Вера действует в настоящем
Дерек Принс
ВЕРА, КОТОРОЙ ЖИВ БУДЕШЬ
«Вот, душа надменная
не успокоится,
а праведный своею верою
жив будет»
(Аввакума 2:4)
Глава первая
ВЕРА И ВИДЕНИЕ
ВЕРА! Кто может полностью измерить или выразить тот потенциал, который заложен в этом коротком и простом слове – ВЕРА?
Чтобы лучше представить себе потенциал веры, давайте сравним два высказывания Иисуса:
...Богу же все возможно.
Матфея 19:26
...все возможно верующему.
Марка 9:23
В обоих высказываниях мы находим слова «все возможно». В первом отрывке они относятся к Богу; во втором — к тому, кто верит. Наверное, не так уж трудно согласиться с тем, что для Бога нет ничего невозможного. Но как принять то, что для верующего нет ничего невозможного? Тем не менее именно об этом говорит Иисус.
Что это означает практически? Это означает: то, что возможно Богу, через веру становится возможным и для верующего. Вера является тем каналом, который открывает для нас доступ к безграничным Божьим возможностям. Посредством веры все, что возможно Богу, становится также возможным и для нас. Поэтому неудивительно, что от начала до конца Библии постоянно подчеркивается уникальная и чрезвычайная важность веры.
Определение веры
11-я глава Послания к Евреям посвящена исключительно теме веры. И в 1-м ее стихе дается определение веры:
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Евреям 11:1
Этот стих констатирует два главных факта о вере. Во-первых, «вера есть осуществление ожидаемого». Учтем, что слово «осуществление» можно заменить однокоренным словом «сущность», которое точнее выражает смысл греческого оригинала – слова «хюпостасис». Буквально это слово означает «то, что находится под чем-то» или «является основанием чего-то».
Это же самое слово «хюпостасис» употребляется в Послании к Евреям 1:3, где мы читаем, что Иисус является «образом ипостаси» Бога. Смысл заключается в том, что Бог-Отец является той вечной, невидимой, основополагающей реальностью, видимым выражением которой стал Иисус Христос, Сын. Применяя это к определению в Послании к Евреям 11:1 мы можем сказать, что вера является той сущностью, основанием, фундаментом, без которого ожидаемое не может быть явлено видимым образом в нашем физическом мире. Вера является основанием, без которого ожидаемого не будет! Она реальна и весома.
Во-вторых, вера — это «уверенность в невидимом», она связывает нас с тем, что мы не видим.
Двумя стихами ниже автор снова подчеркивает связь веры со сферой невидимого:
Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
Евреям 11:3
Здесь Писание указывает на разницу между вещами, которые можно увидеть и которые нельзя увидеть, — между видимым и невидимым. Наши органы чувств связывают нас с видимым миром. Но вера выводит нас за пределы видимого, в невидимое — в ту основополагающую духовную реальность, из которой образована вся наша видимая вселенная, — в духовный мир.
Итак, вера связана с двумя вечными невидимыми реалиями: Самим Богом и Его словом.
В обычной жизни мы употребляем слово «вера» в самых различных контекстах. Мы верим газете, лекарству или политическому деятелю. Но в Библии под верой подразумевается нечто иное. Библия подчеркивает уникальную связь веры с тем, что нельзя увидеть естественными глазами: во-первых, с Богом, а во-вторых, с Божьим словом.
Верою, а не видением
Во 2-м Послании к Коринфянам Павел подчеркивает разницу между верой и видением (естественным восприятием):
...ибо мы ходим верою, а не видением...
2 Коринфянам 5:7
Если в своей повседневной жизни мы привыкли воспринимать только то, что видят наши естественные глаза, то мы не движимы верой. Если же мы ходим верою, то мы не будем руководствоваться только тем, что видят наши глаза — мы будем видеть дальше. Иодно исключает другое.
Это противоречит нашему естественному мышлению. Естественный человек говорит: «Чтобы поверить, мне нужно увидеть». Бог меняет порядок: «Чтобы увидеть, тебе необходимо поверить!»Этот принцип настолько важен, что мы обратимся к некоторым отрывкам Писания, которые иллюстрируют его. В Псалмах Давид говорит:
Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
Псалом 26:13
Что на первом месте: вера или видение? — вера! То, что истинно для Давида, истинно для всех нас. Если мы не уверуем, что увидим благость Господа, то можем потерять надежду. И наоборот, от безнадежности нас спасет не то, что мы видим, а то, во что мы верим.
