Открытое славословие и публичное исповедание
"Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе. Поклоняюсь пред святым храмом Твоим, и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою; ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего. В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость"
(Пс. 137:13)
Тому, кто поклоняется единому живому и истинному Богу, очень тяжело видеть, как другие люди погрязают в идолопоклонстве. Невозможно без возмущения смотреть на человека, поклоняющегося даже не своим рукам, а что еще хуже - вещи, которая создана этими руками и которая поэтому в любом отношении должна быть ниже его самого. Подобно тому как в Содоме праведная душа Лота содрогалась от грязных деяний жителей этого падшего города, так и праведная душа Давида содрогалась при виде множества господствующих и множества богов, которым кланялись его ближние. Точно так же и мы, пока живем в этом мире, будем часто страдать, замечая, как люди отворачиваются от живого Бога, как забывают Его истину, как воздвигают свои мысли на место мыслей Бога и бесчестят Святое Писание, считая, что их собственные суетные суждения способны сравниться - если даже не превзойти - откровение Божие. И здесь нашим ориентиром становится Давид; то, что он делал перед языческими идолами, есть в значительной степени то, что должны делать мы перед лицом обступивших нас повсюду разного рода лжерелигий и заблуждений. Вы, дорогие читатели, не можете любить правду, если не возненавидите ложь. Я и гроша не дам за вашу любовь к истине, если рядом с ней не стоит искренняя ненависть к заблуждению. Я взял наш сегодняшний стих в качестве наставления как лично для себя, так и для вас. То, что от всего сердца делал Давид, человек, который любил Иегову, единственного истинного Бога, должны делать и мы, если действительно любим Господа Иисуса Христа и все те великие истины, которые неотделимы от Его славной Божественности и Его искупительной Жертвы.
1. Как же мы будем поступать? Мы будем стараться поступать точно так, как поступал Давид, а это значит, что мы прежде всего будем ВОСПЕВАТЬ ВСЕМ СЕРДЦЕМ СЛАВОСЛОВИЕ: "Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе". Такой поступок кажется очень неожиданным. Перед нами человек, негодующий на этих лжебогов, и по всем предположениям он должен бы был ступить в спор об истинном Боге и броситься на защиту Иеговы, но он не делает ничего подобного. По крайней мере не это он делает прежде всего, но он сразу же начинает славить Бога и громко воспевать Ему хвалу: "Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе".
Необычным было это действие, но тем не менее весьма мудрым, потому что песнь его была прежде всего открытым выражением его презрения к ложным богам. Какое ему дело до того, что собственно они собой представляют? Люди называют их богами, так и он - в данном конкретном случае - тоже называет их богами, но начинает воспевать не им, а своему живому и истинному Богу. Высоко льется голос, возвышенно звучит мелодия, он поет псалом, и тема его песнопения: "Славен Ты, Иегова". И он совершает это перед лицом всех рукотворных богов и их поклонников, как бы говоря: "Мне они так безразличны, что я нисколько не обеспокоен ими. Я пел Иегове и всегда буду петь. Я исполнялся святой радостью и намерен исполняться ею и дальше. Эти языческие боги ничтожны, но наш Бог сотворил небеса, и потому я не отниму у Него Его славу и не нарушу полноту принадлежащей Ему хвалы тем, что хоть на миг обращу внимание на этих деревянных и каменных истуканов". Со стороны Давида такое поведение было весьма мудрым, и оно было также весьма великодушным, так как не в словах изливает он презрение на идолов, но демонстрирует это презрение путем прославления единственно Иеговы. Давайте же поступать точно так, возлюбленные. Не отчаивайтесь из-за тех, кто отвращается от истины и ходит своими превратными путями. Как можно настоятельнее предостерегайте их, но помните совет, данный нам Давидом в другом псалме: "Не ревнуй злодеям". У вас есть более важное дело, чем "ревновать им", начинайте и никогда не прекращайте славить вашего Бога. Воспойте Ему как можно больше песен, и пусть великой радостью ликует ваше сердце. "Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их. Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им". Если Господь посмеется, то не будем же плакать. Если Он относится к ним с таким спокойным презрением, то давайте делать то же и все выше и выше поднимать свой голос к Тому, Чья милость основана навек и Чей престол утвержден так прочно, что все собранные вместе воинства земли и ада не смогут поколебать его хоть на миг. "Скажите народам: Господь царствует!" "Господь восседал над потоком, и будет восседать Господь царем вовек". Посему да не изменит человеку сердце его, да изольют все любящие Господа свое радостное поклонение Всевышнему, проявляя этим свое презрение к Его врагам. Мне нравится принятая Давидом стратегия борьбы с идолами путем непрестанного прославления Бога всем сердцем потому что, далее, в ней выявляется ею крепкая вера в истинного Бога. По-моему, нет лучшего способа, каким он мог бы проявить свою уверенность в Иегове, чем этот. Он уже излил свое презрение на ложных богов, и теперь его спокойное, блаженное пение свидетельствует о его глубоком благоговении перед Всевышним и убеждает людей, что, если они сомневаются, то он - нет, если они злословят, то он знает, как тщетно их злословие. Это доказывает им, что по крайней мере есть один человек, который имеет истинную веру в Бога, ибо он стоит твердо, как скала, недвижная в бушующем море. Он непоколебим, более того, в нем хватает безмятежности духа, чтобы не прекращать свое песнопение, но продолжать петь, и петь тем громче, чем сильнее рев моря. Чем пронзительнее крики буйных идолопоклонников, тем громче провозглашает он свою святую радость и непоколебимую уверенность в своем Боге. Истинная вера - одна из самых лучших проповедей. Тот, кто
"в бедах и скорбях спокоен,
славы и венца достоин",
тот своим внушающим доверие спокойствием сделал для ободрения робких больше, чем если бы он был самым красноречивым из людей, который с великим неистовством призывал бы всех поверить в Бога. Слава Богу, вера так же заразительна, как и неверие, и если
"одна паршивая овца
паршой отравит всех",
то есть и другая сторона этой истины. Один искренне верующий способен укрепить всех и сделать их "крепкими в Господе и в силе Его могущества". Тот, кто способен петь, идя на битву, тот, став вождем, без сомнения увлечет за собой группу героев-последователей. Тот, кто способен петь во время кораблекрушения, без сомнения вселит мужество в каждого члена команды, так что все будут трудиться изо всех своих сил, чтобы спасти судно, и, если это возможно, благополучно доставить его в гавань. Так пой же, брат, пой, сестра, потому что это докажет твою детскую уверенность в Боге, твое безоговорочное упование на Него. Это второе положительное свойство образа действия Давида.
Следующее состоит в том, что непрестанными славословиями Иегове перед идолами он заявил о своей всепоглощающей ревностности о славе Божией. Ему не нужно было вставать и говорить: "Я люблю Господа всем сердцем". Послушайте, как он воспевает: "Я славлю Тебя всем сердцем моим", посмотрите, сколько силы вкладывает он в каждое слово. Прислушайтесь к этой радостной песне: по одному звучанию его голоса можно понять, что хвала Иегове льется из самого его сердца, из самой его глубины. Он вдохновенен, он исполнен уверенности. Если бы он сомневался в Иегове, он не мог бы так петь; и он бы не пел так, если бы он был только тепл. Но так как песня исходит из самого его сердца, то его противники говорят себе: "Наши усилия ничего не дадут, мы никогда не отвратим этого человека от веры". Они один за другим отстанут от него, зная, что нападать на такого твердого верующего -безнадежное дело. Тот, кто всем сердцем славит Бога, похож на охваченного пламенем человека, он страшен для врагов Всевышнего. Когда великая испанская армада изготовилась внезапно обрушиться на английское побережье, наш храбрый адмирал Дрейк взял несколько небольших кораблей и поместил их в место, откуда