Бесполезность всех остальных способов приближения к Аллаху
Из всего сказанного ясно, что узаконенные способы приближения к Аллаху, подтверждаемые текстами Корана и Сунны, а также деяниями наших праведных предшественников, по поводу которых среди мусульман нет никаких разногласий, сводятся к следующим:
1. Приближение к Всеблагому и Всевышнему Аллаху посредством Его имен и качеств.
2. Приближение к Аллаху посредством праведного поступка, совершенного самим молящимся.
3. Приближение к Аллаху посредством мольбы праведного человека.
По поводу других способов приближения к Аллаху между богословами есть разногласия. Мы же убеждены и придерживаемся при поклонении Всевышнему Аллаху того мнения, что все остальные способы являются недозволенными и незаконными с точки зрения Шариата, потому что они не подкрепляются доводами и доказательствами. На протяжении веков мусульманские ученые-исследователи отвергали такие способы приближения к Аллаху, несмотря на то, что некоторые имамы считали дозволенными некоторые из них. В частности, имам Ахмад считал дозволенным просить Аллаха помочь ради Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Другие богословы, в том числе имам аш-Шаукани, разрешали просить Аллаха помочь и ради других пророков и праведников. Мы же считаем, что в этом и других вопросах нужно опираться только на ясные доводы, не подражая слепо тем или иным лицам. Мы отстаиваем только истину и не поддерживаем фанатично кого-либо из ученых. В вопросе поиска приближения к Аллаху мы считаем, что правда на стороне тех, кто запрещает искать приближение к Аллаху посредством того или иного творения. И мы считаем, что у тех, кто разрешает поступать так, нет достоверных доказательств, на которые можно было бы опереться, и требуем, чтобы они представили нам ясное доказательство из Корана и Сунны в пользу своих слов. Но разве ж они смогут найти среди священных текстов такой, который служил бы подтверждением их воззрений?! Поистине, о Аллах, все их доводы будут лишь сомнительными утверждениями либо предположениями, которые мы опровергнем через некоторое время.
В Священном Коране упоминаются многие мольбы, но среди них нет ни одной мольбы, в которой Аллаха просили бы помочь ради какого-либо творения, или ради чьего-либо высокого положения, или ради того, что полагается кому-либо из творений. Давайте в качестве примера рассмотрим некоторые из этих прекрасных молитв. Великий Аллах, обучая и наставляя нас тому, как мы должны взывать к Нему с мольбами, сказал:
ربنا لا تؤاخذنا إن نسينا أو أخطأنا، ربنا ولا تحمل علينا إصراً كما حملته على الذين من قبلنا، ربنا ولا تُحمَّلْنا ما لا طاقة لنا به، واعْفُ عنا واغفر لنا وارحمنا، أنت مولانا، فانصرنا على القوم الكافرين
«Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись! Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на тех, кто был до нас! Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Извини нас, прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми!» (сура ''Корова'', аят 286 );
ربنا آتنا في الدنيا حسنة، وفي الآخرة حسنة وقنا عذاب النار
«Господь наш! Одари нас благом в этом мире и благом в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне!» (сура ''Корова'', аят 201);
على الله توكلنا ربنا لا تجعلنا فتنة للقوم الظالمين، ونجنا برحمتك من القوم الكافرين
«Мы уповаем на одного Аллаха. Господь наш, не делай нас искушением для людей несправедливых! По Своей милости спаси нас от людей неверующих!» (сура ''Йунус '', аяты 85-86).
Всевышний Аллах сказал:
وإذ قال ابراهيم: رب اجعل هذا البلد آمناً واجنبني وبَنيَّ أن نعبد الأصنام
«И вот Ибрахим сказал: ''Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам!''»(сура ''Ибрахим'', аят 35);
رب اجعلني مقيم الصلاوة ومن ذريتي، ربنا وتقبل دعاء، ربنا اغفر لي ولوالدي وللمؤمنين يوم يقوم الحساب
«Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу. Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен расчет!» (сура ''Ибрахим'', аяты 40-41).