Вот что говорится о Моисее в Послании к Евреям 11:27:
Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского; ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
Ничто в видимых обстоятельствах, которые сложились в то время вокруг Моисея, не могло дать ему надежды и ободрения. Но не смотря на все, что было против него, он «был тверд», потому что был способен «как бы видеть Невидимого». Как это ему удавалось? — он смотрел верой. Вера дает нам способность «видеть» невидимое и, таким образом, быть твердыми, когда в видимом мире нет ни надежды, ни ободрения.
Обратимся к описанию воскресения из мертвых Лазаря, в Евангелии от Иоанна 11:39-40:
Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
Здесь Иисус требует от Марфы то, что Он требует от всякого, кто желает увидеть славу Божью. Мы должны «верить, что увидим». Наша вера не основывается на том, что видят наши глаза. Мы сначала верим, а затем, в результате веры, — мы видим. Вера предшествует видению.
Здесь заключается основной конфликт между ветхой и новой природой. Ветхая природа движима тем, что она видит, так как она управляема душой и живет органами чувств. Бог освободил нас от этой ветхой природы и предлагает оставить старый образ жизни. Он дал нам новую природу — оживотворил наш дух. Мы можем быть движимы духом, можем воспринимать невидимое через дух. И то, что мы не видим своими глазами, мы можем познавать и воспринимать через свой дух. Мы можем ходить верой, а не видением.
Во 2-м Послании к Коринфянам Павел еще раз бросает нам вызов и говорит о разнице между видимым и невидимым:
Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
2 Коринфянам 4:17-18
Здесь Павел допускает сознательный парадокс, он говорит: «когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое». Как мы это делаем? — только верой!
Слово «когда» является очень важным: «страдание наше производит... вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое...» Здесь подчеркивается тот же урок, который усвоил Моисей в своем испытании: согласно Божьему провидению, страдание является полезным для верующего. Оно формирует и укрепляет наш характер и подготавливает нас к предстоящей вечной славе. Но страдание идет нам на пользу только тогда, когда мы держим свой взгляд на невидимой реальности. Если мы теряем из виду вечность и начинаем суетиться в мире времени и чувств, пытаясь выбраться из страданий, — мы уже не способны получить те благословения, ради которых нам посылается это испытание.
Итак, мы находимся между двумя мирами — временным и вечным. Временное — это то, что мы видим, с чем соприкасаемся через органы чувств. Но Бог желает, чтобы мы взирали на вечное, действовали и чувствовали себя в сфере вечности, как дома. А это возможно только благодаря одному средству — вере. Вера связывает нас с невидимой реальностью Бога и Его слова.
Заключение
Вера поднимает нас выше уровня наших собственных способностей и открывает нам дверь к способностям Божьим. Вера соединяет нас с двумя невидимыми реалиями: Богом и Его словом. По мере того, как мы поддерживаем отношение послушания* Богу через веру, мы способны устоять и преодолеть испытания и трудности повседневной жизни, которые, в свою очередь, открывают дверь для проявления Божьей благости и славы.
Между верой и видением существуют постоянные трения. Наша ветхая природа чувствует себя привычно и уютно в мире чувств и хочет видеть. Как христиане, мы должны развивать новую природу, которая доверяет Богу и Его слову, не требуя иных видимых доказательств.
Глава вторая
ВЕРА И НАДЕЖДА
В первой главе мы уже убедились, что вера и наши естественные глаза «видят» по-разному. В этой главе мы проанализируем отличие веры от надежды. Здесь сокрыта одна из важнейших причин непонимания среди христиан на сегодняшний день. Многие христиане разочарованы и подавлены в своей молитвенной жизни, потому что не получают того, что, по их мнению, они должны получать. Очень часто это происходит потому, что они молятся, надеясь, а не веруя. Обетования Божьи, которые обещаны вере человека, не будут исполнены для надеющегося.
Какова же разница? Как нам различать веру с надеждой?
Вера в сердце
Первое главное отличие состоит в том, что вера — в сердце, а надежда — в уме. В Послании к Римлянам 10:10 Павел говорит:
...сердцем веруют к праведности...
Истинная библейская вера действует в сердце и исходит из сердца. Результатом веры человека Богу является то, что Бог вменяет ему праведность. Предлог «к» говорит о движении к результату. Вера никогда не бывает застывшей. Она всегда выражается в движении, изменениях. Истинно верующий человек будет изменен тем, что он верует.
С другой стороны, человек, воспринимающий истину лишь своим интеллектом и имеющий «веру» на интеллектуальном уровне, — изменен не будет.
