Также непослушания и грехов. Это достигается совершенством преданности Аллаху в словах, делах и
Желаниях, полным освобождением от великого ширка, несовместимого с основами таухида, ширка
Малого, препятствующего его совершенству, а также недопущением любой ереси.
Необходимо исключить любые прегрешения, замутняющие чистоту таухида, препятствующие
Его совершенству и обретению желаемых результатов.
Человек, достигший таухида путем переисполнения своего сердца верой, убежденностью в
Единственности Аллаха и преданностью Ему, чьи реальные дела подтверждают его полную
Покорность повелениям Аллаха, который искренне кается пред Аллахом, не омрачив этого ни
Малейшим прегрешением или непослушанием, попадет в Рай без отчета в числе первых и займет там
Подобающее место.
Об обретении истинного таухида особенно свидетельствует совершенство набожности, сила
Упования на Аллаха, когда сердце человека ни при каких обстоятельствах не обращается к творениям,
И он не обращается к ним сердцем, не взывает к ним речами, когда все явное и все скрытое в
Человеке, его слова и дела, любовь и ненависть, а также все его существо устремлены к лику Аллаха,
Следуя в этом примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
В этом великом деле люди имеют различные степени таухида: «Для каждого будут степени по
Тому, что он делал...» (Скот, 132). Обретение таухида не достигается благими пожеланиями,
Намерениями, пустыми, не соответствующими реальности призывами или фальшивой позолотой.
Таухид закладывается в глубинах сердец догматами веры, искренностью при исполнении
Религиозных предписаний, подкрепленными прекрасной этикой и великими праведными деяниями.
Достигший таухида в таком совершенном виде приобретет все добродетели, о которых шла речь
В предыдущей главе, во всей их полноте. Хотя Аллаху это ведомо лучше.
Глава 4
О НЕОБХОДИМОСТИ БОЯТЬСЯ ШИРКА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Необходимость бояться ширка.
Показуха является разновидностью ширка.
Она относится к малому ширку.
В этом заключается самая страшная опасность для праведников.
Близость как Рая, так и Огня.
Объединение указания на их близость в одном хадисе.
Представший пред Аллахом не приобщающим к Нему ничего и никого попадает в Рай, а
Представший приобщающим к Нему что-либо или кого-либо попадет в Огонь, даже если он
Поклонялся Аллаху больше других.
Огромное значение имеет просьба Ибрахима, мир над ним, обращенная к Аллаху, уберечь его
И его детей от поклонения идолам.
9. Урок, который извлек Ибрахим из положения большинства людей, что видно из его слов:
«Господь мой! Они ведь ввели в заблуждение многих людей...» (Ибрахим, 36).
Толкование в этой главе слов «нет божества, кроме Аллаха» так, как об этом упомянул аль-
Бухари.
Превосходство того, кто уберегся от ширка.
Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: «Поистине, Аллах не прощает приобщения к Нему
сотоварищей, но прощает все, что помимо этого, кому пожелает...»* (Женщины, 48 и 116).
И сказал пророк Ибрахим, мир над ним: «...И отдали меня и моих детей от поклонения
идолам!»** (Ибрахим, 35).
*Из этого аята становится ясно, что ширк является величайшим грехом, потому что Всевышний
Аллах сообщил, что Он не прощает его тем, кто не покаялся в не"м. Прощение меньших грехов
Зависит от воли Аллаха, и если Он пожелает, то простит их тому, кто предстанет пред Ним с ними, а
Если пожелает, то накажет за них. Поэтому раб обязан сильно бояться ширка, значимость которого у
Аллаха несравненно велика, ибо это является самой отвратительной и злостной несправедливостью,
Умалением права Господа миров, подлинным обращением обязанностей пред Ним кому-то другому,
Приравниванием его к Нему, как сказал об этом Всевышний: «...Но неверные придумывают равных
Господу своему» (Скот, 1). Это противоречит цели сотворения, является величайшим
Противодействием Господу миров, высокомерием пред подчинением и покорностью Ему и пред
Повиновением Его повелениям, кроме которых для миров нет другого блага. Когда же люди лишатся
Этого, наступит Воскресение. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Не
наступит Час до тех пор, пока не перестанут говорить на Земле: "Аллах! Аллах!" (Муслим
[148], Ахмад 3/107, аль-Хаким 4/494, Ибн Хиббан [1911]).
Ширк — это уподобление творений Всевышнего Творца Ему Самому и приобщение их к Нему в
Обладании Божественными качествами — способностью приносить вред и пользу, даровать и лишать,
Которые требуют обращения мольбы, страха, надежды, упования и иных видов поклонения их
Обладателю. Кто же обращает поклонение к творениям, тот уподобляет их Творцу, уподобляет того,
Кто не владеет для себя ни вредом, ни пользой, ни жизнью, ни воскрешением Тому, Кому
Принадлежит хвала, творения и Царство целиком. К Нему возвращаются все дела, Он владеет добром
И происходит только то, что Он пожелает. Никто не воспрепятствует тому, что Он дарует, и никто не
Одарит того, кому Он воспрепятствует. Никто не удержит Его милость к людям, и никто не возместит
Ее' после Него, и Он — Могущественный, Мудрый.
Самым отвратительным же уподоблением является уподобление немощного и бедного