قال: رب اشرح لي صدري، ويسر لي أمري، واحلل عقدة من لساني يفقهوا قولي
«Мусасказал: ''Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь!''» (сура ''Та ха'', аяты 25-28).
Пречистый Аллах также сказал:
والذين يقولون ربنا اصرف عنا عذاب جهنم إن عذابها كان غراماً
«И те, которые говорят: ''Господь наш! Отврати от нас мучения в Геенне, поскольку мучения там не отступают''» (сура ''Различение'', аят 65).
Помимо этих, в Коране есть и другие замечательные мольбы. Одни из них Всевышний Аллах ниспослал для того, чтобы обучить нас им. Другие Пречистый Господь поведал нам устами некоторых из пророков, посланников, избранных рабов и святых угодников. Но совершенно ясно, что в них ничего не говорится о той еретической форме приближения к Аллаху, о которой столько говорят и спорят фанатичные приверженцы ошибочных взглядов.
Давайте теперь обратимся к Благородной Сунне, чтобы рассмотреть мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые одобрил для него Всевышний Аллах. Господь обучил его этим мольбам и указал нам на их достоинства и благо. Рассмотрев их, мы увидим, что в них, как и в приведенных ранее коранических мольбах, нет места для той еретической формы приближения к Аллаху, которая упомянута выше.
Вот некоторые мольбы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые были избраны им.
Одной из них является известная мольба, посредством которой просят Аллаха благословить какое-либо начинание (дуа аль-истихара). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучал своих сподвижников читать эту мольбу, когда они собираются совершить какое-либо дело, подобно тому, как он обучал их Корану. Вот эта мольба:
اللهم إني أستخيرك بعلمك، وأستقدرك بقدرتك، وأسألك من فضلك العظيم فإنك تقدر ولا أقدر، وتعلم ولا أعلم، وأنت علام الغيوب، اللهم إن كنت تعلم أن هذا الأمر خير لي في ديني ومعاشي وعاقبة أمري، وعاجله وآجله، فأقدره لي ويسره لي، ثم بارك لي فيه، وإن كنت تعلم أن هذا الأمر شر لي في ديني ومعاشي وعاقبة أمري، وعاجله وآجله، فاصرفه عني، واصرفني عنه، واقدر لي الخير حيث كان، ثم رضني به
"Аллахумма, инни астахиру-кя би-'ильми-кя ва астакдирукя би-кудрати-кя ва ас'алю-кя мин фадли-кя-ль-'азым, фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та'ляму ва ля а'ляму, ва Анта 'алляму-ль-гуюб! Аллахумма, ин кунта та'ляму анна хаза-ль-амра (здесь следует назвать свое дело – прим. редактора)хайрун ли фи дини, ва ма'аши ва 'акибати амри, ва 'аджилихи ва аджилихи, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та'ляму анна хаза-ль-амра (здесь следует назвать свое дело – прим. редактора)шаррун ли фи дини, ва ма'аши ва 'акибати амри, ва 'аджилихи ва аджилихи, фа-сриф-ху 'ан-ни ва-сриф-ни 'ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи."
«О, Аллах! Я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Ты ведаешь все о сокровенном! О, Аллах! Если Ты знаешь, что это дело (здесь следует назвать свое дело – прим. редактора) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, рано или поздно, то предопредели его мне, облегчи его для меня, а потом дай мне Свое благословение на это. Если же Ты знаешь, что это дело (здесь следует назвать свое дело – прим. редактора) окажется вредным для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, рано или поздно, то уведи его от меня, а меня – от него, и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом сделай так, чтобы я остался доволен им».[52]
Вот еще некоторые мольбы:
اللهم أصلح لي ديني، الذي هو عصمة أمري، وأصلح لي دنياي التي فيها معاشي، وأصلح لي آخرتي التي فيها معادي، واجعل الحياة زيادة لي في كل خير، واجعل الموت راحة لي من كل شر
''Аллахумма, аслих-ли дини аллязи хува 'ысмату амри, ва аслих-ли дунйайа алляти фиха ма’аши, ва аслих-ли ахырати алляти фиха ма’ади, ва дж’али-ль-хайата зийадатан-ли фи кулли хайрин, ва дж’али-ль-маута рахатан-ли мин кулли шаррин''
«О, Аллах! Сделай так, чтобы религия моя, которая служит мне защитой, принесла мне благо, и чтобы земной мир, в котором я живу, принес мне благо, и чтобы Будущая Жизнь, куда я вернусь, принесла мне благо. И сделай жизнь для меня увеличением всякого блага, и сделай смерть для меня отдохновением от всякого зла»;[53]
اللهم بعلمك الغيب، وقدرتك على الخلق أحيني ما علمت الحياة خيراً لي، وتوفني إذا علمت الوفاة خيراً لي...
