 1) монастырь, духовное заведение; 2) одна из четырех стадий жизни индуиста
АШТАНГА состоящее из восьми частей
БАНДХА «узел, изгиб»; род упражнений в хатха-йоге
БАХИР-, БАХИРАНГА внешнее
БАХИРМУКХА обращенное наружу
БИНДУ «точка»; знак протяжного звука «н» или «м», издаваемого с закрытым ртом (например, в слове «ОМ»)
БОДХА пробуждение, знание, наблюдение
БРАХМАН Абсолют
БРАХМА-БХАВАНА ощущение присутствия Брахмана
БРАХМА-ВАРЧАСА святость, особая аура святого
БРАХМА-ВАСТУ сущность Брахмана
БРАХМА-ВИДЬЯ знание о Брахмане
БРАХМА-КАРА совершающий богослужение
БРАХМА-ЛОКА мир Брахмы, рай
БРАХМА-МУХУРТА благоприятный для медитации период между четырьмя и шестью часами утра
БРАХМА-САНСТХА утвержденный в Брахмане
БРАХМА-СГХИТИ пребывание в Брахмане
БРАХМА-ТАТТВА истинное бытие Брахмана
БРАХМАЧАРЬЯ 1) половое воздержание; 2) первая ступень жизни индуиста
БРАХМАЧАРИН соблюдающий обет воздержания
БРАХМА-ЧИНТАНА размьшшение о Брахме
БУДДХИ высший разум, мудрость
БХАВА, БХАВАНА ощущение, представление, воображение
БХАГА-ТЬЯГА-ЛАКШАНА логический метод доказательства тождества души и Бога путем частичного отбрасывания их внешних качеств
БХАДЖАНА хвалебная песнь
БХАКТА последователь бхакти
БХАКТИ путь религиозного поклонения
БХАНДЖАНА ломающий, разрушающий; разлом
БХЕДАНА разрывание
БХИКША подаяние
БХРАНТИ-ДАРШАНА ошибочное представление
БХРУМАДХЬЯ-ДРИШТИ сосредоточение на межбровье
БХУМАН блаженное существование
БХУМИКА стадия
БХУТА, БХУТА-ГАНА дух природы, олицетворение стихии
ВАДЖРА 1) молния; 2) алмаз; 3) громовая палица
ВАЙКУНТХА рай
ВАЙРАГЬЯ отрешенность
ВАЙЮ 1) ветер; 2) воздух; 3) газы
ВАК речь
ВАКЬЯ слово, изречение
ВАЛЛАБХА любимый, дорогой; супруг
ВАНАПРАСТХА лесной отшельник
ВАСАНА скрытые желания
ВАСИШТВА всевластие (одно из сиддхи)
ВАСТУ 1) место, участок; 2) предмет; 3) содержание, сущность
ВЕДАНТА школа философии, основанная на упанишадах
ВИВАРТА видимость, иллюзия
ВИВЕКА различение
ВИГХНА помеха
ВИДЖАТИ(ЙЯ) мысли о земном, материальном
ВИКАРА эмоциональное возбуждение
ВИКШЕПА метание, рассеянность
ВИКШИПТА мечущийся, рассеянный
ВИМАРША обдумывание, исследование
ВИНА род лютни
ВИПАРИТА противоположный
ВИПАРИТА-БХАВАНА искаженное представление
ВИРАТ макрокосм; Господь в форме проявленной вселенной
ВИРЬЯ семенная жидкость
ВИШАЙЯ 1) вопрос, проблема; 2) мысли, вызванные ощущаемыми предметами
ВИШВАРУПА 1) разнообразный; 2) Вездесущий (эпитет Вишну)
ВИШРАНТИ отдых, успокоение
ВИШУДДХА чакра в районе горла
ВИЧАРА обдумывание, размышление (о Брахмане)
ВРИТТИ мысль, видоизменение материи разума; образ мыслей
ВРИТТИ-НИРОДХА контроль над волнами мысли
ВРИТТИ-ПРАВАХА поток мыслей
ВЬЯВАХАРА дело, деятельность (повседневная)
ВЬЯВАХАРА-КШАЙЯ ослабление мирской деятельности
ВЬЯГТАКА проникающий, наполняющий
ГАНДХА запах
ГАНДХАРВЫ небесные певцы и музыканты
ГАРИМА(Н) вес, тяжесть (одно из сиддхи)
ГРИХАСТХА домохозяин (вторая ступень жизни)
ГУДА кишечник, задний проход
ГУНА одно из трех основополагающих качеств всего сущего
ГУРУ учитель
ГУХА пещера
ГХАНА совокупность
ГХРИНА неприязнь, ненависть
ДАЙВА божественный
ДАМА самообладание
ДАМАРУ разновидность барабана