ветер мог гнать их прямо на испанский флот. Он заполнил трюмы горючим веществом и поджег суда. Они не нуждались в его управлении, так как ветер гнал эти корабли-факелы прямо на испанские галеоны, которые плавали, высоко выступая из воды открытой со всех сторон громадой. Вскоре эти огромные неповоротливые монстры начали вспыхивать один за другим, и великая победа была одержана без единого выстрела. Сходным образом мне хочется, чтобы раскаленный докрасна христианин, наполненный песнопениями и славословиями Иегове, так же врывался, влекомый силой Святого Духа, прямо в гущу противников истины. Они не могут с ним справиться, они не знают, как подступиться к горящему человеку. Если бы он начал с ними спорить, они опрокинули бы его своей логикой; если бы он в них выстрелил, они бы ответили ему тем же, но он не делает ничего подобного. Он просто горит и полыхает во славу Божию, и это есть самый эффективный метод ведения войны с врагами Господа. Представьте, братья, если бы ваши сердца воспламенились, горя и пылая несокрушимой убежденностью в том, что Евангелие - истина, что Бог неба и земли - единственный живой и истинный Бог, и что искупительная Кровь Божественного Спасителя - единственная надежда виновных грешников: тогда вы могли бы совершить для Бога великое дело. Не допускайте же в свои души никаких сомнений, веруйте глубоко и самозабвенно, с непоколебимой уверенностью; и затем в радостной уверенности воспойте славословие Иегове. Те, кто ненавидит истину, не будут знать, как поступать с вами, и они, вероятно, поживее уберутся с вашей дороги. Но если не уберутся, тогда, возможно, вы зажжете их своим огнем и, может быть - милостью Божией - испепелите их некоторые заблуждения и введете их в состояние ужасного замешательства и тревоги, если они все же решат бороться против Господа Саваофа.
Это был мудрый расчет Давида - пробраться в среду языческих богов и воспеть славу Иегове. Его не могли понять, но все равно его пение действовало на всех. Если бы он мог пройти через какой-нибудь храм, где были бы собраны все языческие боги, и если бы он спел там слова нашего величественного Славословия:
"Хвалите Бога - Он нам жизнь дает!
Хвалите все, кто дышит и живет!
Хвалите в небесах и на земле,
при свете дня и в непроглядной тьме!
Хвалите - пусть вольется громом в ухо!
Отца и Сына и Святого Духа!",
то я бы не удивился, если бы старый Дагон рухнул на землю, и если бы Амон, Милком, Ваал, Астарта и все другие мерзости язычества пали ниц при звуках этого могучего песнопения, хвалящего Иегову. Так что, если мы хотим свергнуть идолов нашего времени, давайте подражать мудрому образу действия, представленному нам псалмопевцем.
Я полагаю также, что Давид был совершенно прав, воспевая всем сердцем перед идолами, потому что это было его щитом от всех опасностей, куда бы он ни шел. Рискованное занятие - ходить среди нечестивых. Это то же самое, что дышать зараженным воздухом или проходить через палаты прокаженных. На человека может подействовать отравляющая атмосфера, и он может заразиться смертельной болезнью. Но если вы весь день всем сердцем славите Бога, то можете уверенно идти в любое место, куда бы вас ни позвал долг! О! Вы можете оказаться в когтях самой смерти и остаться невредимым, потому что атмосфера славословия будет лучшим обеззараживающим и дезинфицирующим средством везде, куда бы вас ни послал Господь. Во все то время, что вы прославляли Бога и превозносили Его святое имя, к вам не мог подступиться ни один враг. Вспомните, как войско Иосафата одержало победу в долине Благословения. Их противник оказался разбитым тогда, когда они начали славословить Бога. Вспомните также, как Павел и Сила освободились от оков, когда в полночь они воспели Бога. В тот час содрогнулась темница, разорвались цепи, раскрылись все двери, потому что там, где люди способны воспевать Иегову, там обязательно присутствует свобода. Там, где самозабвенные певцы непрестанно превозносят Всевышнего, там падают оковы и сотрясаются основания тюрем. Поэтому, дорогие друзья, не забывайте поддерживать в себе дух славословия.
