Упражнение № 4, 5 (прием поиска толерантной позиции)
Игра «Волшебная рука»
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.
Рисунки можно вывесить на стену.
«Жемчужина в раковине».
Каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Предлагается отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна). Не стесняйтесь говорить о себе хорошо, хвалите себя, если вы можете найти в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас. Чем чаще мы видим нечто хорошее в себе, тем больше мы видим хорошего в других.
Ведущий:
Люди различны, различна их культура. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Упражнение №6.
Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
Вывод:
Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.
Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.
Разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал». Сосед скажет: «Взрослый уже за свои поступки отвечать должен». Важно научиться распознавать эти роли, чтобы лучше понять человека.
Упражнение № 7 «Садовник».
Участникам предлагается вытянуть карточку с ролью садовника, учителя, повара, художника, поэта, музыканта, врача и описать яблоко так, чтобы другие догадались, кто ты.
Вывод:
Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.
Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку.
Марка Лисянского
«Добрые слова».
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела нужны?
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М Шехтер.
Немало встречается злого,
В любой человеческой судьбе,
А скажут лишь доброе слово-
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту. Чтобы с самого утра у ваших друзей и близких было хорошее настроение, делайте им комплименты.
Упражнение № 8 «Комплименты».
Давайте поиграем в игру «комплимент». Для этого встанем в круг, возьмемся за руки. Каждый придумывает комплимент соседу и произносит его, сосед благодарит его и делает комплимент своему соседу и т.д. (можно взять мяч и бросать его другим участникам с комплиментами, одно условие не выбирать одних и тех же участников).
Вывод:
Видите, нам приятно получать комплименты в свой адрес? Когда мы думаем, что нам говорить, мы перебираем хорошие черты соседа. Хотя мы можем знать и некоторые его отрицательные качества, мы не говорим о них, понимая, что и у нас есть что-то, что мы хотим в себе исправить.
Упражнение №9.
Сейчас мы разделимся на 2 группы и найдем черты присущие толерантной и интолерантной личности.
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Уважение мнения других Доброжелательность Желание что-либо делать вместе Понимание и принятие Чуткость, любознательность Снисходительность Доверие, гуманизм | Непонимание Игнорирование Эгоизм Нетерпимость Пренебрежение Раздражительность Равнодушие Цинизм Агрессивность |
Вывод:
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
Однако иногда бывает, что вы сталкиваетесь с проблемой, интолерантным поведением и не знаете, что делать. Встретившись с проблемой, сначала необходимо ответить на вопросы:
· В чем заключается проблема?
· Чем она вызвана?
· Каковы возможные пути решения проблемы?
· Какое решение вы можете предложить?
· Кто вам может помочь?
Сейчас мы будем учиться решать сложные ситуации. Для этого разделимся на группы, и каждая группа будет обсуждать проблему, используя данные вопросы, а затем предложит найденные общими усилиями пути выхода из ситуации (остальные группы могут соглашаться, возражать и предлагать свои варианты).
Упражнение №10.
Итак, «Что делать, если…»:
· Я переехал на новое место и пришел в новый класс.
· Одноклассники «прикалываются» надо мной, моей национальностью и дают обидные прозвища.
· Мне страшно от мысли, что завтра надо идти в школу, где у меня нет друзей.
· У меня в голове только мысли о том, что я так немодно одет, и в классе «крутые» ребята со мной не дружат.