Также непослушания и грехов. Это достигается совершенством преданности Аллаху в словах, делах и

Желаниях, полным освобождением от великого ширка, несовместимого с основами таухида, ширка

Малого, препятствующего его совершенству, а также недопущением любой ереси.

Необходимо исключить любые прегрешения, замутняющие чистоту таухида, препятствующие

Его совершенству и обретению желаемых результатов.

Человек, достигший таухида путем переисполнения своего сердца верой, убежденностью в

Единственности Аллаха и преданностью Ему, чьи реальные дела подтверждают его полную

Покорность повелениям Аллаха, который искренне кается пред Аллахом, не омрачив этого ни

Малейшим прегрешением или непослушанием, попадет в Рай без отчета в числе первых и займет там

Подобающее место.

Об обретении истинного таухида особенно свидетельствует совершенство набожности, сила

Упования на Аллаха, когда сердце человека ни при каких обстоятельствах не обращается к творениям,

И он не обращается к ним сердцем, не взывает к ним речами, когда все явное и все скрытое в

Человеке, его слова и дела, любовь и ненависть, а также все его существо устремлены к лику Аллаха,

Следуя в этом примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

В этом великом деле люди имеют различные степени таухида: «Для каждого будут степени по

Тому, что он делал...» (Скот, 132). Обретение таухида не достигается благими пожеланиями,

Намерениями, пустыми, не соответствующими реальности призывами или фальшивой позолотой.

Таухид закладывается в глубинах сердец догматами веры, искренностью при исполнении

Религиозных предписаний, подкрепленными прекрасной этикой и великими праведными деяниями.

Достигший таухида в таком совершенном виде приобретет все добродетели, о которых шла речь

В предыдущей главе, во всей их полноте. Хотя Аллаху это ведомо лучше.

Глава 4

О НЕОБХОДИМОСТИ БОЯТЬСЯ ШИРКА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Необходимость бояться ширка.

Показуха является разновидностью ширка.

Она относится к малому ширку.

В этом заключается самая страшная опасность для праведников.

Близость как Рая, так и Огня.

Объединение указания на их близость в одном хадисе.

Представший пред Аллахом не приобщающим к Нему ничего и никого попадает в Рай, а

Представший приобщающим к Нему что-либо или кого-либо попадет в Огонь, даже если он

Поклонялся Аллаху больше других.

Огромное значение имеет просьба Ибрахима, мир над ним, обращенная к Аллаху, уберечь его

И его детей от поклонения идолам.

9. Урок, который извлек Ибрахим из положения большинства людей, что видно из его слов:

«Господь мой! Они ведь ввели в заблуждение многих людей...» (Ибрахим, 36).

Толкование в этой главе слов «нет божества, кроме Аллаха» так, как об этом упомянул аль-

Бухари.

Превосходство того, кто уберегся от ширка.

Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: «Поистине, Аллах не прощает приобщения к Нему

сотоварищей, но прощает все, что помимо этого, кому пожелает...»* (Женщины, 48 и 116).

И сказал пророк Ибрахим, мир над ним: «...И отдали меня и моих детей от поклонения

идолам!»** (Ибрахим, 35).

*Из этого аята становится ясно, что ширк является величайшим грехом, потому что Всевышний

Аллах сообщил, что Он не прощает его тем, кто не покаялся в не"м. Прощение меньших грехов

Зависит от воли Аллаха, и если Он пожелает, то простит их тому, кто предстанет пред Ним с ними, а

Если пожелает, то накажет за них. Поэтому раб обязан сильно бояться ширка, значимость которого у

Аллаха несравненно велика, ибо это является самой отвратительной и злостной несправедливостью,

Умалением права Господа миров, подлинным обращением обязанностей пред Ним кому-то другому,

Приравниванием его к Нему, как сказал об этом Всевышний: «...Но неверные придумывают равных

Господу своему» (Скот, 1). Это противоречит цели сотворения, является величайшим

Противодействием Господу миров, высокомерием пред подчинением и покорностью Ему и пред

Повиновением Его повелениям, кроме которых для миров нет другого блага. Когда же люди лишатся

Этого, наступит Воскресение. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Не

наступит Час до тех пор, пока не перестанут говорить на Земле: "Аллах! Аллах!" (Муслим

[148], Ахмад 3/107, аль-Хаким 4/494, Ибн Хиббан [1911]).

Ширк — это уподобление творений Всевышнего Творца Ему Самому и приобщение их к Нему в

Обладании Божественными качествами — способностью приносить вред и пользу, даровать и лишать,

Которые требуют обращения мольбы, страха, надежды, упования и иных видов поклонения их

Обладателю. Кто же обращает поклонение к творениям, тот уподобляет их Творцу, уподобляет того,

Кто не владеет для себя ни вредом, ни пользой, ни жизнью, ни воскрешением Тому, Кому

Принадлежит хвала, творения и Царство целиком. К Нему возвращаются все дела, Он владеет добром

И происходит только то, что Он пожелает. Никто не воспрепятствует тому, что Он дарует, и никто не

Одарит того, кому Он воспрепятствует. Никто не удержит Его милость к людям, и никто не возместит

Ее' после Него, и Он — Могущественный, Мудрый.

Самым отвратительным же уподоблением является уподобление немощного и бедного

Наши рекомендации