Я знал когда-то одного бедного рабочего человека. Это был методист крепкой старой закалки. Где бы я ни встретил его, когда бы ни заговорил с ним, никогда не было такого, чтобы он не пел. Он вставал на свою крестьянскую работу в полшестого утра и, пока одевался, он пел. Он пел, когда натягивал свои простые брюки, пел, когда одевал свою рабочую блузу, пел, когда спускался вниз, пел, когда шел по улице, и весь день, когда он был на своей работе, он пел. Он прерывал свое пение на время моей проповеди, но, казалось, что он вот-вот запоет, и то и дело раздавались его восклицания: "Аллилуйя!" или "Славьте Господа!" Он был настолько преисполнен благодарностью к Богу, что подчас вынужден был выражать свои чувства даже тогда, когда предпочтительнее было бы соблюсти тишину. Это был один из самых святых людей, которых я когда-либо знал, и его искренние кротость, непорочность и блаженность я во многом объясняю выработавшейся у него привычкой постоянно воспевать хвалу Богу. Он работал рядом с теми, у кого была привычка сквернословить, но он продолжал петь, и через некоторое время они начинали осознавать, что, сквернословя, они поступают плохо. Он находился в среде тех, кто пил, но он не прекращал петь, и каким-то образом даже у таких людей он пользовался определенным уважением. И так было со всеми, кто его знал. Хозяин старался поставить его там, где ему с его возрастом было бы легче трудиться, и все любили его.
Я всегда хотел, чтобы он стал баптистом. Это было бы последним штрихом, который сделал бы его совершенным, и тогда мы потеряли бы его, потому что все святые люди сразу же уходят на небо. Но если я заговаривал с ним на эту тему - а я иногда это делал, - разговор длился не долго, он начинал петь и приглашал меня присоединиться к нему, что я с радостью делал. Он вел блаженный образ жизни. Я желаю, чтобы все вы и я смогли подняться до этого уровня. Возможно кто-то скажет: "Этот добродетельный человек был блаженной, благословенной душой, но он все же был очень ребячлив". Может быть, но мне бы хотелось быть точно таким. Я считаю, что он был не ребячлив, но что он был как дитя, постоянно славящее Бога, как счастливое, весело распевающее дитя. Вы ведь знаете, дорогие друзья, что можете славить Бога во время любых ваших дел. Вы можете сидеть дома с иглой в руках или выйти в сад с мотыгой и в то же время славить Бога. Братья и сестры, мы и наполовину не возносим должной хвалы Богу. Я уверен, дьяволу было бы намного хуже, если бы мы начали больше славить Бога. Мы конечно же не обязывались оберегать его покой, а потому будем, пока живы, воспевать Господу и препятствовать дьяволу в его черном деле. Поскольку он не терпит ни мелодий, ни песнопений, восхваляющих Иегову, то пусть побольше услышит и того и другого. Давайте постоянно делать то, что провозглашал Давид: "Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами (иначе говоря, перед дьяволами, перед королями и нищими, перед пьяницами, перед сквернословами, перед любым и каждым) пою Тебе".
Итак, это было первой частью действий Давида - он всем сердцем славил Иегову.
2. Второе, что он делал, - это ПОКЛОНЯЛСЯ СОГЛАСНО ПРАВИЛУ, КОТОРЫМ ВСЕ ПРЕНЕБРЕГАЛИ. Даже в присутствии тех, кто воздвигал идолов и создавал лжеучения, он возвещал Иегове: "Поклоняюсь пред святым храмом Твоим".
Одни говорили: "Поклоняйтесь так". Другие: "Поклоняйтесь этак". В наши дни некоторые говорят, что Ветхий Завет не богодухновенен и что в Пятикнижии Моисея есть много такого, что вызывает сомнения. Некоторые идут в поклонении одним путем, некоторые - другим, своего собственного изобретения, но если мы того же духа, что и Давид, то мы скажем Господу: "Поклоняюсь пред святым храмом Твоим". Пусть каждый имеет свой собственный способ поклонения, если ему так угодно, но, братья, что касается меня, то я говорю Господу вместе с Давидом: "Поклоняюсь пред святым храмом Твоим".
