Господствующие желания
Что такое господствующие желания? Четвертая глава Послания Иакова (стихи 1–10) отвечает на этот вопрос.
Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите; просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас; приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные; сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль; смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
[63] Иаков дает свой ответ на вопрос, почему наш разговор часто превращается в спор, а развязать войну нам намного проще, чем поддерживать мир. Он не говорит о том, что вражда и распри возникают из-за нашего неумения избегать конфликтных ситуаций, он не упрекает нас в том, что мы не овладели искусством вести бесконфликтный разговор. Нет, Иаков идет в совершенно ином направлении. Он побуждает нас узнать, чего желает наше сердце. То, что я говорю, напрямую связано с тем, чего я хочу. Мои слова – это средство получить то, что важно для меня.
Давайте обратим внимание на ключевые слова этого отрывка. Иаков говорит: «Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете...» (Иак. 4:1, 2). С точки зрения апостола, вражда и распри являются следствием желаний, воюющих в наших сердцах. Заметьте, Иаков не говорит, что мы поступаем плохо, когда чего-то желаем. Если у нас нет никаких желаний, то мы серьезно больны! Мы всегда будем чего-то желать. При этом Иаков не утверждает, что проблема заключается в греховных желаниях, в желании того, что плохо по своей сути.
Вспомните историю, с описания которой началась эта глава. Речь в ней шла о моем желании провести вечер с женой. Проблема заключалась совсем не в этом желании, которое было вполне естественным, нормальным и здравым. У меня не было никаких плохих намерений по отношению к супруге. Желание быть рядом с пей родилось из чувства искренней любви и благодарности Богу. Иаков не говорит, что желать– предосудительно или что наша беда в том, что мы желаем чего-то греховного. В чем же тогда заключается проблема?
Ответ мы находим в этой важной фразе: «...от вожделений наших, воюющих в членах ваших». В наших сердцах идет война, война за власть. Иаков подчеркивает, что когда определенный набор желаний воюет за овладение нашими сердцами, это будет отражаться на наших отношениях с окружающими людьми. То, что управляет нашими сердцами, будет управлять и нашими словами. Действительно, можно доказать, что если некое желание овладело моим сердцем, то я смогу отреагировать на ваши слова только двумя способами. Если вы поможете мне получить желаемое, это принесет мне радость и я буду благодарен вам. Но если вы станете мне мешать, это будет раздражать меня и (что вполне вероятно) вызовет у меня бурю негодования. Я хочу чего-то, но из-за вас не могу этого получить, поэтому я буду ссориться и враждовать с вами!
[64] В течение того дня, который я описывал в начале главы, мое состояние постепенно менялось. Сначала у меня появилось хорошее желание провести вечер со своей женой. Возникнув, оно вступило в противоборство со всеми остальными желаниями и вело войну до тех пор, пока полностью не овладело моим сердцем. Это желание билось за власть, которую только Бог имеет право осуществлять. Когда Бог уже не управлял моим сердцем, желание обрело новое качество. К тому времени, как я вернулся домой, оно перестало быть выражением любви к Луэлле и благодарности Богу. Оно стало выражением моего эгоизма. Я больше не стремился угодить жене и проявить свою любовь и уважение к ней. Напротив, я хотел использовать ее в тот вечер, чтобы доставить удовольствие самому себе! Моя беда заключалась в том, что я не заметил, как мое первоначальное желание постепенно превратилось в нечто совсем иное.
У меня была великолепная возможность проявить свою любовь к Луэлле – дать ей отдохнуть в тот вечер. Если бы мной на самом деле руководила любовь к жене, я бы так и сделал. Тогда бы я смог послужить Богу, показав моим детям на личном примере, что мы должны любить ближнего как самого себя. К сожалению, тогда я уже не стремился выразить свою признательность и любовь к Луэлле. Я хотел, чтобы она угождала мне, и не желал слышать никаких возражений. Желание превратилось в требование. В тот момент оно стало управлять моим сердцем вместо Бога. Оно превратилось в то, что Писание называет идолом. Идолопоклонство – это состояние, при котором не Бог, а что-то другое или кто-то другой управляет сердцем человека.
Такое случается с нами намного чаще, чем мы склонны думать. Желание добиться успеха на работе перерастает в требование похвалы от начальника. Желание иметь достаточно денег, чтобы оплатить все счета, превращается в похоть сребролюбия. Желание быть хорошим родителем превращается в стремление сделать моих детей средством укрепления собственной репутации. Желание иметь друзей перерастает в желание добиться всеобщего признания и вызывает гнев, когда кто-то не хочет меня признавать. То, что однажды было нормальным, здравым желанием, начинает управлять мной и превращается во что-то совершенно иное. Вместо того чтобы быть движимым любовью к Богу и ближнему, мной управляет теперь стремление к тому, что принесет удовольствие лично мне, и я злюсь на всякого, кто стоит у меня на пути.
