Именем Аллаха заклинаю тебя не быть из числа недобрых ученых и рабом мирских благ
Всевышний Аллах сказал:
И передай им весть о том, кому даровали Мы Наши знамения, а он их отбросил, и последовал за ним шайтан, и стал он одним из заблудших. А если бы Мы пожелали, то непременно возвысили бы его по средством (Наших знамений), однако он склонился к земному и последовал за своими страстями. (Такой) подобен псу: если бросишься на него, он будет высовывать язык, и если оставишь его в покое, он будет высовывать язык. Эта притча о людях, которые отвергли Наши знамения. Передавай же им (такие) рассказы, чтобы они поразмыслили («Преграды», 175 – 176).
Малик ибн Динар сказал: «Ты встретишь человека, который не знает ни одной буквы, и все его дела наполнены ошибкой».
Ибн ‘Акиль сказал в «аль-Фунун»: «Ученые! Мы не удовлетворены тем, что вы делаете. Ведь в качестве примера можно привести врача, который ограничивает меня в пище, сам не придерживаясь диеты, и я сомневаюсь в его правдивости. Посмотрите на того, чьими наследниками вы являетесь[60], как были прощены ему грехи, но и после этого он выстаивал молитву до тех пор, пока не опухали его ноги! Хищники! Разбойники! Вас можно увидеть только там, где валяется падаль…».[61]
Вухайб ибн аль-Вард сказал: «Приводя пример недоброго ученого, говорят: недобрый ученый подобен камню, брошенному в ручей так, что ни воды не попить, ни из ручья его не вытащить, чтобы вода смогла оживить деревья. И если бы недобрые ученые, призывая к Аллаху, давали добрые наставления Его рабам и сказали: “Рабы Аллаха! Слушайте, что сообщим мы вам со слов вашего пророка и ваших праведных предшественников, и выполняйте это, но не смотрите на наши тщетные дела, ведь мы люди, поддавшиеся соблазну”, то призвали бы их к Аллаху своими наставлениями. Но они хотят призвать рабов Аллаха к своим мерзким делам и совершать их вместе с ними».
Ибн ‘Уйайна сказал: «Иса, мир ему, сказал: «Недобрые ученые! Вы этот мир возвысили над собственными головами, а вечный мир оставили под ногами, ваши слова – лекарство, а ваши дела – недуг. И вы подобны олеандру: кто его увидит, восхищается, а кто съест, тот умирает».
Передают, что Иса сын Марьям, мир ему, сказал: «Горе вам, рабы мирских благ! Что за польза слепому от обильного солнечного света, когда он его не видит? Также и ученый не получит пользы от своего большого знания, если не будет его использовать.
Как много разных плодов, но не все они полезны и съедобны! Как много разных ученых, но не все они используют полученное ими знание! Остерегайтесь лжеученых, слова которых расходятся с делами.
Кто ж собирает виноград с колючки, а инжир с колоквинта?! Так же и слова лжеученого лишь только ложь.
Горе вам, рабы мирских благ! Поистине, любая вещь имеет свои признаки, которые ее отличают и свидетельствуют либо за, либо против нее. Религия же имеет три признака, которые ее отличают: вера, знание, дело».[62]