Меня восхищает это заявление, во-первых, потому, что оно представляет собой мирный способ отвержения всякого произвольного поклонения. "О, - говорит кто-то, - я решил поклоняться Богу всеми видами зрелищных мероприятий, обрядов, цветов и внешнего убранства". Другой говорит: "Я намерен поклоняться Богу в уединении на лоне природы и вообще не собираюсь общаться с Его народом". Ну что ж, вы идете своими путями, но я отвергаю их все, ибо мой путь - это поклоняться пред святым храмом Божиим - это тот путь и тот способ, которым апостолы и первые христиане поклонялись Христу, не оставляя собраний своих, как есть у некоторых обычай; способ, которым они ободряли собственные сердца и сердца своих братьев по вере -гимнами, псалмами и духовными песнопениями; способ, которым они говорили, как Дух давал им возвещать; способ, которым они собирались вокруг стола Вечери Господней, чтобы вспомнить Его великую любовь к ним. Вы можете идти и утверждать какие угодно новшества, но я буду держаться пути, о котором сказано:
"О, этот старый добрый путь,
которым шли отцы".
И я полагаю, что каждое истинное дитя Божие сделает свое личное заявление Господу: "Поклоняюсь пред святым храмом Твоим". Что же подразумевал Давид под словами: "святым храмом Твоим"?
Храм, как и скиния в пустыне, прообразно символизировал восхитительную личность нашего Господа Иисуса Христа. Ни шатер в пустыне, ни храм на горе Сион сами по себе ничего не значили, но это были просто места, где Бог особенно благоволил открываться. Сегодня, в наши дни, храм Иеговы - это Тело нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, которое Он Сам выразительно назвал "храмом". Пусть другие, если им хочется, поклоняются святым и ангелам, но мы будем поклоняться воплощенному Христу и только Ему. Пусть другие поклоняются Человеку, считая Его не более чем Человеком, мы же будем поклоняться Христу как Богу. Совсем недавно я был рад петь вместе с вами:
"Иисус, о мой Господь!
Пока я жив, я свято буду чтить
Тебя как прежде! Ведь Ты
не омрачишь моей души
и никогда не дашь уйти надежде".
Иисус не только мой Спаситель, но Он также мой Бог, и мои молитвы будут представлены Отцу через Него и приступят ко Всевышнему через личность Богочеловека, Посредника между Богом и людьми, Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. И я буду поклоняться этому храму - личности Сына Божия и Богу Сыну.
Но храм был также местом жертвоприношений, и нам следует славить Бога правильно, поскольку мы уповаем на эту единственную великую Жертву. О, как много в наши дни тех, кто отрицает великую истину искупительного страдания, заместительной жертвы Христа на Голгофе, утверждая, что Он наш Образец для подражания, но не Совершитель умилостивления и примирения ценою собственной Крови. Не обращайте внимания на этих людей и не вступайте с ними в дискуссии, просто скажите: "Что касается меня, то я "поклоняюсь пред святым храмом Твоим". У меня нет другой надежды донести свои молитвы, как только через жертву Христа на кресте. Я могу быть уверен, что я принят Богом, только если я "облагодатствован в Возлюбленном". Поэтому я буду возносить только ту молитву, которая восходит к Богу кровавым путем заместительной смерти Христа. "Поклоняюсь пред святым храмом Твоим". С непоколебимой твердостью оставайтесь верными данному вами заявлению, и это будет лучший ответ, который вы можете дать идолам или дьяволам, а также любому, кто станет противиться Всевышнему.
3. Теперь обратим внимание на то, что сделал Давид в-третьих. От славословия и поклонения он перешел к ВОСХВАЛЕНИЮ КАЧЕСТВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ СПОР, тех самых качеств, которые подвергаются в настоящем веке сомнению. "И славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою".
