Непривлекательная красавица

Жизненный план. Она обладает стандартными признака­ми «женской красоты», но она не очень высоко ценит себя как личность и не верит по-настоящему в то, что она привлекательна. Она считает себя ограниченной и не­привлекательной. Когда она смотрит в зеркало, то не ви­дит красоты, которую видят другие. Ей в глаза в первую очередь, бросаются изъяны и несовершенства. Эта осо­бенность называется «синдром красивой женщины» и связана с тем, что женщина сосредоточивается на отдель­ных частях лица или фигуры, которые по отдельности выглядят не так привлекательно, как в ансамбле. Ей ка­жется, что она обманывает тех, кто думает, что она кра­сива, и считает их глупцами. Она получает много погла­живаний за свою внешность и игнорирует их все. Она хочет, чтобы ее любили за ее личные качества, но мало кто видит их за красивой оболочкой. Мужчина, который выходит с ней в свет, получает поглаживания за прекрас­ное приобретение, которое стоит с ним рядом в вечернем платье. Она находится в постоянном поиске Прекрасно­го Принца, который положит конец всем ее несчастьям и силой своей волшебной любви сделает ее по-настояще­му красивой. Она злится на окружающих за то, что они не ценят ее, и мстит за это, выкуривая сигареты пачку за пачкой и появляясь в обществе близких друзей в затрапезном виде. Она дает мужчинам все, кроме самой себя. Она ощущает себя в первую очередь Жертвой. Часто дру­гие женщины видят в ней опасную соперницу и завидует ее красоте. Благодаря привлекательной внешности она привыкла легко получать то, что хочет. Привычка к особенному обращению сделала для нее ненужным уме­ние сотрудничать, поэтому иногда она ведет себя как примадонна.

Так как она не пользуется своей взрослой частью в отношениях с Прекрасным Принцем, он эмоционально «обворовывает» ее. Позже, когда со временем ее красота тускнеет, она не отказывается от привычного враждеб­ного отношения к другим, но так как теперь очевидное оправдание капризов (ее красота) отсутствует, ее счита­ют просто «стервой». Часто она заканчивает жизнь в оди­ночестве, ее никто не любит, даже она сама.

Контрсценарий. Ее жизнь кажется чудесной сказкой, когда она по уши влюблена в своего Прекрасного Прин­ца. Это продолжается около шести месяцев, а затем неза­метно меркнет, так как он начинает интересоваться дру­гими красивыми женщинами.

Запреты и предписания:

♦ты красива только внешне;

♦не будь близка с другими людьми;

♦не будь собой.

Решение. Люди всегда реагировали исключительно на ее красивое лицо, а не на нее саму как личность, поэтому она решила, вместо того чтобы добиваться уважения к себе как к человеку, продавать себя в качестве сексуаль­ного объекта, чтобы получать то, чего она хочет.

Мифическая героиня. Она болезненно очарована легендой Мэрилин Монро и восхищается кино- и телезвездами.

Телесный компонент: Ее тело очень красиво, но нечувствительно. Она часто бывает напряжена, и поэтому иногда ей бывает трудно достичь оргазма. Когда она улы­бается, приходит в движение только ее рот, потому что она боится, что возле глаз образуются морщинки.

Игры:

♦«Насилие»;

♦«Если бы не ты»;

♦«Изъян (ее собственный)».

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Он усту­пает сексуальному влечению и делает ей соответствую­щее предложение, после чего она получает право игнори­ровать все, что он говорит.

Антитезис. Она начинает требовать поглаживаний за человеческие качества, которые нравятся в ней людям, она отказывается принимать поглаживания в адрес сво­ей внешности. Ей необходимо полюбить себя, перестать играть в «Изъян» и начать наслаждаться своей истинной внешней и внутренней красотой. Она занимается тем, что для нее по-настоящему важно, и посещает женскую груп­пу встреч, где учится сотрудничать, чтобы получать то, чего она хочет.

Она решает использовать свою взрослую часть, чтобы построить отношения с мужчиной, который ценит ее как личность. Она получает удовольствие от того, что нако­нец стала властна над событиями своей жизни и знает, над чем ей нужно работать в себе.