"Аллахумма, би-'ильми-кя-ль-гайба ва кудрати-кя 'аля-ль-хальки ахйи-ни ма 'алимта-ль-хайата хайран ли ва таваффа-ни иза 'алимта-ль-вафата хайран ли…''
«О, Аллах! Посредством Твоего знания о сокровенном и Твоей способности творить продли мне жизнь, если Ты знаешь, что жизнь будет для меня благом, и лиши меня жизни, если Тебе известно, что смерть станет для меня благом…»;[54]
اللهم إني أسألك الهدى والتقى والعفاف والغنى
''Аллахумма, инни ас'алю-кя аль-худа ва-т-тука ва-ль-афафа ва-ль-гана''
«О, Аллах! Поистине, я прошу Тебя о руководстве и богобоязненности, добродетели и достатке»;[55]
اللهم اقسم لنا من خشيتك ما تحول به بيننا وبين معاصيك، ومن طاعتك ما تبلغنا به جنتك
''Аллахумма, аксим ляна мин хашйати-кя ма тухаввилю би-хи байна-на ва байна ма'асы-кя, ва мин та'ати-кя ма таблюгуна би-хи джанната-кя
«О, Аллах! Сделай уделом нашим такой страх перед Тобой, посредством которого Ты отделишь нас от ослушания Тебя, такую покорность Тебе, посредством которой Ты приведешь нас к Раю Твоему»;[56]
اللهم رب جبريل وميكائيل وإسرافيل ومحمد نعوذ بك من النار
''Аллахумма, Рабба Джибра'иля ва Микаиля, ва Исрафиля ва Мухаммад! На'узу би-кя мин ан-нар!
«О, Аллах! Господь Джибрила, Микаила, Исрафила и Мухаммада, прибегаю к Твоей защите от Ада».[57]
Похожих молитв в Сунне очень много, но среди них нет ни одной достоверно переданной мольбы, подтверждающей законность того еретического способа приближения к Аллаху, которым пользуются те, кто не согласен с нами. И что действительно удивительно, эти люди порой отворачиваются от тех дозволенных Шариатом способов приближения к Аллаху, которые мы перечислили выше. Они почти не пользуются ими в своих мольбах и не обучают им людей, несмотря на то, что эти способы приближения к Аллаху опираются на Коран, Сунну и единое мнение мусульман. А вместо этого они пользуются выдуманными мольбами и пытаются приблизиться к Аллаху разными еретическими способами, которых нет в Шариате Всемогущего и Великого Аллаха. Так не поступал избранник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и об этом ничего не рассказывали праведные предшественники нашей уммы, представлявшие три лучших поколения мусульман.[58] Самое наименьшее, что можно сказать о тех людях, которые не согласны с нами, это то, что их мольбы вызвали противоречия среди мусульман по данному вопросу. И как же уместно здесь вспомнить слова Всеблагого и Всевышнего Аллаха:
أتستبدلون الذي هو أدنى بالذي هو خير
«Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже?» (сура ''Корова'', аят 61).