Подлинный верующий должен славить Бога прежде всего за Его милость, и за эту милость в ее универсальности. Некоторые говорят, что Бог, Которого мы проповедуем, не может быть Богом любви, потому что Он обрекает неверующих на нескончаемую муку. Если они отвергают Его Сына, Он не оставляет им никакой надежды в загробной жизни, кроме того что они будут навечно отвержены от лица Его и лишены славы силы Его. "Да обратятся нечестивые в ад, все народы, забывающие Бога". Есть проповедники, которые затушевывают и пытаются скрыть эту трагическую истину, или же, касаясь ее, они говорят так, будто уста их сделаны из бархата. Я не буду этого делать. Божией милостью я никогда не буду этого делать. Для меня в Боге достаточно любви, и мне не понадобится творить другого бога, чтобы я мог поверить в его милость. Мое сердце радо славить Того Самого Иегову, Которому воспевает псалмопевец: Того, Кто "поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его; и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его; рукою крепкою и мышцею распростертою, ибо вовек милость Его; разделил Чермное море, ибо вовек милость Его; и провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его; и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его". Я абсолютно уверен, что Он никогда не приводит в исполнение Свой приговор с суровостью, которая озадачила бы здравый ум, и в тот последний великий день, когда вся эта эпоха завершит свое существование, глазам откроется, что "Бог есть любовь". Сейчас мы можем оказаться и не в состоянии увидеть это, и, возможно, Он кажется нам, как сказал Давид в одном из своих псалмов, "Странным в великом сонме святых". Иегова самолично возвещает, что Он есть Бог-ревнитель и ни за что не оставит грешника без наказания. Есть много таких, кто относится к этому критически, но наступит день, когда будет возвещено все. Когда завеса поднимется, то к удивлению всех Божиих тварей станет очевидным, что Он совершал самое лучшее, самое мудрое и самое благое из всего, что только могло быть совершено, и поэтому, хотя и не все Его действия в отношении сынов человеческих доступны моему пониманию, я все равно верю, что все они правильны, и за милость Его я буду славить имя Его.
Здесь есть одна особенность, обязывающая нас рассматривать милость Божию в ее конкретной направленности. Многие оспаривают эту великую истину, которая представляется мне самоочевидной - что Христос Сам должен выбрать Себе супругу; им хочется, чтобы дело выбора для Него невесты было доверено им. Они хотят, чтобы по отношению к свободной воле человека Бог находился в положении лакея и чтобы без позволения человека не осуществлялось ни одно из Его намерений. Они считают, что великий Творец должен сидеть и ждать, пока Его творение позволит Ему быть милостивым. Но что касается нас, возлюбленные, то мы преклоняемся перед великой истиной о Его избирательной любви, мы восхищаемся всевластием Его благодати, и мы радостно осознаем, что среди жителей поднебесного мира Он поступает так, как считает нужным, и, как говорит Павел, распределяет милость Свою "по изволению воли Своей". Вместо того, чтобы спорить с идолами или дьяволами, мы всем сердцем начинаем воспевать особую любовь Бога к Его избранным и благоволение, которое питает Он к тем, кто уповает на Него. Мы не можем найти лучшего применения нашему времени: споры и дискуссии могут оказаться пустой тратой сил и могут угасить наш дух, но благословлять имя Господа - благотворно для нас и служит Его чести и Его славе.
Я нахожу, что оригинал (нашего сегодняшнего псалма - П. П.) имеет еще одно значение: "Восславлю имя Твое за благодать Твою и за истину Твою". Разве не благословение - всегда иметь на устах слово "благодать"? "Благодать". Разве это не одно из самых прекрасных слов, которые Бог когда-либо позволял произносить устам человеческим? И мы часто говорим "дарованная благодать", даже если кто-то говорит нам, что это тавтология. Если одного удара молота недостаточно, мы нанесем два. Если люди не понимают, что означает слово "благодать", мы назовем ее "дарованной благодатью" и восхвалим и превознесем имя Господа за то, что в нашем языке есть два этих слова: "дарованная благодать". Другое свойство, за которое Давид намерен славить имя Господа - это истина Божия. Нашему сердцу бывает больно, когда мы видим, как люди кромсают истину Божию. Одни выбрасывают одну часть Библии, другие отвергают другую. Один из наших мудрецов говорит: "Я отказался от всего Ветхого Завета и от значительной части Нового". Но, сэр, вы с таким же успехом могли бы отказаться и от всей Библии, потому