Медсестра

Жизненный план. Она — профессиональный Спаситель и работает в организации, где ее эксплуатируют и выкачи­вают из нее все соки. Вначале ее желание заботиться о других исходило изнутри, но скоро забота становится обязанностью, навязанной извне. Ее учат чувствовать потребности других людей и удовлетворять их. Из-за этого она ждет, что другие люди прочитают ее мысли так же, как она читает их мысли, и позаботятся о ней так же, как она заботится о них. Однако этого не происходит: она не просит вслух о том, чего хочет, поэтому ничего не по­лучает. Зато она часто получает от благодарных пациен­тов и их семейств поглаживания в виде коробки конфет. Устав спасать, она обижается и становится сердитой. Она не получает то, чего хочет, поэтому становится Пресле­дователем под маской так называемой «профессиональ­ной бесстрастности». Ее преследование часто принима­ет форму антиспасения (гл. 11): «Я даю только то, о чем меня просят!»

Она проводит время, жалуясь на врачей и начальство, но у нее не находится ни сил, ни времени, чтобы противо­стоять им. Кроме того, она опасается последствий своей активности. Она чувствует, что должна приспособиться, чтобы не потерять свой кусок хлеба, так как она содержит свою семью (потому что она спасает мужа-алкоголика или потому что она мать-одиночка). Когда у нее не скла­дываются близкие отношения, она думает, что должна была дать своему избраннику больше (спасение).

По иронии судьбы в старшем возрасте она проводит большую часть своего времени в больнице, так как ее тело не выдержало многолетней эксплуатации. Она могла по­вредить спину, поднимая тяжелого пациента. Кроме того, в течение дня она подхлестывала себя стимуляторами, а по вечерам пыталась успокоить седативными средства­ми и алкоголем.

Контрсценарий. Когда она только закончила школу медсестер и поступила на свою первую работу, казалось, что она избрала прекрасную профессию и что все идет так, как она хочет. Ее энтузиазм стал гаснуть, когда она почувствовала разницу между количеством любви, ко­торое она отдает, и тем, что она получает взамен. Когда она ухаживала за раковыми больными, она впервые Шутила депрессию и начала принимать снотворное от бессонницы и ночных кошмаров. Если она белая и (или) из среднего класса, ей, скорее всего, назначал свидания красивый молодой врач, который отказался жениться на ней или женился, а потом развелся, когда закончился срок его обучения.

Запреты и предписания:

♦в первую очередь заботься от других;

♦не проси о том, чего хочешь;

♦трудись.

Решение. В детстве она решает, что быть хорошей — значит отложить свои нужды и в первую очередь забо­титься о других, что заботиться о себе — эгоистично, то есть плохо.

Мифическая героиня. Она фантазирует, представляя себя в роли всепрощающей страдалицы (Джейн Эдамс или Флоренс Найтингейл)

Телесный компонент. Ее ноги страдают, потому что она слишком много времени проводит стоя. По этой же при­чине у нее варикозное расширение вен. Когда она подни­мала тяжелых пациентов, она повредила спину.

Игры:

♦«Почему бы вам не... — Да, но»;

♦« Подумайте, какой ужас!»; Ф «Если бы не ты...».

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Он го­ворит ей, что она должна делать свою работу, он поддер­живает врачей в их патриархальной роли. Чтобы помочь ей справляться с работой, он прописывает ей лекарства: стимуляторы, чтобы принимать днем, и успокоительные, чтобы принимать вечером. Ему хочется поделиться с ней своими проблемами, потому что она такая понимающая и так хорошо слушает.

Антитезис. Первое, чему она должна научиться, — прямо просить о том, чего она хочет, и поставить свои нужды на первое место. Кроме того, ей важно перестать спасать и научиться строить отношения, свободные от игры в спасение. Возможно, будет лучше, если она оста­вит свою работу в больнице и будет работать неполный день или на частной основе, что даст ей время на себя. Она должна научиться заботиться о себе, в частности о своем теле. Ей будет полезно объединиться с другими медсестрами, чтобы требовать изменений в условиях труда медсестер, просить окружающих, чтобы они помог­ли ей отучиться спасать всех и вся, и говорить с пациен­тами об их правах и ответственности.

Полная женщина

Жизненный план. Вся ее жизнь вращается вокруг показа­ний весов. Она проводит время, ругая себя и сидя на ди­етах, пытаясь достичь душевного благополучия через умерщвление плоти. Она приобрела вредные пищевые привычки еще ребенком. За хорошее поведение ее воз­награждали едой. Кроме того, ей говорили, что она долж­на съесть все, что лежит на тарелке, потому что выбрасы­вать еду грешно: «Подумай о детях, которые голодают в Китае» (а не о своем полном желудке).