[65] Желание захватывает власть
Человек с сердцем идолопоклонника говорит как идолопоклонник. Своими словами он служит поработившему его идолу. Нам очень непросто быть независимыми от наших желаний. Часто бывает так, что они начинают управлять нами и занимать в нашей жизни положение, которого не заслуживают. Вот как это происходит: желание борется за то, чтобы овладеть нами и в результате становится требованием. Затем требование проявляет себя (и часто ощущается нами) как потребность. («Мне нужен секс», «Мне необходимо уважение») Ощущение потребности формирует ожидание. Если ожидание не исполняется, то это приводит к разочарованию, которое в свою очередь ведет к наказанию, как написано: «Желаете – и не имеете... препираетесь и враждуете...» (Иак. 4:2). Поэтому, когда Иаков говорит: «Прелюбодеи и прелюбодейцы!» (Иак. 4:4), тема остается прежней. Апостол пытается объяснить нам нечто очень важное. Прелюбодеяние совершается тогда, когда я дарю любовь, обещанную одному человеку, кому-то еще. Духовное прелюбодеяние имеет место, когда я отдаю любовь, принадлежащую только Богу, кому-то или чему-то еще. Иаков указывает, что конфликты между людьми возникают из-за духовного прелюбодеяния! Я прелюбодействовал в своем сердце, когда строил планы на предстоящий вечер. Очень важно попять это! Мы не избавимся от гневных слов до тех пор, пока смиренно не признаем, что виновны в прелюбодеянии и идолопоклонстве, которые совершаются в наших сердцах.
Иаков поднял здесь очень важный вопрос. Возможно, его слова повергают нас в еще большее уныние, но тем не менее он указывает нам на единственно действенный способ решения проблемы общения. Евангельское обетование имеет больший охват, чем все современные методы и стратегии ведения разговора. Его цель – не просто временное затишье в словесной буре. Евангелие обещает ни много ни мало новое сердце, которое уже не находится в рабстве страстей и желаний греховной природы человека. Поэтому у Джима и Сью, у Пола и Луэллы есть надежда на подлинную и вечную перемену.
Как же происходит эта перемена? Нам нужно еще раз прислушаться к словам Иакова, который говорит: «Итак покоритесь Богу...» (Иак. 4-7). Все начинается с сердца. Мы должны отречься от идолов, заменивших нам Бога, и всей душой обратиться к Нему, так чтобы наши слова показывали, что нашим сердцем управляет только Бог. Иаков учит, что эта перемена проявляется [66] двояко. Нам следует «очистить руки» (Иак. 4:8), то есть наше поведение должно измениться. Должны измениться, если необходимо, и сами слова, и тон, с которым мы их произносим. Однако этого недостаточно. Иаков также призывает: «...исправьте сердца...» (Иак. 4:8). Наши мысли и побуждения должны стать иными. Должны измениться как содержание, так и манера ведения наших разговоров, и эта перемена должна коснуться всей сферы управления нашими сердцами.
Ужасная подмена
К тому времени, когда я вошел на кухню в тот воображаемый день, во мне уже произошла перемена. Сам того не осознавая, я заменил благодарность Богу и любовь к своей жене поклонением самому себе и требованием, чтобы жена служила мне. Я вернулся домой, не желая провести тот вечер без супруги. Мной руководило не желание, от которого я мог бы легко отказаться и которым мог бы прославить Бога, а требование, которое ощущалось мной как настоятельная потребность. Я ничуть не сомневался, что Луэлла с радостью примет мое предложение и тотчас же побежит наверх переодеваться. Когда же жена без особого энтузиазма восприняла мои слова, я сразу разозлился на нее и стал делать все от меня зависящее, чтобы она уступила моей прихоти. Мой гнев обрушился на человека, еще недавно бывшего объектом моей любви. При этом причиной гнева стала не Луэлла, а мои идолопоклоннические желания. Сами по себе эти желания не были греховными. Однако, овладев моим сердцем, они заняли место Бога и начали управлять мной. Хотя мои слова были эгоистичными, гневными и с их помощью я пытался манипулировать женой, более серьезная проблема заключалась в том, что они были идолопоклонническими.
Первая глава Послания к Римлянам (ст. 25) поясняет этот вопрос: «Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь».
В данном отрывке слово «заменили» – ключевое. Оно поясняет, что такое грех. Сердцу каждого грешника присуща тенденция заменять поклонение и служение Творцу поклонением и служением творению. Стремление к поклонению свойственно всем людям, но очень важно, кому или чему мы поклоняемся. Суть идолопоклонства в том, что поклонение, которое должно воздаваться только Богу, воздается Его творению или чему-то, имеющему отношение к творению. Это может быть страстное желание [67] любви, уважения, признательности или похвалы. Это также может быть человек, должность, финансовое положение или жилищные условия. Все что угодно может занять место Бога и стать объектом поклонения.