что по всей вероятности вы не имеете ни части, ни участия в ней, иначе бы вы так не говорили. Те господа, которые хотят исправлять Библию, на самом деле сами нуждаются в исправлении: в большинстве случаев проблема заключается именно в этом. Если бы благодатью Божией они были обращены ко спасению, то они любили бы каждую букву Книги, начиная от Бытия и заканчивая Откровением, и находили бы в ней пишу для своих душ. Но им недоступен ее глубинный смысл, и потому они пренебрегают Писанием, как если бы оно было для них лишь некоей внешней формой, и я очень боюсь, что для слишком многих из них оно не представляет из себя ничего иного. Но что касается нас, то мы будем хвалиться Божией истиной - исторической точностью каждого слова этой благословенной древней Библии, абсолютной правдивостью всего, что в ней написано, несомненностью исполнения каждого обетования и каждой угрозы, которые содержатся в этой Книге, и более того, абсолютной верностью каждого неисполненного пророчества, являющегося таким же несомненным, как сама несомненность. Именно здесь и на этом мы стоим. Мы верим в полную дословную богодухновенность Слова со всеми присущими ей трудностями, потому что в этой доктрине нет и половины тех трудностей, имеющихся в любом другом виде вдохновения, который только может вообразить себе человек. Если эта Книга не есть подлинное твердое основание нашего вероисповедания, то на чем нам тогда строить? Если Бог солгал, то где же мы, братья? И если эта Книга, за которую проливали кровь мученики и которая была нашим вторым дыханием в темнице и на смертном одре, если эту драгоценную Книгу, которая сегодня прижата к сердцу многих умирающих святых, у нас попытаются вырвать, здесь не обойдется без борьбы, и в этой борьбе мы, если потребуется, положим свои жизни. Мы никогда не откажемся от Библии, мы будем любить ее в жизни и в смерти, и будем неизменно верить, что она, насколько могут понять наши несовершенные умы, является великим и совершенным откровением милости и истины Божией, и за это будем хвалить и благословлять Его святое имя. Это то, что обещал делать Давид, и я советую всем верным святым делать то же самое.
4. И в-четвертых, было еще одно, что намеревался сделать Давид, а именно, ПРЕВОЗНЕСТИ СЛОВО БОЖИЕ ДО САМОЙ ВЫСОЧАЙШЕЙ СТЕПЕНИ. Он говорит так: "Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего". Наш стих настолько велик, что для его истолкования мне потребуется полдюжины вечеров, так что мне удастся лишь кратко коснуться того, что я рассказал бы вам, если бы у меня было достаточно времени.
Имя Божие, дорогие друзья, в определенной мере раскрывается в природе. Это имя можно прочесть в провидении, но Давид говорит нам здесь, что слово Свое Господь поставил превыше всякого Своего имени. Это значит, что откровение соделано Богом как нечто, бесконечно превосходящее и творение и провидение, потому что оно прежде всего более ясное. Если человек создает великолепные картины, то я, даже никогда не видя этого человека,-могу, глядя на них, получить о нем некоторое представление. Но если он напишет мне письмо и в этом письме расскажет о том, что у него на сердце, то из его слов я узнаю о нем больше, чем из его произведений; так и в некоторых местах Библии о Боге сказано больше, чем во всей Вселенной. Если бы наука достигла полноты своего знания, то и тогда в ней не было бы столько истинного света, сколько его содержится в одном-единственном стихе Писания, потому что лучший свет - в Слове. Существует также и другой свет; но он есть то же, что лунный свет по сравнению с солнечным. Бог возвеличил Свое слово - за его ясность - превыше всякого другого способа проявления Своего имени и существа.
Оно не только более ясное, но также и более верное. Если мы исследуем Божий миры, то один человек видит в них одно, а другой - другое, но если вы исследуете Слово Божие и в вас живет дух детской простоты и искренности, то вы увидите в нем то же, что увидит другой, такой же по-детски искренний человек. Если вы дитя Божие, то вы увидите то, что видят в нем другие дети Божий, и среди святых почти не бывает разногласий в восприятии великих основополагающих истин, извлекаемых из Слова Его. Вся Вселенная неспособна вместить отражение Бога в полноте Его славы. Если Он всмотрится в сотворенное Им великое и обширное море, то этой зеркальной глади хватит лишь на то, чтобы отразить только часть Его славы. Предположим, Бог явил бы Себя полностью в природе, тогда мы скоро увидели бы, как под тяжестью Божества подламываются оси колеса творения. Только откровение может явить нам Его в истине.