Она не умеет выражать свой гнев и говорить «нет», то есть она буквально проглатывает все, что ей дают. Когда она набирает излишний вес, это происходит потому что, она хочет выглядеть «солидно». А так как она не умеет выражать свой гнев и отказывать, полнота помогает ей отпугивать мужчин. Толщина также служит ей своеоб­разной «деревянной ногой» — оправданием за то, что она не добилась в жизни того, чего хотела. Она страстно хо­чет получать поглаживания за свою внешность, но они ей никогда не достаются. Ее спонтанность подавляется не­обходимостью постоянного контроля за тем, что и когда она ест. Она чувствует себя Жертвой собственного тела, своей неспособности контролировать себя и мнения дру­гих людей о ее весе.

Она вращается в порочном круге «пищевых оргий» и Жестоких диет, служащих самонаказанию. Она убеждена, что с ней не все в порядке из-за ее лишнего веса. Повто­ряющиеся неудачные попытки сбросить вес доказывают ей, что у нее нет силы воли и способности контролиро­вать свою жизнь (то есть что она — беспомощная Жерт­ва своей дурной привычки).

Так как она постоянно беспокоится о своем весе и ее сердце разбито отсутствием любви, рано или поздно ее настигает сердечная болезнь.

Контрсценарий. Кажется, что ее жизнь наладилась, когда она сидит на диете, теряет килограмм за килограм­мом и носит платья сорок шестого размера, однако при этом она страдает от голода, вся ее жизнь по-прежнему вращается вокруг показаний весов, и ей по-прежнему трудно выразить свой гнев или отказать. Как только ди­ета завершена и она сталкивается с какой-то трудностью, она начинает переедать и быстро набирает потерянные килограммы.

Запреты и предписания:

♦не говори «нет»;

♦не злись;

♦не люби себя.

Решение. В пятнадцать лет она решает, что у нее про­блемы с весом и что она должна больше себя контроли­ровать.

Мифическая героиня. Она обожает живопись Рубенса и с интересом следит за приключениями Элизабет Тей­лор и ее проблемами с весом.

Телесный компонент. Ее полнота — это ее доспехи. Она не любит физической активности и склонна к небольшим травмам вроде вывиха голеностопного сустава.

Игры:

♦«Обжора»;

♦«Деревянная нога»;

♦«Подумайте, какой ужас!».

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Он го­ворит ей, что ей надо научиться приспосабливаться (к ее «проблеме»), и прописывает ей диетические пилюли и безвкусный рацион. Его отталкивает ее тело, и он бессо­знательно сообщает ей об этом своим поведением.

Антитезис. Она должна решить, что ее тело хорошо и красиво такое, какое оно есть, и научиться любить его и заботиться о нем (см. книгу Мейера Альдебарона «Осво­бождение от лишнего веса»). Возможно, когда она обра­тится к своему телу и его ощущениям, она рассердится на принятое отношение к полным людям. Когда она научит­ся слушать свое тело, она перестанет обременять его: она научится есть то, что приятно ее телу.

Она научится говорить «нет» и выражать свой гнев на людей, которые ее тиранят, особенно если их отношение связано с ее весом. Иными словами, она перестанет про­глатывать все, что ей навязывают. Возможно, она не ста­нет стройной, как фотомодель, но она наверняка потеря­ет часть лишнего веса и почувствует себя лучше (вместо постоянного голода и чувства вины, с которыми она жила раньше).

Упражнения на центрирование (см. гл. 24) помогут ей вступить в контакт со своим телом и почувствовать, что из еды ему нравится, а что нет, чего она хочет от других людей, а что ей неприятно.

Важно, чтобы она перестала ненавидеть себя и глотать свою злость. Кроме того, ей не следует отдавать другим больше поглаживаний, чем она получает от них, так как именно дефицит поглаживаний — одна из причин ее пе­реедания. Ей также нужно научиться расслабляться без помощи анестезирующего действия еды.

Учительница

Жизненный план. Она принимает решение учить других, гак как для нее это единственный способ применить свои познания в любимом предмете, а также по финансовым причинам, но не потому, что это — именно то, что она хо­чет делать. Затем она попадается в ловушку стремления сохранить свою работу, так как эта работа дает ей иллю­зию безопасности (она штатный преподаватель!).

