Из жития святого Арсения. Евергетин (Благолюбие)
Евергетин (Благолюбие). Том 3 (2)
Глава 27: О том, что не следует заводить дружбы со знатными мира сего. 2
Глава 28: О том, что в монастыре не следует в угоду себе работать больше других братьев. 4
Глава 29: О том, что одного превозношения достаточно, чтобы погубить христианина; и что превозносящиеся своими успехами лишают себя благодати, падают и разбиваются. 6
Глава 30: Откуда рождается хула и чем исцеляется. 11
Глава 31: О том, что дар различения - величайшая из добродетелей, и верующий, чтобы он ни предпринял, должен делать все с рассуждением, а то, что делается без рассуждения и без смысла, если даже и доброе, не приносит никакой пользы, а подчас только вред. 14
Глава 32: О том, что без помощи свыше подвижник не может освободиться от зла, ни снискать добродетели; и о том, что усыновление человека Богу происходит не по делам, но по благодати. 18
Глава 33: В чем причина искушений, какова от них польза и какое между ними различие. 20
Глава 34: О том, как должно противостоять искушениям и что не следует самого себя ввергать в искушения; и когда и при каких обстоятельствах нужно избегать искушения или, напротив, принимать его. 26
Глава 35: О том, что не должно стремиться к чудотворению, но просить об этом смиренно; и что не следует добиваться и требовать благодатных даров, а если удостоишься их, то не превозносись и храни их со всем смирением; что боголюбцы ни чем не уступают чудотворцам и что, кроме чудотворения, есть и другие, еще более великие и благодатные дары, по которым опознаются духовные люди. 30
Глава 36: О том, что любовь выше всех добродетелей; и кто удостоился любви от Бога, тот заботится о пользе и спокойствии ближнего больше, чем о себе. 33
Глава 37: О том, что за ближнего следует полагать свою душу. 38
Глава 38: О том, что стяжавший любовь и смирение о Господе никогда не огорчает ближнего, но всячески ему угождает и улаживает его дела как свои собственные. 41
Глава 39: О том, что кто любит Божьей любовью, тот спешит сотворить благо ближнему, которого он даже не знает. 46
Глава 40: О том, что верующий, продает ли он, покупает или делает нечто подобное, должен всегда иметь перед своими глазами Бога и при этом не допускать, чтобы ближний потерпел ущерб, даже если сам ближний уверяет, что всем с доволен; и о том, что нужно с любовью поддерживать в себе скромность, особенно это относится к молодым, потому что создавать в общежительном монастыре кампании губительно и этого надо остерегаться. 48
Глава 41: Как нужно встречать посетителей, как их приветствовать и беседовать с ними. 50
Глава 42: О том, что когда ревнители воли Божией заходили в гости, многие из отцов, чтобы дать гостям отдохнуть и себе позволяли некоторое послабление в подвиге, не нанося себе тем самым вреда благодаря своему бесстрастию, правда, некоторые из них за это краткое облегчение потом налагали на себя некоторые мучения; и о тех, кто при встрече гостей или в случае прихода нескольких человек не отступает от своего подвига, а если и делает послабление, то лишь самую малость, удостаиваясь похвалы в глазах тех, кто правильно судит; а так же о том, что не нужно равняться на тех, кто на больших встречах понуждает себя сверх меры.. 52
Глава 43: О том, что пришедшим в Киновию, даже монахам, не следует позволять без разбору беседовать и селиться с братьями и как братьям должно вести себя с ними. 55
Глава 44: О том, что не следует без разбору сотрапезничать со всеми людьми подряд; и о том, что от спрашивающих, но не выполняющих наставления после первого и второго увещевания нужно отвращаться 57
Глава 45: О том, что и на чужбине нужно знать, как общаться с посетителями; как ходить и путешествовать вместе с братьями; что странствующим нужно знать, как вести себя в чужих краях и каких правил придерживаться в пути, когда идешь вместе с братьями. 58