ДАМБХА обман, лицемерие
ДАРШАНА 1) видение, зрелище; 2) учение, система взглядов
ДВАЙТА двойственность, дуализм
ДВЕША отвращение
ДЕХА тело
ДЕХА-АДХЬЯСА отождествление с собственным телом
ДЖАГАТ 1) мир, вселенная; 2) все живое
ДЖАГРАТ бодрствование
ДЖАДА 1) неподвижный, 2) тупой
ДЖАЙЯ победа
ДЖАНМАШТАМИ день рождения
ДЖАПА повторение, произнесение
ДЖИВА живое существо, душа
ДЖИВАНМУКТА тот, кто достиг спасения еще при жизни
ДЖНЯНА знание, понимание
ДЖНЯНИ мудрец, «знающий»
ДЖЬОТИС свет, огонь
ДИВЬЯ 1) небесный; 2) чудесный; 3) божественность
ДИВЬЯ-ГАНДХА чудесный аромат
ДИВЬЯ-ДЖЬОТИС чудесный свет
ДИГ-ВИДЖАЙЯ завоевание, покорение мира
ДИНА день
ДИНАЧАРЬЯ распорядок дня
ДИРГХА длинный, долгий
ДОША недостаток, изъян
ДРИДХА сильный, крепкий, стойкий
ДРИДХА-СУШУПТИ крепкий сон
ДРИК (ДРИШ) смотрящий
ДРИШТИ зрение, смотрение
ДРИШЬЯ видимое
ДХАРАНА сосредоточение
ДХАРМА 1) закон, правило; 2) долг; 3) характерная черта, особенность
ДХВАНИ звук, тон
ДХРИТИ терпение, упорство
ДХЬЕЙЯ объект медитации
ДХЬЯНА медитация, созерцание
ДХЬЯНА-БХУМИКА стадия медитации
ДХЬЯТА, ДХЬЯТАР медитирующий, мыслитель
ДЭВЫ ДЭВАТЫ божества
ИДАМ это
ИНДРИЙЯ орган чувств
ИШВАРА божество
ИШИТВА величие (богоподобность)
ИШТАДЭВАТА личное покровительствующее божество
ЙЯМИН укротитель, правитель
ЙЯТИ отшельник
КАВЬЯ стихотворение
КАЙВАЛЬЯ исключительность, единичность
КАЙЯКАЛЬПА средства достижения здоровья и долголетия
КАЛЬПА лекарство
КАЛЬЯНА благоприятный
КАМА 1) желание, страсть; 2) любовь
КАМАНДАЛУ кувшин для воды
КАРАНА 1) причина; 2) инструмент
КАРАНА-ШАРИРА причинное (каузальное) тело
КАРМА действие, поступок
КАРТАВЬЯТА то, что необходимо сделать; долг, обязанность
КАРУНЬЯ сострадание
КАУСТУБХА мифический драгоценный камень на груди Вишну
КАШАЙЯ страсть, потаенное желание
КАШТА суровый, мучительный
КАШТА-МАУНА строгай обет молчания
КЕВАЛА единственный
КЕВАЛОХАМ «я — единственное, что есть»
КЕВАЛА-АСТИ единое существование
КИРТИ слава, хвала
КИРТАН хвалебная песнь
КЛЕША мучение, недуг
КОША ножны (оболочка)
КРИЙЯ 1) жертвенный обряд; 2) род процедур в хатха-йоге
КРИТА сделанный, выполненный
КРИТА-КРИТЬЯ сделавший то, что нужно сделать
КРОДХА гнев
КУМБХАКА задержка дыхания
КУТАСТХА неизменный
КУТИРА хижина
КШАМА прощение
КШЕТРА 1) поле; 2) местность; 3) место, где санньясинам раздают еду
КШИПТА блуждание мыслей
ЛАГХИМА(Н) легкость, невесомость (одно из сиддхи)
ЛАЙЯ 1) исчезновение, растворение; 2) отдых, праздность
ЛАКШАНА определение, обозначение
ЛАКШЬЯ цель
ЛИЛА игра, забава
ЛОКА 1) край, страна; 2) один из миров
ЛОКА-САНГРАХА всемирное единение
МАДХУРА сладкий, приятный
МАДХЬЯМА средний, середина
МАЙТРИ дружба
МАЙЯ иллюзорность
МАКАРА-КУНДАЛА серьга с изображением макары, морского чудовища
МАЛА 1) венок, гирлянда; 2) грязь, нечистоты
МАМАТА эгоизм
МАНАНА рассуждение, размышление
МАНАС разум
МАНИПУРА чакра в районе пупка
МАНО-НАША гибель разума
МАНОРАДЖЬЯ мечтательность
МАНТРА 1) повторение; 2) священные слова, молитва
МАРГА путь, способ
МАТРА 1) мера, размер; 2) только
МАУНА молчание
МАХАВАКЬЯ великое речение из упанишад
МАХИМА гигантские размеры
МИТАХАРА умеренная пища
МИТХЬЯ ложь