Она выполняет в обществе две функции. Во-первых, она работает интеллектуальной нянькой для детей. Кро­ме того, она помогает вдалбливать в головы детям обще­ственные ценности, то есть готовит из них послушную рабочую силу. Она учит их состязаться, не высовывать­ся, исполнять приказы и приспосабливаться. Ей прихо­дится следовать правилам, которые ей не нравятся, и еще учить им детей.

Ее главная проблема в том, что она проводит все свое рабочее время с детьми, поэтому она почти не общается со своими ровесниками. Если она замужем, она заперта в тюрьме одиноких моногамных отношений; если нет, она не общается достаточно, чтобы удовлетворить свою потребность в поглаживании. Ей недостаточно транзак­ций Ребенок — Родитель, которыми она обменивается с учениками, и она, как правило, отдает больше любви, чем получает взамен.

Когда ее начинает раздражать такое положение дел, ей перестает нравиться или педагогический труд, или сами дети, и тогда она принимает позицию Преследователя (хотя при этом остается благосклонной к нескольким «любимчикам»).

Контрсценарий. Ей кажется, что она счастлива, в на­чале учебного года, когда ученики и коллеги рады видеть ее, и весной, когда она готовится поехать в отпуск в Ев­ропу и полна оптимизма, так как надеется встретить но­вых людей. Ее истинное отношение к работе проявляет­ся в долгие, одинокие зимние месяцы, когда она мечтает о свободе и портит себе настроение, говоря себе оскорби­тельные вещи («Похоже, поговорка о том, что тот, кто умеет (мужчина), делает, а тот, кто не умеет (женщина), учит, вполне применима ко мне!»)

Запреты и предписания:

♦будь независимой;

♦не будь собой;

♦выполняй правила.

Решение. Когда она была маленькой девочкой и учи­лась в начальной школе, она решила, что единственный способ делать то, что она хочет, то есть сделать карьеру и быть независимой, — это выбрать «женскую профессию», например профессию учителя.

Мифическая героиня. Она обожала миссис Чепмэн, свою учительницу, и тетушку Этель, в которой ей нрави­лась финансовая независимость. Она любила читать о Платоне и Сократе.

Телесный компонент. У нее часто болит голова и гла-. за, а так как в школе она чувствует себя плохо, в менст­руальный период она ощущает депрессию.

Игры:

♦ «Если бы не ты»;

♦«Почему бы вам не... — Да, но»;

♦ «Они будут счастливы, что знали меня».

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Он го­ворит ей, что она должна адаптироваться. Когда с насту­плением менопаузы она впадает в депрессию, так как не получает достаточно поглаживаний, он обвиняет ее в том, что она не смогла построить отношения с мужчиной. Он говорит, что она должна больше сил вкладывать в ра­боту, перестать жаловаться и жалеть себя: «В конце кон­цов, у вас же есть постоянная работа и гарантированный летний отпуск».

Антитезис. Способ вырваться из порочного круга предусматривает, что она перестанет давать больше, чем получает взамен, и научится работать в равноправном, компаньонском стиле (то есть установит равные отноше­ния со своими учениками и коллегами). Она решит по­ставить на первое место свою социальную жизнь: приписать ей по крайней мере такую же важность, как матери­альной обеспеченности. Будет лучше, если она станет откладывать столько денег, сколько она может, из своего жалованья, откажется от места штатного преподавателя и не станет преподавать в школе больше двух лет подряд. Ей будет полезно время от времени заниматься другой работой, которая даст ей возможность общаться со свер­стниками.

Она может использовать свои творческие способно­сти, создав альтернативную школу для детей и взрослых, организованную по принципу сотрудничества и равно­правия, где ученики изучают то, что им нравится, а учи­теля преподают то, что они хотят. Такая школа позволит ей заниматься осмысленным трудом и одновременно об­щаться со своими ровесниками.