Глава 46: О том, что никого из приходящих за милостыней нельзя отпускать ни с чем, но следует с радостью принимать человека, посланного Богом, и подавать ему, что можем; даже если он назойлив, все рано следует терпеть любую его злобу и не гневаться, подражая в этом Богу, ибо Он милостивым воздает нередко гораздо больше; и о том, как в киновиях творить дела милосердия. 59
Глава 47: О том, что монаху не следует ни иметь, ни собирать деньги для раздачи милостыни и какое милосердие ему подобает оказывать. 67
Глава 48: О том, что часто живущие в нищете и оказывавшие милость в меру своих сил, когда стали получать доход, заболели сребролюбием и перестали даже давать прежнюю милостыню.. 71
Глава 49: О том, что монах не должен безрассудно принимать милостыню от всех людей, тем более, если он не нуждается в ней; и о том, что принимающий должен отработать подвигом то, что ему дается. 74
Глава 50: О том, что (христианину) следует беречь себя от всего неполезного и чуждого как от губительного 76
Глава 27: О том, что не следует заводить дружбы со знатными мира сего
Из жития святого Арсения
Арсений Великий стал знаменитым не только среди местных жителей, многие из которых приходили к нему в поисках спасения. Слава о нем распространялась все шире, и немало людей стало пребывать и издалека - всем им хотелось увидеть Арсения и напитаться сладостью его речей. Когда молва о его добродетельной жизни разнеслась повсюду, достигнув слуха множества людей, то к нему стали приезжать даже из Александрии. К ним принадлежал и архиепископ этого города Феофил. Он почел за великое благо отправиться к Арсению, не взирая на трудности далекого пути и прибыл к старцу вместе с начальником города, чтобы услышать столь необходимые душеполезные слова аввы. Помолчав немного, авва сказал:
- Я скажу вам нечто, если вы пообещаете сохранить это в тайне. - Они, конечно, пообещали, и авва продолжал. - Об одном вас прошу, если услышите, где сейчас Арсений, не ходите к нему.
Такая просьба не огорчила их, но обрадовала, потому что они поняли его любовь к безмолвию и невиданное смирение.
Между тем архиепископ пригласил Арсения посетить Александрию, а потом через друга отшельника спросил, откроет ли ему Арсений дверь, если он придет еще раз. Авва передал ему ответ: «Если открою тебе, то вынужден буду открыть многим другим. А после этого мне придется уйти отсюда еще дальше». Когда архиепископ это услышал, то уже больше ни о чем не решался просить авву.
Из Отечника
В тех краях, где жил авва Ор, был крестьянин по имени Лонгин, отличавшийся великим милосердием. Однажды к нему пришел кто-то из монахов, и крестьянин попросил гостя познакомить его с аввой Ором. Когда монах пришел к старцу, то принялся хвалить крестьянина, рассказывая, как он добр и как много совершает дел милосердия.
-Да, он добр, - согласился старец.
Тогда монах попросил:
- Позволь, авва, придти ему, чтобы увидеть тебя?
- Чтобы меня увидеть, достаточно войти к нам во двор, - ответил старец.
2. При императоре Феодосии Юнейшем в предместье Константинополя жил один монах. И вот как-то император, проходя мимо его кельи по дороге, оставил свою свиту, подошел и постучался к нему. Монах открыл дверь и, поняв, кто перед ним, принял его, как принимал всякого вельможу. Когда гость вошел, они помолились и сели. Император принялся расспрашивать о жизни египетских отцов.
-Они все молятся о твоем спасении, - ответил отшельник.
- Не перекусить ли нам, - предложил гость.
- Монах омочил хлеб, налил в блюдце немного масла, насыпал соли и передал ему. Потом налил воды и протянул ему.
- Ты знаешь, кто я? - спросил гость.
- Бог тебя знает, - был ответ.
- Я император Феодосий.
Старец поклонился ему.
- Блаженны вы, не имеющие житейских попечений, - сказал император. - Хотя я родился во дворце, воистину никогда не пробывал подобного хлеба и воды, как у тебя. Я получил превеликое удовольствие от твоей еды.
С тех пор император стал почитать монаха. Тогда старец собрался и вернулся обратно в Египет.
