Четыре сущностных положения медитации о непостоянстве и смерти
Четыре сущностных положения медитации о преданности Гуру
I. Преимущества правильного вверения себя Духовному Наставнику.
1. Приближение к состоянию будды.
2. Получение благословения от всех будд и бодхисаттв.
3. Жизнь за жизнью духовный наставник будет меня защищать.
4. Злые духи и враги не смогут причинить мне вред.
5. Омраченное состояние сознания и негативное поведение сами собой уменьшаются.
6. День ото дня возрастает подлинная реализация.
7. Если я вспомню о своем Духовном Наставнике во время умирания, то не получу перерождение в низших мирах.
8. Возможность достижения как временных, так и долговременных целей без особых трудностей.
II. Ущерб от невверения Духовному Наставнику.
1. Невозможность приблизиться к состоянию Будды.
2. Все будды и бодхисаттвы будут недовольны мной.
3. Мне будет трудно встретиться с истинным Учителем в течение многих жизней.
4. Злые духи и враги смогут легко причинить мне вред.
5. Достигнутая реализация деградирует.
6. Еще не достигнутые реализации не породятся в моем уме.
7. После смерти мне грозит перерождение в низших мирах.
8. Трудность достижения временных и долговременных целей.
III. Развитие веры в Духовного Наставника.
1. Причины, по которым в Духовном Наставнике нужно видеть Будду.
2. Доказательства того, что Духовный Наставник — Будда.
2.1. Несмотря на то, что он выглядит, как обычный человек, внешняя видимость обманчива, поэтому на ее основе нельзя делать выводы.
2.2. Будда пророчествовал, что в будущем будет принимать облик простого монаха, духовного наставника для помощи живым существам.
2.3. Основное направление деятельности Будды — указывать людям духовный путь. ДуховныйНаставник — главный проводник деятельности Будды.
3. Трансформация кажущихся недостатков Духовного Наставника в еще большую веру в него.
4. Обычные и необычные качества его тела, речи и ума.
IV. Развитие уважения к Духовному Наставнику.
1. Духовный наставник добрее ко мне, чем все будды.
2. Он даже добрее ко мне, чем Будда Шакьямуни.
3. Его доброта — в передаче Дхармы.
4. Его доброта — в том, что в самом начале он указывает мне путь, в середине помогает достичь реализации, и в конце помогает достичь состояния будды.
5. Его доброта — в заботе обо мне: он мне ближе отца и матери.
Вывод: несомненно, мой Духовный Наставник — Будда. Повтори трижды: «Ты — Будда, ты — Божество, ты — Дак и Дакини, ты —Защитник Дхармы. С этого момента и до тех пор, пока я не достигну просветления, ты — мое единственное Прибежище. Пожалуйста, защищай меня жизнь за жизнью».
Три сущностных положения медитации о драгоценности человеческой жизни
I. Определение драгоценной человеческой жизни: наличие восьми свобод и десяти благих условий.
Восемь свобод:
(Нечеловеческие рождения)
1. Свобода от рождения в мире ада.
2. Свобода от рождения в мире голодных духов.
3. Свобода от рождения в мире животных.
4. Свобода от рождения в мире богов.
(Человеческое рождение)
5. Свобода от рождения в отдаленных от Учения районах.
6. Свобода от рождения неполноценным человеком.
7. Свобода от приверженности к ложным взглядам.
8. Свобода от неприязни к Будде.
Десять благих условий:
(Субъективные условия)
1. Рождение человеческим существом.
2. Наличие всех органов.
3. Рождение в центре — там, где существует Дхарма.
4. Несовершение пяти тяжелейших преступлений.
5. Вера в Дхарму.
(Объективные условия)
6. Существование в этом мире Будды.
7. Существование Дхармы.
8. Существование последователей Дхармы.
9. Существование моего Духовного Наставника.
10. Помощь от других.
II. Значимость Драгоценной человеческой жизни.
1. Значимость с точки зрения временных целей:
• освобождение от низших перерождений;
• освобождение от сансары.
2. Значимость с точки зрения долговременной цели:
• достижение состояния будды.
III. Редкость Драгоценной человеческой жизни.
1. Редкость с точки зрения причины.
2. Редкость с точки зрения количества.
3. Редкость с точки зрения примера.
Решимость: я обрел очень редкую драгоценную человеческую жизнь и не потрачу ее впустую.
Четыре сущностных положения медитации о непостоянстве и смерти
I. Недостатки неразмышления о непостоянстве.
1. Непамятование о Дхарме.
2. Невыполнение практики при наличии памятования.
3. Выполняемая практика недостаточно чиста.
4. Ввозрастание омрачений.
5. Сожаление в момент смерти.
II. Преимущества размышления о непостоянстве.
1. Памятованне о Дхарме.
2. Возрастание стремления к практике.
3. Практика становится чище.
4. Уменьшение омрачений, возрастание добродетелей.
5. Отсутствие сожалений в момент смерти.
III. Собственно медитация на непостоянство и смерть.
1. Смерть неизбежна (3 доказательства):
1.1. Владыка смерти обязательно придет.
1.2. Жизнь с каждой минутой укорачивается.
1.3. Даже если в течение жизни я не имею времени для практики Дхармы, я несомненно умру.
2. Неопределенность момента смерти (3 доказательства):
2.1. Продолжительность жизни в этом мире неизвестна.
2.2. Существует очень много условий для смерти и мало для жизни.
2.3. Мое тело очень уязвимо.
3. Только практика Дхармы поможет в момент смерти (3 доказательства):
3.1. Мое положение и имущество не помогут мне в момент смерти.
3.2. Мои родственники и друзья не помогут мне в момент смерти.
3.3. Мое тело не поможет мне в момент смерти.
IV. Медитация на аспекты смерти.
Решимость:
1. Поскольку смерть неизбежна, я должен готовиться к следующей жизни.
2. Поскольку время смерти неизвестно, я должен начать подготовку к смерти прямо сейчас.
3. Поскольку ничто не поможет мне в момент смерти, кроме Дхармы, я буду заниматься только Дхармой.