Демоническая женщина

Жизненный план. Она осознает власть, которую имеет над людьми, и использует ее, хотя она и не в состоянии управ­лять ею (в структурном отношении эта власть исходит от ее Маленького Профессора и от Ребенка при полном без­участии Взрослого). Она сражается со Взрослыми муж­чин и с их Критическими Родителями, используя свои тайные колдовские возможности, но не имея при этом Взрослой стратегии борьбы. Несмотря на то что ей нра­вится быть женщиной, она соревнуется с другими пред­ставительницами своего пола и предпочитает действо­вать индивидуально, не сотрудничая с ними. Она счита­ет, что отличается от других женщин, так как имеет «особенную власть» над людьми. Она привыкла сражать­ся, будучи в подчиненном положении. Она тревожна, ее посещают паранойяльные мысли, а другие люди счита­ют ее нервной и «кастрирующей». Когда она злится, то любит поскандалить, особенно с мужчинами. Ее излюб­ленная роль — Преследователь, и она всегда готова к бою.

Она проводит много времени, читая о мистицизме, колдовстве и астрологии. Когда она не получает от че­ловека то, что хотела, она отыгрывается, «наслав порчу» или распуская сплетни о нем. Когда она кем-то недоволь­на, она создает напряженность между этим человеком и кем-нибудь еще, наговаривая им друг на друга (см. гл. 4, «Колдовство»), формируя у обоих паранойяльные мыс­ли и косвенно раздувая конфликт.

В конце концов она остается одна против всех, полная мстительных чувств, так как ей не удалось получить от жизни то, чего она хотела. Она использовала свои воз­можности для того, чтобы создавать проблемы другим и себе, вместо того чтобы пустить свою энергию в «мирное русло», то есть на достижение своих жизненных целей.

Контрсценарий. Создается впечатление, что она полу­чила то, к чему стремилась, когда она работает секрета­рем и насылает порчу на своего босса, которого презира­ет. Ему становится все более неуютно рядом с ней, и на­конец он ее увольняет в награду за все усилия, которые она приложила, чтобы подорвать его доверие и его авто­ритет. Она понимает, что ее сила деструктивна: когда она ее применяет, ее жизнь не улучшается, ей не удается со­здать рабочую ситуацию, в которой она бы чувствовала себя на равных с другими людьми.

Запреты и предписания:

♦не доверяй;

♦не будь близка с людьми;

♦ты не такая, как все (особенная).

Решение. Когда она была маленькой, она решила, что Ш нельзя прямо просить то, чего она хочет, от папы с ма­мой. Зато она научилась незаметно манипулировать ими, чтобы получить желаемое, и поняла, что самый подходя­щий для этого маневр — заставить их поссориться. Мифическая героиня. Она любит читать о волшебниках и цыганах. Ее любимое телевизионное шоу — «Зачарованная» — рассказывает о Саманте, домохозяй­ке, которая на самом деле является ведьмой.

Телесный компонент. Она худенькая и напряженная Она отращивает очень длинные ногти, у нее бывают бес­сонница и кошмарные сны.

Игры:

♦«А ну-ка, подеритесь»;

♦«Ну что, попался, негодяй!»;

♦«Скандал».

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Из-за ее необычного поведения и мыслей он ставит ей диагноз «шизофрения» и прописывает торазин. Это приводит ее в бешенство, и в результате он отказывается работать с ней, потому что боится ее.

Антитезис. Прежде всего ей придется отказаться от своей доминирующей позиции «Я в порядке, Ты не в по­рядке» и согласиться стать членом человеческого сооб­щества. Ей важно принять решение сотрудничать с дру­гими людьми и научиться ценить других женщин. Она может поработать в группе над развитием своей взрослой части и научиться соединять свою интуитивную способ­ность с Взрослой стратегией.

Кроме того, ей необходимо понять, что ее потребнос­ти и желания — такие же, как у других, и что удовлетво­рить их легче в сотрудничестве с другими. Ей необходи­мо научиться проверять свои подозрения реальностью в диалоге с другими людьми. Когда она почувствует себя с людьми безопасно и спокойно, она сможет научиться осознавать свои желания и конструктивно реализовывать их в сотрудничестве с другими.

Сильная женщина

Жизненный план. Родители научили ее надеяться только на себя и никому не доверять, потому что их семья нахолилась в постоянной борьбе за выживание («мы против «сего мира»). Ее во многих отношениях воспитывали как мальчика, уча ее добиваться успеха в конкурентной борьбе.

Она озабочена своим выживанием на элементарном уровне, поэтому она привыкла игнорировать все, что вы­ходит за его пределы (например чувства). Она самосто­ятельна и чаще всего ведет себя по-мужски неэмоцио­нально.