МОКША освобождение
МОХА обман, заблуждение
МРИДУ мягкий, слабый
МУДИТА жизнерадостность
МУДРА род упражнений в хатха-йоге
МУДХА притупление, забывчивость
МУКТА освободившийся
МУКТИ освобождение
МУЛА основа, источник
МУЛА-АДЖНЯНА изначальное неведение
МУЛАДХАРА чакра в основании позвоночника
МУМУКША, МУМУКШУТВА стремление к спасению от перерождений
МУНИ «молчащий», святой мудрец
МУРТИ облик, изображение
МУРТЬЮПАСАНА поклонение образу божества
НАДА звучание
НАДИ нервный канал, вена
НАДИ-ШУДДХИ очищение нервной системы
НАМА(Н) имя
НАМА-РУПА мир названий и форм
НАСИКАГРА-ДРИШТИ сосредоточение на кончике носа
НАУЛИ род упражнений в хатха-йоге
НИДИДХЬЯСАНА глубокая и долгая медитация
НИДРА сон
НИМИ-КАЛЬПА процедура постепенного привыкания к яду
НИРАКАРА лишенный формы
НИРБИДЖА лишенный зерна
НИРВИКАЛЫ1А несомневающийся, неколеблющийся
НИРГУНА лишенный качеств
НИРДВАНДА пребывающий вне пар противоположностей
НИРОДХА подавление, сдерживание
НИТЬЯ вечность
НИТЬЯ-ТРИПТИ вечное удовлетворение
НИХСАНКАЛЬПА лишенный впечатлений прошлого
НИШТХА устойчивость
НИЯМА второе звено йоги, внутренняя чистота
ОДЖАС сила, мощь; духовная энергия
ОМКАРА слог «ОМ»
ПАДАМ-АНАМАЙЯ невредимый, неподвластный боли
ПАНДИТ ученый, образованный человек
ПАНЧАДХАРАНА пять видов сосредоточения
ПАРАВАК мистический звук (высшая речь)
ПАРАМА высший
ПАРАМАХАНСА «великий лебедь», святой
ПАРАМДХАМАН высочайшее место
ПАРАМПАРА последовательность, преемственность
ПАРИПУРНА наполнение, переполнение
ПАТИВРАТА супружеская верность
ПИНГАЛА «солнечный канал», один из трех центральных нервных каналов
ПИТАМ БАРА желтая шелковая одежда
ПРАВАХА течение, поток; ход мыслей
ПРАВРИТТИ работа, занятие
ПРАДЖНЯ 1) сведущий, знающий; 2) разумность, сознание
ПРАДЖНЯНА знания
ПРАКАМЬЯ полная свобода желаний
ПРАКАША светлый, ясный; яркость
ПРАКРИТИ природа; первоматерия
ПРАНА дыхание жизни, жизненная энергия
ПРАНАВА священный слог «ОМ»
ПРАНАЯМА дыхательные упражнения
ПРАПТИ волшебная сила, дающая возможность исполнять все желания
ПРАПТИ-ПРАПЬЯМ осуществление всех желаний
ПРАРАБДХА «начатый»: часть кармы, определяющая текущее воплощение
ПРАТИПАКША соперник
ПРАТИШТХА известность, репутация
ПРАТЬЯГ-АТМАН внутренняя сущность
ПРАТЬЯХАРА уклонение, абстрагирование от конкретного; пятое звено йоги
ПРАШНОТТАРИ беседа в виде вопросов и ответов
ПРЕРАКА подгоняющий, ускоряющий (эпитет Бога)
ПРИТХИВИ земля
ПРЭМ любовь
ПУДЖА почитание, поклонение
ПУРАКА 1) вдох; 2) дыхание с попеременным зажатием ноздрей
ПУРУША Мировой Дух
ПУРУШАРТХА человеческие усилия
РАГА влечение
РАГА-ДВЕША влечение и отвращение
РАДЖАС одна из гун: активность, деятельность, подвижность
РАДДЖУ веревка
РАСА 1) влага; 2) привкус, вкус; 3) язык как орган вкуса
РАСА-ГУЛА леденцы
РАСАСВАДА «привкус удовольствия»: промежуточная стадия блаженства на духовном пути
РЕЧАКА выдох
РИДЦХИ девять видов необычайного восторга
РИШИ мудрец, святой
РУПА форма, наружность
САБИДЖА имеющий зерно
САВИКАЛЬПА отличающийся разнообразием; допускающий сомнения или колебания
САГУНА имеющий качества
САГУНА-МУРТИ картина с изображением божества
САД-АЧАРА хорошее поведение
САДХАКА ученик («выполняющий, достигающий»)
САДХАНА практика, ведущая к цели
САДХУ добродетельный человек, санньясин
САКАРА имеющий форму
САКШАТКАРА непосредственное восприятие
САКШИ свидетель
САМА «ровный, гладкий» (состояние ума)
САМАДХАНА сосредоточенность
САМАДХИ «осуществление», состояние Сверхсознания
САМАТА 1) порядок; 2) упорядоченность мыслей
САМПРАДАЙЯ традиция, передаваемое учение
САМПРАДЖНЯТА-САМАДХИ низшее самадхи с сохранением различий между медитирующим, медитацией и ее объектом
САМХАРА уничтожение
САНГРАХА собирание
САНДХИ соединение, слияние
САНДХЬЯ полумрак, сумерки
САНКАЛЫТА решение, желание, волеизъявление
САНКИРТАНА восхваление
САННЬЯСИН «отрекающийся»; тот, кто целиком посвятил себя духовному обучению
САНСАРА 1) перерождение; 2) течение мирской жизни
САНСКАРА 1) впечатления, влияние среды, воспитания и т. д.; 2) обряд
САНТОША удовлетворенность
САНЧИТА «готовый»; карма, совокупность поступков прошлых жизней
САНШАЙЯ сомнение
САНЧАРА движение
САНЬЯМА 1) сдерживание, обуздание; 2) глубокая сосредоточенность; 3) совокупность концентрации, медитации и самадхи
САРВА весь, целый; каждый; всё
САРВА-ВИД всеведущий
САРПА змея
CAT бытие, существование
САТСАНГА духовное общение
САТТВА чистота, равновесие — одна из трех гун
САТЬЯ истина, действительность, правдивость
САХАДЖА естественный
САХАДЖА-АВАСТХА естественное состояние
САХАСА дерзновение
САХАСРАРА чакра в районе макушки
САХИТА соединенный, связанный, сопровождаемый
СВАБХАВА характер, натура, нрав
СВАДА наслаждение
СВАДХИШТХАНА чакра в области половых органов
СВАДХЬЯЯ самопостижение
СВАПНА сновидение
СВАРГА небо; небесный
СВАРУПА самосущность, подлинная природа Брахмана
СВАСТИКА 1) знак благополучия; 2) скрещение рук на груди
СИДДХА тот, кто обладает сверхъестественными силами
СИДДХИ сверхъестественная способность
СПАРША прикосновение, осязание
СПХУРАНА дрожание, трепетание
СРИШТИ (по)рождение, возникновение, создание
СТАБДХА оцепеневший
СТОТРА хвалебный гимн
СТХИТА установленный, утвержденный
СТХУЛА грубый, материальный
СУКШМА тонкий, утонченный
СУРЬЯ солнце
СУТРА 1) нить, цепь; 2) изречение
СУТРАТМА «цепочка душ», Единая Душа
СУШУМНА центральный нервный канал
СУШУПТИ глубокий сон без сновидений
ТАИЛА-ДХАРАВАТ текущее масло
ТАМАС инертность, покой — одна из трех гун
ТАНДРИ, вялость, дремота
ТАНМАЙЯТА состоящий из этого, наполненный; поглощенность
ТАНМАТРА 1) атом, материя; 2) первостихия
ТАНТРИ струнная музыка
ТАНУ тонкий, худой
ТАНУМАНАСИ утончение, нитеподобность разума
ТАПА 1) жар; 2) мучение боль
ТАПАС, ТАПАСЧАРЬЯ аскетизм; самоограничение
ТАТТВА 1) принцип; 2) стихия
ТАТТВА-ДЖНЯНА знание истины
ТЕДЖАС 1) огонь, блеск; 2) величие; 3) духовная аура
ТЕДЖОМАЙЯ лучезарный, блестящий
ТИВРА 1) острый; 2) пылкий; 3) строгий; 4) крепкий
ТИЛАКА знак касты или секты на лбу
ТИРАСКАРА неуважение, оскорбление
ТИТИКША терпение, выносливость
ТРИВЕНИ «три потока»: место слияния трех священных рек — Ганга, Джамны и Сарасвати
ТРИКУТИ «трехвершинное»: участок в межбровье
ТРИПТИ насыщение, удовлетворение
ТРИПУТИ триада: смотрящий, зрение и видимое
ТРИША жажда, жадность, влечение к предметам
ТУРИЙЯ четвертое состояние