Умственное восприятие истины не производит веру. интеллектуальная убежденность верой не является. Чтобы произвести веру, истина должна через сознание проникнуть в тот внутренний центр личности, который называется сердцем. Только слово Божье, донесенное Духом Святым, способно поместить истину в наше сердце. Восприятие истины умом бесплодно и неэффективно, но истина, принятая сердцем всегда производит веру, динамичные и коренные изменения.
В Притчах Соломон предупреждает нас:
Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни.
Притчи 4:23
Все, что в конечном итоге имеет решающее значение для нашей жизни, зарождается в нашем сердце. Истинная библейская вера берет свое начало в сердце и формирует наш образ жизни. Это не умственное понимание, не интеллектуальная убежденность, но реальная, активная сила, действующая и изменяющая нас.
Однако Бог позаботился и о нашем уме. Действующая в сердце вера производит надежду. Это следует из определения веры в Послании к Евреям, которое мы уже рассматривали:
Вера же есть осуществление ожидаемого...
Евреям 11:1
Здесь нужно уточнить перевод. Слово, переведенное как «ожидаемое», в греческом оригинале представлено словом «эльпизо», означающим «ожидать с удовольствием, предвкушать, надеяться». То есть более точным был бы перевод: «Вера же есть сущность (основание) надежды». Сердечная вера является основополагающей реальностью, фундаментом библейской надежды — устойчивого ожидания исполнения обещанного Богом.
В 1-м Фессалоникийцам 5:8 Павел упоминает различные сферы нашей личности, находящиеся под воздействием веры и надежды соответственно:
Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения...
Вера и любовь являются броней, а броня (букв. «нагрудные латы») защищает сердце. Надежда же является шлемом и защищает голову, наш ум.
Отличая веру от надежды, мы вовсе не уничижаем надежду. Надежда, в ее Библейском смысле, является устойчивым и постоянным ожиданием добра от Бога. Она защищает наш разум. Все христиане должны носить этот шлем 24 часа в сутки. Если мы отложим шлем в сторону и начнем жить отрицательными мыслями и мрачными предчувствиями, то сами откроем свой ум для сатанинских атак.
Подобного рода христианская надежда на Господа не является чем-то фанатичным и оторванным от жизни. Библейская надежда вовсе не является принятием желаемого за действительное. Она происходит из утверждений и обетований Слова Божьего, оживотворенных для нас Духом Святым. Например, в Послании к Римлянам мы читаем:
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу...
Римлянам 8:28
Если Бог говорит, что все обращает к нашему благу, то что же нам иметь, как не твердую надежду?
Однако, применяя этот стих к своей жизни, мы должны сперва проверить, соответствуем ли мы тем условиям, которые в нем указываются. Действительно ли мы любим Бога? Ищем ли мы того, чтобы исполнить свое призвание? Если да, то Бог обращает все — все события, все обстоятельства и все ситуации к нашему благу. Поэтому мы занимаем единственно возможную позицию устойчивой надежды. В свете этого,если христианин — пессимист, то он отрицает свою веру.
Этот пример подтверждает то, что уже было сказано: только вера является крепким и устойчивым основанием для надежды. Если мы любим Бога и от всего сердца хотим выполнить Его призвание, то для нас все содействует ко благу! Если мы верим этому, то тогда мы не можем не иметь твердой надежды. Если мы не верим этому, то у нашей надежды нет устойчивого основания — она может рухнуть под давлением обстоятельств.
Из вышесказанного следует, что существуют два вида надежды, внешне схожие, но различающиеся своим основанием и своей сутью. Первый тип надежды основывается на истинной сердечной вере человека и потому является реалистичным. Ожидания такой надежды в свое время обязательно осуществятся.
Второй тип надежды основан не на вере в сердце человека, источником которой является Бог и Его слово, а на интеллектуальной убежденности человека, происходящей от слов других людей и мнения большинства. Не имея под собой библейского основания сердечной веры, происходящей от Господа, таковая надежда бесполезна и ничего не принесет, — она обречена на разочарование.
До тех пор, пока мы не научимся различать эти два типа надежды, мы подвергаем себя опасности питать надежду на то, что не исполнится.
Вера действует в настоящем
Продолжая рассматривать отличие веры от надежды, отметим, что вера действует в сердце уже сейчас, в настоящем, а надежда, находящаяся в разуме, — связана с будущим. Вера является сущностью, основанием — чем-то, что есть уже сейчас; надежда же является ожиданием — чем-то, направленным в будущее.
Я не могу точно сказать, сколько людей за годы моего служения обращались ко мне с такими словами: «У меня большая вера, помолитесь за меня». Помню, как один мужчина сказал: «У меня столько веры, что ее хватит на весь мир». