Развитие осознанное и неосознанное

Две силы толкают нас и побуждают подниматься, восходя по ступеням лестницы, пока мы не достигнем ее вершины, конечной цели — равенства наших свойств с управляющей силой.

1. Воздействие первой силы мы не осознаем, оно происходит без нашего выбора. Эта сила толкает нас сзади. Каббалисты назвали ее «путь страданий».

Отсюда берут свои начала системы воспитания и этики, которые основываются на экспериментальном познании, то есть на проверке с помощью практического разума. Вся суть этой системы представляет собой не что иное как оценку суммы вреда, нанесенного проросшими зернами эгоизма. Эти опытные данные попали к нам случайным образом, без нашего ведома, не по нашему выбору, но они достаточно убедительно служат своей цели, так как степень зла, проявляющегося и увеличивающегося в наших ощущениях, заставляет нас избегать его в той мере, в которой мы осознаем его вред. Тем самым мы достигаем более высокой ступени духовной лестницы.

2. Воздействие второй силы мы осознаем и принимаем его осознанно, по своему свободному выбору. Эта сила влечет нас спереди, каббалисты называют ее «путь каббалы». Следуя ей и выполняя все советы каббалистов с намерением сравняться свойствами с Вышей силой, мы с огромной скоростью развиваем в себе осознание зла и выигрываем дважды:

Во-первых, мы не должны ждать, пока страдания начнут подталкивать нас сзади, и мы с помощью накопленного жизненного опыта выявим зло нашей природы. Устремление к подобию Высшей силе развивает в нас такое же осознание зла без предварительных страданий.

На первом этапе своего устремления к подобию Высшей силе мы ощущаем чистоту и сладость приобщения к ней, а с другой стороны, в нас развивается осознание низменности себялюбия. Зло раскрывается в нас поэтапно на фоне ощущения наслаждения и покоя, возникающего вследствие нашего подобия Высшей силе.

Во-вторых, мы выигрываем время, так как действуем осознанно, и в наших силах сделать больше, чтобы ускорить свое исправление до подобия Высшей силе.

Наука каббала предназначена для пользы применяющего ее

Отличие каббалистической методики исправления человека от различных методик воспитания — в их цели. Иначе говоря, разница в том, чему должен соответствовать исправленный человек: стандартам общества или Высшей силе. Этим же каббала, как духовная методика, отличается от земной этики.

Цель этики — счастье общества в понимании практического разума, опирающегося на жизненный опыт. Эта цель не обещает пытающемуся ее достичь человеку никакой выгоды сверх рамок, ограниченных природой. Такая цель не является непреложной. Ведь невозможно доказать человеку, что для него же будет лучше, если он поступится чем-то на пользу общества.

В отличие от этики каббалистическая методика развития обещает счастье каждому, кто ее применяет.

Ведь человек, постигший любовь к ближнему по закону равенства свойств, находится в слиянии с Высшей силой. Он выходит из своего узкого мира, полного страданий, в широкий и вечный мир отдачи, к породившей его Высшей силе.

Этика основана на том, чтобы нравиться людям. Она опирается на вознаграждение за труды: человек привыкает к такой работе и уже не может нравственно расти, так как получает от окружающих хорошую оплату за свои добрые дела.

Человек, занимающийся каббалой ради отдачи Высшей силе, выполняя подобные Ей действия без получения какого-либо вознаграждения, действительно, нравственно растет. Ведь он не получает никакой оплаты на своем пути, по крупицам собирая необходимое для оплаты за обретение другой природы — отдачи ближнему без всякого получения для себя, кроме получения самого необходимого для поддержания собственного существования. Только так человек действительно освобождается от природного эгоизма и всех запретов Природы. Когда ему становится отвратительно любое получение для себя, когда душа его свободна от всех лишних и мелких удовольствий тела, когда он не стремится получить богатство, уважение, власть, тогда человек свободно обитает в мире Высшей силы. Тогда гарантировано, что ему никогда не будут грозить никакие неприятности и не будет причинен никакой ущерб. Ведь весь вред, ощущаемый человеком, приходит к нему лишь со стороны эгоизма.

Очевидно, что наука каббала служит применяющему ее человеку, и не несет никакой пользы созданиям, не использующим ее. Даже если все действия человека служат его исправлению — это лишь средство достижения цели тождественности Высшей силе.

Тело и душа

Обсуждение этой темы постоянно приводит к ложным философским измышлениям спекуляциям. Любые представления, оторванные от истинного ощущения, являются абстрактными. И все же мы можем затронуть этот вопрос, чтобы хоть немного «подкорректировать» себя в сторону верного восприятия. Бааль Сулам дает нам верные нефилософские внутренние определения, благодаря которым можно уловить момент истины еще до того, как мы достигнем ее.

От редакции

ТЕЛО И ДУША

Наши рекомендации