Далее, Слово Божие более долговечно, чем все Его остальные дела. Откровение Бога в природе не обладает уникальностью. Если Он сотворил один мир, то может сотворить и другой; если Он сотворил одну вселенную, то может сотворить и пятьдесят вселенных. Но после того, как Он дал нам одно совершенное откровение Своей воли, Он никогда не даст другое; то одно остается единственным. Все, что Бог явил нам в книге природы, прейдет. Наступит день, когда сами стихии, "разгоревшись, разрушатся", и подобно изношенной одежде все это материальное творение будет сброшено. "Но Слово Господне пребывает вовек". А это есть то Слово, которое вам проповедано, так что Бог возвеличивает Свое Слово тем, что делает его вечным. "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут".
Разве Господь не возвеличивает Свое Слово в ваших сердцах, дорогие друзья? Иногда в субботний день вам случается бывать на природе, и вами овладевает сладкое чувство покоя. Во время уборки урожая или светлым утром, когда взошло солнце, вас переполняет ощущение славы Божией, но тем не менее это сладкое чувство никогда не задевает сокровенные струны сердца так глубоко, как задевает их какое-нибудь место из Писания. Обетование от Бога прольет в вашу душу больше света, чем все красоты моря и земли. Я ни на миг не принижаю изумительную славу Бога, заключенную во всех Его делах, но все же я утверждаю, что в Своем Слове Бог виден лучше, чем во всех остальных Своих делах, и Он возвеличил Свое Слово превыше всякого Своего имени. Иногда говорят, что Писание нужно изменить, потому что ученые открыли то-то и то-то. Что ж, я хорошо знаю цену таким речам. За многие годы ученые наоткрывали многое, но проходит десять лет, и появляется некто, который открывает, что все они заблуждались. История так называемой философии - это история безумцев, и у сегодняшних философов не больше истины, чем у тех, которые жили пятьдесят лет назад. Эти люди выходят на авансцену, чтобы опровергнуть то, что утверждалось до них, и после того, как они утвердят свои взгляды и откланяются, на их место придет другая плеяда мудрецов, чтобы ниспровергнуть прежних. Все они "как трава, которая усыхает", но "Слово Господне пребывает вовек". Оно испытано в горниле земли, семь раз очищено и остается по-прежнему чистым металлом - этим мы будем хвалиться, и не будем постыжены.
5. Наконец Давид собирался ПОДТВЕРДИТЬ ВСЕ СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ОПЫТОМ. Свидетельство живого опыта - это лучшее, чем я могу завершить свое сегодняшнее поучение. "В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость".
Да, братья, говорят, что факты - вещь упрямая, и так оно и есть. И когда в отношении религии Иисуса Христа человек располагает каким-нибудь фактом, то этот человек становится упрямым. Человек, который привык молиться Богу и привык получать ответы на свои молитвы, человек, который ведет молитвенную жизнь и, следовательно, обогащается бесчисленными милостями, так отвечает людям, отрицающим действенность молитвы: "Говорите, что хотите, но вы не можете помешать мне в этом, потому что я каждый день проверяю и каждый день на собственном опыте убеждаюсь в том, что может совершить молитва". "Но ведь ты, - говорят они, - не избежал беды, ты молился, но не отвратил ее". Да, это так, но Бог вселил в мою душу бодрость, и как это великолепно, когда разум успокаивается, душа укрепляется, когда возрастает мужество, когда приходит уверенность, когда в душу вливаются глубокий мир и безмятежный покой. Все это - благословенный ответ на молитву, и до тех пор, пока Бог дает нам это, мы не можем оставить Его знамя или отрицать Его верность и Его истину. Пусть те, кто способен это сделать, меняют снега Ливана и чистый поток Божий на разбитые водоемы, которые не могут держать воды, или на грязные воды Египта, но мы не можем, не смеем и не станем этого делать. С Божией помощью мы будем твердо верить в силу молитвы. Мы испытали ее, мы убедились в ней, и ничто не поколеблет нашей уверенности в ее действенной силе. Дай же, Господи, каждому из вас, кто еще не познал этого, убедиться в этом самому, испытать это к сердечной радости и удовольствию, и тогда вы будете так же непоколебимо уверены в Нем до самого конца! Благослови вас Господь, во имя Христа! Аминь.
08 01 1899