3. Сказал старец: «Не води знакомства с игуменом и не ходи к нему часто. От этого появится в тебе дерзновение, и ты сам захочешь начальствовать».
Из Исаии Отшельника
Сказал авва Исайя: «Горе нам, что происходя от бедных и безвестных родителей, мы себе не внимаем, и будучи призваны Богом возлюбить нищету и бесчестие, тщимся сравнивать себя с богатыми и славными. Горе нам, что когда мы встречаемся с богачами и владыками, то стараемся угодить им, а если к нам приходят нищие и просители, то отворачиваемся от них, как от надоевших людей».
Некогда правитель страны, наслышанный об авве Моисее, пошел в Скит, чтобы увидеться с ним. Монахи сказали о нем авве, и тот оставил келью и ушел в лощину. На пути правитель встретил Моисея и спросил:
- Не скажешь ли нам, старче, где келья аввы Моисея?
- А зачем он вам понадобился? - спросил старик. - Он же ненормальный.
Правитель пришел в церковь и рассказал клирикам:
- Я наслышан об авве Моисее и пришел, чтобы увидеть его, а по дороге нам встретился старик, шедший в Египет. Мы спросили у него, где келья аввы Моисея, а тот сказал: «Зачем он вам понадобился, он же ненормальный».
Услышав эти слова, клирики огорчились и спросили:
- Что же это за старец, дерзающий так говорить о святом?
- Он был старый, в ветхой одежде, высокий и чернокожий, - сказал правитель.
- Но это же был сам авва Моисеи, - сказали клирики, - но так как он не хотел беседовать с вами, он вам и сказал так.
Правитель ушел, получив большую пользу.
4. Однажды архон (правитель) пришел, чтобы увидеть авву Симона, который, услышав о прибытии высокого гостя, препоясался, подошел к финиковым пальмам и стал очищать их стволы. Увидев его, глашатаи спросили:
- Эй, старик, где тут живет отшельник?
- Не было тут никакого отшельника, - ответил он.
Услышав это, они ушли.
5. В другой раз еще один архон захотел увидеть его, но клирики заранее предупредили старца:
- Авва, подготовься, к тебе скоро пожалует наслышанный о тебе архон, чтобы взять у тебя благословение.
- Ладно, я подготовлюсь, - сказал старец, надел на себя рубище, взял в руку хлеб и сыр, сел в дверях и начал есть.
Когда архон пришел вместе со своей свитой и увидел жующего старика, отнесся к нему без всякого уважения.
- Неужели это и есть отшельник, о котором мы так много слышали? - удивленно воскликнул он и тотчас повернул обратно.
6. Один киновиарх был в чести у людей. Он был духовным отцом двухсот монахов. И вот как-то к воротам его обители пришел Христос под видом нищего и попросил передать авве, что пришел такой-то брат, его сподвижник. Привратник весьма неохотно поднялся к авве и увидел, что тот беседует с людьми. Он немного подождал, а потом заговорил о нищем у ворот, не зная, что это Христос. Но киновиарх с раздражением прервал его:
- Разве ты не видишь, что я разговариваю с людьми? Не беспокой меня сейчас.
Привратник ушел. Но Господь продолжал терпеливо ждать, пока о нем вспомнят. Около пяти часов пришел богач, и киновиарх сам вышел встречать его.
Увидев, как авва встречает богача, Бог, богатый милостью и любящий смиренных, обратился к нему:
- Авва, мне нужно поговорить с тобой.
Но тот отправился обедать с богачом, всячески стараясь угодить знатному гостю. После обеда этот заложник множества попечений проводил богача до ворот и вернулся к себе, забыв о нищем и незлобивом Старце.
Наступил вечер, но благословенный истинный Гость так и не удостоился внимания. Он ушел, сказав привратнику:
- Передай авве - раз ты избрал славу человеческую, то Я ради твоих прежних трудов и великого твоего образа жизни пришлю тебе утешителей со всех четырех концов земли, и ты будешь других умащать, и тебя будут умащать. А благ моего Царства ты не вкусишь.
По этим словам и был узнан в нищем Господь Вседержитель.