В своем сердце каждый грешник постоянно стремится уклониться от поклонения и служения Богу, что приводит его к поклонению и служению творению. Человек может идти на поводу у этого стремления постоянно, и тогда всю его жизнь можно охарактеризовать как сердечное идолопоклонство. Или же он может становиться идолопоклонником лишь на короткое время, как в истории, с описании которой началась эта глава. В таком случае желание порабощает человека лишь на несколько часов, но и этого бывает достаточно, чтобы натворить много бед.
С чем связано общение
Сейчас мы рассматриваем основные причины, по которым идет война слов. Писание говорит нам, что, если мы хотим, чтобы наше общение реально и надолго изменилось, мы должны начать меняться изнутри. Только победив идолопоклонство внутри себя, мы избавимся от идолопоклоннических слов. В первой главе мы упомянули, что Бог является Господом и Творцом человеческого языка. Все наши слова должны произноситься в соответствии с Его замыслом и для Его славы. Если это не так, значит, мы виновны в идолопоклонстве.
Библейская мудрость снова приходит к нам на помощь. Фарисеи, пытаясь уловить Христа, спрашивали Его о том, какая наибольшая заповедь в законе. Его ответ является одним из самых ярких и выразительных высказываний во всем Писании (см. Мф. 22:37–40). Христос говорит, что все учение Библии можно свести к двум положениям: необходимо любить Бога и необходимо любить людей. При этом мы должны обратить внимание на последовательность заповедей Христа, что очень важно. Любовь к Богу является основанием для всего остального. Если вы не любите Бога больше всего на свете, то не сможете любить ближнего как самого себя. Любой недостаток любви к ближнему, будь-то в словах или делах, отражает недостаток вашей любви к Богу (см. 1 Ин. 4:7–21). Вот почему Иаков говорит, что вражда между людьми происходит из-за духовного прелюбодеяния.
Слова Иисуса указывают на одну принципиальную ошибку, которую церковь часто совершает, когда пытается решить пробле-[68]-мы общения. Христос говорит, что в Божьей «картотеке» есть два отделения: одно называется «любовь к Богу», а другое – «любовь к ближнему». Все учение Писания можно разложить по этим двум отделениям. Наша ошибка состоит в том, что мы рассматриваем вопрос общения между людьми так, как будто он имеет отношение исключительно ко второму отделению. Решая коммуникативные проблемы в сфере брака, семьи, воспитания детей, дружбы, общественной и церковной жизни, мы слишком часто обращаемся непосредственно к библейским заповедям и принципам, касающимся данной темы, не исследуя тех стихов в Писании, где говорится о человеческом сердце. Поступая так, мы пренебрегаем главным. Именно на сердце надо обращать внимание в первую очередь, если мы хотим исполнять Божьи заповеди. Слова, произносимые в соответствии с Божьим стандартом и замыслом, всегда берут начало в сердце того человека, который любит Бога превыше всего и поэтому желает излучать любовь, общаясь со своими ближними.
Общение всегда связано как с любовью к Богу, так и с любовью к человеку. Если мы не определим для себя, что же мы по-настоящему любим и что же на самом деле управляет нашим сердцем, то никогда не сможем разговаривать друг с другом так, как Бог заповедал нам. Мы обязаны начать с сердца, потому что, как сказал Христос в шестой главе Евангелия от Луки, «от избытка сердца говорят уста». Иаков указывает, что мы ссоримся и враждуем из-за того, что нас порабощают желания. При помощи слов мы приобретаем и сохраняем то, что действительно важно для нас, то, чего мы по-настоящему желаем и для чего живем. Чтобы идолопоклоннические слова могли превратиться в слова, воздающие славу и честь Богу, нам необходимо начать со смиренного исследования собственных сердец. Чему или кому мы служим на самом деле?
Какие чувства вы испытываете, читая эти страницы? Возможно, вы думаете: «Ну, ты даешь, Пол! Раньше у меня была всего одна проблема, а теперь целых две! Я и не думал, что мои гневные слова направлены против Бога. Это приводит меня в уныние!» Не отчаивайтесь. Бог не показывает нам, что творится в нашем сердце, только для того, чтобы смутить и обескуражить нас. Обличая нас в грехе, Он являет нам Свою величайшую любовь. Он обещал довести начатое до конца, поэтому Он не допустит, чтобы наше сердце находилось в рабстве. Он действует в каждой ситуации, чтобы мы познали свободу, которую Он приобрел для нас Своей смертью. Поэтому Он обличает не только плоды нашего гре-[69]-ха (плохие слова), но и сам корень греха (идолов нашего сердца). Сознание собственной греховности является признаком того, что мы возлюбленные дети Божьи. А это означает, что мы не только получили прощение за свои грехи, но и постепенно избавляемся от них.
Не падайте духом! Ваш Искупитель пришел, чтобы помочь вам. Он всегда сражается на вашей стороне, так что вы можете выиграть войну слов.