Деятельность в чистом преданном служении (18.56-60)
Основная тема:
Следуя повелению Кришны, человек должен заниматься преданным служением. Если же он не будет делать этого, то он, несомненно, будет пребывать в иллюзии.
Кришна уже объяснил, как осознавшая себя душа может прийти к чистому преданному служению. Теперь Он опишет деятельность в преданном служении и покажет насущную необходимость такой деятельности в преданности, а также ее результат. 1
Подпункты:
А. Преданный, действующий ради служения Кришне, находится под Его защитой и уверен в том, что достигнет совершенства благодаря милости Господа. (18.56-58)
1. Шрила Прабхупада объясняет, что человек должен следовать наставлениям представителя Кришны так же, как если бы он следовал наставлениям Самого Кришны. Так он дает практическое руководство тому, кто хочет получать наставления и защиту Кришны, даже если Сам Кришна не присутствует лично.
2. Здесь представлена та же самая тема, что и в стихах (8.14), (9.30-31) и (12.7) - тот, кто действует под руководством Господа, получает защиту Самого Господа. Следовательно, человек не нуждается ни в каком ином средстве очищения, кроме преданного служения Шри Кришне. Господь Кришна Сам позаботится о продвижении и спасении Своего преданного, т.к. Он лично проявляет непосредственный интерес к жизни Своего преданного.
Б. Высшая свобода проявляется во внутреннем выборе служить Кришне или отвернуться от Него. (18.59-60)
На протяжении всей «Бхагавад-гиты» перед Арджуной стоит дилемма: сражаться или отказаться от сражения. Но в этом разделе Кришна объясняет, что Арджуна в любом случае будет сражаться, т.к. гуны обусловили его быть кшатрием.
Поэтому не совсем точно будет сказать, что Кришна поведал Арджуне «Бхагавад-гиту» лишь для того, чтобы убедить его сражаться. Из-за того, что Арджуна обусловлен определенными гунами, это все равно случилось бы. Кришна же хочет, чтобы Арджуна предался Ему.
Для Арджуны сражаться в преданном служении, подчиняясь Кришне, и сражаться из-за влияния гун - вещи противоположные. Благодаря тому, что, выполняя предписанные обязанности, Арджуна предался Кришне, он действует в соответствии со своим изначальным положением и находится под защитой внутренней энергии Господа. Если бы Арджуна не предался Кришне и действовал в соответствии с тем, как на него влияют гуны, то он так бы и остался погрязшим в трясине материального существования.
Вручение себя Сверхдуше (18.61-63)
Основная тема:
Совершенство достигается благодаря сосредоточению на указаниях Сверхдуши в сердце.
Кришна говорит, что живое существо находится в машине, сделанной из материальной энергии (т.е. в теле). Кришна также описывает Сверхдушу, которая милостиво сопровождает душу в ее странствиях (18.61).
Это объяснение необходимо, чтобы углубить понимание того, что истинная сфера влияния души лежит вне материальной природы. Душа подобна пассажиру в машине, созданной материальной энергией и управляемой ею. В чем истинная сфера влияния души, становится понятно, когда Кришна дает Арджуне наставление вручить себя Сверхдуше (18.62). И вновь утверждается, что свободная воля души проявляется в выборе между прямым служением Кришне, следуя Его наставлениям, и опосредованным служением Ему через материальную энергию. В любом случае, живое существо находится в подчинении у Кришны. Служа Сверхдуше напрямую, человек обретает полное знание и становится достойным вступить в духовный мир. Если же человек отворачивается от Кришны, он пытается жить в иллюзии, думая, что он независим. Поэтому он вынужден оставаться в подчинении у майи. Кришна продолжает управлять этим человеком, но издалека, с помощью трех гун природы.
Стих 63 является логическим завершением этого раздела. Кришна рекомендует Арджуне подумать над тем, что он услышал, и сделать свой выбор. Шрила Прабхупада объясняет, что этот стих указывает на то, что Бог не мешает живому существу распоряжаться своей крошечной независимостью по своему желанию.
Самое сокровенное знание: стань чистым преданным Кришны (18.64-66)
Основная тема:
Кульминацией развития трансцендентного знания является восстановление отношений с Верховной Личностью Бога.
Подпункты:
В известном смысле «Бхагавад-гита» могла бы закончиться на стихе (18.63), в котором Кришна ставит Арджуну перед выбором - принять Его наставления или пренебречь ими. И все же, из сострадания к Арджуне, Кришна продолжает говорить, еще сильнее побуждая его предаться.
Господь Кришна ясно объясняет основной смысл «Бхагавад-гиты»: человек должен с глубоким убеждением служить Ему, не связывая себя больше ни с какими иными формами дхармы. Нужно просто служить Кришне, т.к. Он, несомненно, позаботится обо всех нуждах вручившего себя Ему преданного.
А. Сокровенность духовного знания зависит от того, насколько оно раскрывает отношения между душой и Сверхдушой (18.64). Из всех различных по глубине видов духовного знания, представленных в «Бхагавад-гите», понимание своих взаимоотношений с Кришной является самым глубоким и сокровенным.
Б. Тот, кто хочет практиковать чистую преданность, не нуждается ни в каком предварительном очищении; бхакти-йога сама по себе в высшей степени очищает. (18.66)
1. Стремящийся к совершенству трансценденталист может думать, что он не готов заняться прямым поклонением Господу. Он может почувствовать, что ему нужно практиковать какую-нибудь другую форму возвышения, и только затем прийти к непосредственному преданному служению. Но в этом нет необходимости. Когда человек искренне практикует бхакти-йогу, Господь Кришна Сам берет на себя ответственность за исправление недостатков в преданном. Таким образом, Кришна уверяет Арджуну: «мокшайишьями ма шучах».
2. Все формы религии, йоги и дхармы предназначены для постепенного возвышения человека до его вечного положения преданного слуги Господа. Следовательно, не следует избегать непосредственного служения Кришне под предлогом других религиозных и общественных обязанностей.