Совершенно очевидно, что это одно из практических доказательств правдивости слов славного последователя сподвижников Хассана бин Атиййи аль-Мухариби, да будет милостив к нему Аллах, который сказал: «Если люди вносят в свою религию какое-либо новшество, то Аллах непременно лишает их подобной же части Сунны, после чего они уже не смогут вернуться к ней вплоть до Дня воскресения».[59]
Следует отметить, что не только мы отвергаем эти измышленные в религии формы приближения к Аллаху. До нас их отвергали крупные мусульманские ученые и богословы, и эти взгляды нашли отражение в некоторых мазхабах, имеющих много последователей. Одним из них является мазхаб имама Абу Ханифы, да будет милостив к нему Аллах. В книге "ад-Дурр аль-Мухтар" (2/630), которая является одним из наиболее известных трудов представителей ханифитского мазхаба, говорится буквально следующее: «Передают, что Абу Ханифа сказал: “Взывать к Аллаху с мольбами следует только посредством Него Самого. О мольбах, которые нам дозволено и велено читать, говорится в словах Всевышнего: ولله الأسماء الحسنى فادعوه بها
«У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их…»”.
Похожее высказывание приводится в книге "аль-Фатава аль-Хиндийя" (5/280).
Аль-Кудури[60] в своем большом труде по исламскому праву "Шарх аль-Карахи", в главе о нежелательных поступках, писал: «Бишр бин аль-Валид рассказывал со слов Абу Йусуфа, что Абу Ханифа сказал: «Взывать к Аллаху с мольбами следует только посредством Него Самого. Мне ненавистно, когда говорят: "ради места величия на Твоем Троне" или "ради того, что полагается Твоим творениям"». Это мнение разделял и Абу Йусуф. Он сказал: «Место величия на Троне – это Аллах, и я не считаю такую молитву нежелательной. Но мне ненавистно, когда говорят: "ради того, что полагается такому-то", "ради того, что полагается Твоим пророкам и посланникам", "ради того, что полагается Твоему Заповедному Дому и Заповедному Месту"». Аль-Кудури сказал: «Просить Аллаха ради Его творений нельзя, потому что Творец ничем не обязан Своим творениям». Об этом сообщил шейх-уль-ислам[61] в книге "аль-Ка’ида аль-Джалила".
Аз-Зубейди в книге "Шарх аль-Ихья" (2/285) сказал: «Абу Ханифа и его соратники считали ненавистным просить Аллаха ради того, что полагается кому-то, или ради того, что полагается Его пророкам и посланникам, Заповедному Дому или Заповедному Месту, потому что Аллах ничем никому не обязан. Абу Ханифа и Мухаммад (ибн аль-Хасан) также порицали говорить во время мольбы: "О, Аллах! Прошу Тебя ради места величия на Твоем Троне". Абу Йусуф же разрешил поступать так, когда до него дошло предание по этому поводу».[62]
Здесь следует отметить, что предание, на которое сослался имам (Абу Йусуф), является лживым и недостоверным. Ибн аль-Джаузи передал его в сборнике выдуманных хадисов "Аль-Маудуат", сказав: «Вне всякого сомнения, этот хадис выдуманный». С ним согласился и аль-Хафиз аз-Зейлаи в книге "Насб ар-Райа" (стр. 273). Поэтому опираться на это предание нельзя.
Кое-кто может сказать, что в этом выдуманном предании и нет никакокй необходимости, так как просить Аллаха ради места величия на Его Троне означает просить Его посредством божественных качеств, а законность этого способа приближения к Всемогущему и Великому Господу подтверждается другими доводами, о которых было упомянуто ранее. По этому поводу Ибн аль-Асир, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Просить Аллаха посредством места величия на Его Троне значит просить посредством качеств, благодаря которым Трон удостоен величия, или ради величественных мест на Троне. В сущности, это означает просить Аллаха ради величия Его Трона, и соратники Абу Ханифы запрещали взывать к Аллаху такими словами».
Согласно первому толкованию, под местами величия подразумеваются качества, благодаря которым Трон удостоен величия. В этом случае молящийся просит Всевышнего Аллаха посредством Его качеств. И поступать так разрешается. Согласно второму толкованию, под ними подразумеваются места величия на Троне, и просить Аллаха посредством них означает искать приближение к Нему посредством творения, что непозволительно. В любом случае, этот хадис не следует долго обсуждать и комментировать, потому что он не является достоверным, и мы ограничимся тем, что уже сказали.
Глава IV