Исправляйте свои богословские ошибки
Позвольте Богу и Его Слову развеять ваши заблуждения. Есть одна мысль, которая по сути своей является греховной в глазах Бога, христиане же облекают ее в одежды благочестия и пытаются выставить добродетелью. Возможно, и вам случалось так поступать. Но запомните: нельзя совместить порочные мысли с праведной жизнью. Нельзя верить ереси, а жить по истине.
Догадались, о чем я? О том, что многие христиане ошибочно полагают, будто самоуничижение угодно Богу, что оно — часть христианского смирения, что оно — атрибут святости.
Истина состоит в том, что самоуничижение в действительности не является христианским смирением. Более того: оно противоречит основным учениям христианской веры. Смысл великой заповеди состоит в том, что нужно любить Бога всем своим существом. Вторая заповедь — продолжение первой: любите своего ближнего, как самого себя. Но заметьте, здесь нам даны не две, а три заповеди: любите Бога, любите себя и любите других. Я поставил любовь к себе на второе место, так как Иисус ясно показал: любовь к себе лежит в основе любви к ближнему. Некоторые неверно понимают смысл слов «любить себя». Можете назвать это чувство самоуважением или чувством собственного достоинства, но одно остается очевидным: оно лежит в основании христианской любви к другим. А многие христиане думают как раз наоборот.
Много лет назад после проповеди об этих двух великих заповедях Христа ко мне подошел человек и сказал:
— Сколько лет живу на свете, никогда не удавалось верно понять слова Иисуса.
Я спросил:
— Что вы имеете в виду?
— Во время вашей проповеди я вдруг понял, что мои губы произносят: «Люби ближнего, как себя», а глубоко внутри я привык слышать: «Люби ближнего, но ненавидь себя». Боюсь, что я добросовестно выполнял заповедь — только в своей собственной интерпретации.
После евангелизационного собрания, на котором я говорил о здоровой любви к себе, ко мне подошла женщина и сказала, что ходит в церковь всю жизнь, но я оказался первым проповедником, который сказал, что она должна любить себя. «Все это время я считала: Бог хочет, чтобы я не любила себя, что в этом корень смирения».
Не следует ли откорректировать ваше богословие? Когда вы любите Бога, себя и других, вы полностью исполняете Божий закон (см. Матфея 5:43–48). Иисус учил о законе, но не превозносил его и не заставлял ему следовать, как это делали раввины. Говоря о законе, Он с присущей Ему властью напоминал о принципах вечного треугольника — любви к Богу, к самому себе и к другим. Этот главный Божий закон составляет суть мироздания. Он действует в каждой клеточке нашего тела. Человек с развитым чувством собственного достоинства во всех смыслах здоровее человека с неразвитым. Таким сотворил вас Бог, и если вы идете против своего естества, то не только совершаете богословскую ошибку, но и встаете на путь саморазрушения.
Многие библейские тексты подчеркивают важность самоуважения, а апостол Павел прямо назвал его основой одного из самых интимных и самых значимых видов человеческих отношений — отношений между мужем и женой в браке: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Ефесянам 5:28). Переводчик Библии Филипс перефразировал эту мысль так: «Любовь, которую мужчина дает своей жене, — это продолжение его любви к себе, простираемое до нее».
В следующем стихе приводится пример из духовного мира: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь». Затем Павел снова возвращается к той же теме: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа».
Опыт подтверждает психологическую точность слов Павла. Браки распадаются из–за того, что некоторые любят своих супругов так же, как себя: растоптав собственную душу, они принимаются за супруга. Их самоуничижение распространяется на семью. Стремление к духовному росту и сознание собственной значимости очень важны — без них не стать хорошей женой или мужем.
Не меньшее самоуважение требуется, и чтобы любить ближнего. Павел предостерегает: «Всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно» (Римлянам 12:3). Думать скромно — это и значит не завышать и не занижать самооценку. Сатана же старается внушить нам противоположную мысль: «Вот видишь, какой ты высокомерный».