Она любит спортивные соревнования. Она проводит много времени, злясь на мужчин, которые превосходят ее (они сильнее, они бегают быстрее, чем она), и на женщин, которые обладают какими-либо привилегиями, которых у нее нет, потому что она не хочет «продаваться» в сексистское рабство. Ее друзья, если они вообще у нее есть, — это мужчины.

Она сражается с людьми, которых раздражают ее энергия и независимость, насмехаясь над ними и прини­жая их. Ей привычна роль Преследователя, так как она дает ей ощущение превосходства, особенно над людьми, которых пугает ее активность.

Она получает доказательства того, что людям нельзя верить, когда ее снова и снова разочаровывают, но в этом есть и ее собственный вклад, так как она не очень хоро­шо знает, что ей нужно кроме физического выживания, и так как она постоянно информирует окружающих о том, что ей «никто не нужен».

Мужчины избегают ее общества, и женщины тоже не любят ее, потому что она относится к ним с надменно­стью, поэтому ее жизнь заканчивается в одиночестве.

Контрсценарий. Когда она влюбляется в мужчину, которым она восхищается, кажется, что ей удалось пре­одолеть запрет на эмоциональную близость. Однако со Ременем она обнаруживает, что зависеть от него невы­носимо для нее. Кроме того, оказывается, что ей трудно просить его о чем бы то ни было.

Запреты и предписания:

♦не доверяй;

♦борись;

♦в первую очередь, заботься о себе.

Решение. В раннем детстве она решает, что безопаснее не зависеть от других людей и поэтому нужно надеяться в жизни только на себя.

Мифическая героиня. Она восхищается Бетт Дэвис Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн и Эмилией Эрхарт.

Телесный компонент. У нее сильные, жесткие мышцы, которые служат панцирем, защищающим ее от выраже­ния чувств. Из болезней она более всего склонна к желу­дочно-кишечным заболеваниям, например колиту.

Игры:

♦«Ну что, попался, негодяй!»;

♦«Скандал»;

♦«Судебное разбирательство».

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Он пы­тается заставить ее изменить свое поведение так, чтобы оно соответствовало стандартной женской роли, она сме­ется над ним и уходит.

Антитезис. Первый шаг к выходу из ее сценария — решение построить близкие отношения, даже несмотря на то что они пугают ее; решение верить, что другие люди заслуживают ее доверия и что доверять другим людям нормально.

Ей также важно решить отказаться от своей домини­рующей позиции, научиться строить равные отношения и просить других о том, что ей нужно, не чувствуя себя при этом униженной. Она должна увидеть, что в ее инте­ресах перестать соперничать и научиться заботиться о себе во всех отношениях, что поможет ей более безопас­но чувствовать себя при общении с другими.

Королева пчел

В статье «Синдром королевы пчел» Стейнс и соавторы пределяют Королеву пчел как женщину, которая сде­лала успешную деловую карьеру: она может быть юрис­том, врачом или деловой женщиной, которая добилась своего в «мужском мире», много работая и вложив мно­го сил в конкурентную борьбу. В этой борьбе ей при­шлось нелегко, поэтому она считает активисток движе­ния за освобождение женщин ленивыми жалобщицами. В душе она антифеминистка, хотя и называет себя сво­бодной женщиной. Ее успех требует сил, чтобы укре­питься на занятых позициях, и поэтому она совсем не желает, чтобы другие женщины достигли того же слиш­ком легко, в первую очередь, потому, что она не нуждает­ся в дополнительных конкурентах. Как указывают авто­ры статьи, она исповедует философию индивидуальной борьбы Горацио Алджера, и потому ей чужда обществен­ная деятельность. Она сделала карьеру сама, и если дру­гие женщины готовы заплатить ту же цену, которую за­платила она, пусть попытаются.

Ее часто поддерживают сторонники мужского шови­низма, потому что понимают, что она, в обмен на их под­держку, помогает им держать других женщин в узде. В опроснике, опубликованном в журнале «Психология сегодня», такие женщины склонны соглашаться с утвер­ждениями «Если женщина не добилась успеха в жизни, ей стоит винить только себя» и «Чтобы преодолеть дис­криминацию, женщины должны доказать, что они такие же способные, как мужчины».

Я хочу выразить свою благодарность Кармен Керр, которая обратила мое внимание на существование сцена­рия «Сильная женщина», Рамоне Бэрин — за замечания относительно женского здоровья и Джой Маркус — за обратную связь и поддержку.

Наши рекомендации