Три изречения за тысячу динаров
Рассказывают, что во времена Хосрова один человек расхаживал поулицам и выкрикивал: - Кто хочет купить три изречения за тысячу динаров? Подходите,покупайте! Когда царь это услышал, он подозвал человека и спросил: - Что это за изречения? - Положи динары, и тогда ты их услышишь, - ответил мудрец. Когда динары были приготовлены, он сказал: - Первое мое изречение гласит: "Нет в твоем царстве ни одногопо-настоящему порядочного человека". Второе мое изречение гласит: "Хотя все люди таковы, невозможноизбегать их и без них обходиться". Третье изречение вытекает из предыдущих: "Царь должен знать мерузла, заключающуюся в людях, дабы в большей или меньшей степениизбегать их". Понравились эти изречения царю. Он похвалил мудреца и велелвыдать ему приготовленные динары, но тот от денег отказался. - Почему же ты так настойчиво спрашивал их и даже захотел, чтобыих заранее приготовили? - удивился царь. - А я задумал проверить, найдется ли в наше время хоть одинчеловек, который готов расплачиваться золотом за мудрость, - ответилфилософ. Ануширван сказал: - Безделие возбуждает праздные мысли, а праздные мысли возбуждаютбеспокойство.
Бузурджмихра спросили: - Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время каквраги с большим трудом становятся друзьями? Он ответил: - Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще,чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести. Царю Хосрову был задан вопрос: - Кому из людей ты пожелал бы в первую очередь поумнеть? Он ответил: - Моим врагам. Замечено, что умные, замыслив злое, очень редковыступают в поход. Глупых же ничто не останавливает от безрассудныхпоступков.
Однажды царь сильно разгневался на Бузурджмихра и повесил его.Когда об этом узнала царская дочь, она побежала с непокрытой головойсреди толпы мужчин.* Ее настигли у самой виселицы, возле которой онастояла с покрытой головой. - Почему ты так странно поступила? - спросил ее царь. - Потому что он - единственный мужчина, который достоин того,чтобы к нему относились с уважением, - ответила она. (* Женщине показываться в обществе мужчин с непокрытой головойсчитается в Иране неприличным.)
О БЕЗДЕЛИИ
ПУСТЬ НАДЕЮТСЯ...
Один шах наказал своему сыну: - Когда ты станешь шахом, не прибавляй жалованья твоим воинам,дабы не уменьшилось их служебное рвение из-за того, что они не будутнуждаться в тебе. Но и не доводи их до нищеты, дабы они тебя невозненавидели. Давай каждому столько, сколько ему приличествуетполучать. Действуй так, чтобы их надежды на тебя все возрастали, атвои дары им не увеличивались.КОПЬЯ, СТРЕЛЫ И МЕЧИ
Бузурджмихр сказал: - Некоторых помощников царя можно уподобить метательному копью -они охраняют только на почтительном расстоянии. Другие напоминаютстрелы - они улетают и не возвращаются. Третьи же похожи на мечи,которыми можно пользоваться лишь на близком расстоянии.НЕЛИШНЯЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ
Хосров сказал: - Не обнаруживай свою ненависть по отношению к тем, кого ты не всилах удалить от себя.РАЗРУШАТЬ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ СОЗИДАТЬ
Бузурджмихра спросили: - Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время каквраги с большим трудом становятся друзьями? Он ответил: - Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще,чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести.
ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА
Он же говаривал: - Хороши фрукты в месяце тешри*, цветы - в месяце нисане), адевичья краса, юношеская ловкость и скромность чужеземца - во всевремена года. (* Тешри - октябрь - ноябрь. ** Нисан - апрель - май.)90. ДА ПОУМНЕЮТ ВРАГИ!
ЧЕТЫРЕ УТЕШЕНИЯ
Когда Бузурджмихр был заключен в тюрьму, его друзья обратились кнему с вопросом: - Чем ты утешаешься в своем несчастье? Он ответил: - Четыре изречения повторяю я сейчас. Во-первых, говорю я себе,все предопределено судьбою, и случившегося невозможно было избежать.Во-вторых, говорю я себе, если эти страдания и выше моих сил, мнеостается только одно - терпеть. В-третьих, говорю я себе, можно былобы попасть в еще более страшную беду. И в-четвертых, говорю я себе,возможно, избавление уже близко, а я об этом еще не знаю.ТРИ ТАКТИКИ
Один из царей, завоевав большую область, дал приказ своемувоеначальнику: - Будь другом для хороших людей, тираном - для людей дурных иприменяй закон по отношению ко всем остальным.ЕДИНСТВЕННЫЙ ДОСТОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК
ЧЕМ МОЖЕТ ГОРДИТЬСЯ ГОРОД
Шах Шапур сказал: - Пять вещей украшают всякий город: царь-победитель, справедливыйсудья, богатый рынок, искусный врач и полноводная река.КОГО БОЛЬШЕ НА СВЕТЕ?
Хосров спросил одного из своих мудрецов: - Кого больше на свете - людей или дьяволов? - Если курдов* и торговцев причислять к людям, то, пожалуй, людейбудет больше, чем дьяволов, - ответил тот. (* Это изречение отражаетвраждебное отношение персов к курдским племенам, характерное для тоговремени.)ПОЧЕМУ ТАК БЫВАЕТ?
Бузурджмихр сказал: - В жизни бывает так: к тому, кто тебя любит, ты совершенноравнодушен, а к тому, кто тебя ненавидит, ты пылаешь страстью.КТО ЛИШЕН НЕДОСТАТКОВ
Бузурджмихра спросили: - Кто лишен недостатков? - Лишь тот, кто бессмертен, - ответил он.* (* То есть толькобоги.)ЗА ЧТО ЕМУ ПЛАТЯТ
Жена Бузурджмихра задала своему мужу какой-то вопрос, на которыйон не смог ответить. Тогда она ему сказала: - Ты ведь советник царя и получаешь большое жалованье, а неможешь ответить на мой вопрос! На это он ей возразил: - Я получаю жалованье за то, что я знаю, а не за то, чего незнаю. Если бы мне платили за то, чего я не знаю, то всех царскихсокровищ не хватило бы, чтобы со мной расплатиться. Ибо то, что мненеведомо, неизмеримо больше того, что я знаю.КТО В ЧЕМ НУЖДАЕТСЯ
Мудрец Эсфендияр говаривал: - Самая послушная лошадь нуждается в кнуте, самая скромнаяженщина нуждается в муже, самый умный муж нуждается в совете других.О ВИНЕ