Но в действительности истина заключена в обратном. Именно человек с заниженной самооценкой постоянно пытается что–то доказать. Ему необходимо ощущать себя правым в каждой ситуации. Он все время ищет себе оправдание и целиком поглощен собой.
Человек с неразвитым чувством собственного достоинства занят только самим собой. Это не значит, что он эгоист. Напротив, возможно, о него все «вытирают ноги», и это — часть его проблемы. Но его внимание к себе ни на минуту не ослабевает, ему интересен только он сам. Есть люди, которые жить не могут без похвалы: они постоянно добиваются внимания окружающих.
Итак, невозможно искренне и безоговорочно любить других, если вам приходится постоянно доказывать, что вы чего–то стоите. Со стороны может почудиться, что вы любите ближних, но на самом деле вы их просто используете. Их поддержка нужна вам, чтобы быть уверенным: не так уж я и плох.
Самоотрицание — это не признак смирения или святости. А самораспятие и самоотдача — это вовсе не способ растоптать себя.
Поверьте оценке Бога…
Пусть Бог покажет вам всю вашу значимость и ценность, не полагайтесь в этом на болезненные воспоминания из своего прошлого. Чтобы исцелиться от низкой самооценки, придется сделать выбор: кого слушать — Сатану, который лжет, искажает действительность, напоминает старые обиды, чтобы вас не покидали нездоровые, нехристианские чувства и ложные представления о себе? Или Бога и Его Слово, которое вселяет в нас самоуважение?
Задайте себе ряд важнейших вопросов:
• Какое право вы имеете принижать или презирать того, кого любит Бог? Не говорите: «Я знаю, что Бог любит меня, просто я себя не выношу». Это издевательство над верой, оскорбление Бога и Его Слова. Это выражение плохо скрываемого возмущения своим Создателем. Презирая Его творение, вы тем самым говорите, что вам не нравится Его замысел и что вам безразличен Сам Творец. Как можете вы называть нечистым то, что Бог называет чистым? Вы просто не понимаете, как сильно Бог любит вас и как много вы для Него значите!
• Какое право вы имеете принижать или презирать того, кого так высоко чтит Бог? «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Иоанна 3:1). И мы не просто называемся таковыми. Мы и есть дети! «Возлюбленные! мы теперь дети Божий» (1 Иоанна 3:2). Как вы думаете, если вы считаете Божьего сына или дочь никчемным и неполноценным человеком, доволен ли Отец вашим показным смирением?
• Какое право вы имеете принижать или презирать того, кого так высоко ценит Бог? Насколько высоко Бог ценит вас? «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками… И хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Римлянам 5:7–8, 11). Бог во всеуслышание сказал о вашей ценности. Бог так ценит вас, что не пожалел Своего собственного Сына, чтобы искупить ваши грехи.
• Какое право вы имеете принижать или презирать того, кому Бог так много дал! «…тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Матфея 7:11). «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу» (Филиппийцам 4:19). Не похоже, чтобы Бог хотел внушить вам отвращение к себе или чувство собственной неполноценности.
• Какое право вы имеете принижать или презирать того, о ком Бог так много размышлял!
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей»
(Ефесянам 1:3–5).
• Какое право вы имеете принижать или презирать того, кто радует Божье сердце! Апостол Павел сказал, что «Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Ефесянам 1:6). Помните слова Отца при крещении Иисуса? «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфея 3:17). И вот, Павел являет нам дерзновенную мысль: мы «во Христе». Он повторяет это выражение около девяноста раз. Вы — во Христе, следовательно, вы — в Возлюбленном. Бог смотрит на вас во Христе и говорит вам: «Вы — Мой возлюбленный сын, вы — Моя возлюбленная дочь, которыми я очень доволен».
Откуда вы черпаете свое представление о себе? Из детских обид? Из горечи прошлых лет и вредных мыслей, которые внушили вам в юности? Или вы говорите: «Я больше не буду верить лжи, пришедшей ко мне из прошлого? Я не буду слушать Сатану — лжеца, путаника, обманщика, который все искажает и извращает. Я буду считаться только с мнением Бога: я поверю только Его любви, и пусть она станет частью моей жизни, ляжет в основу моих чувствований».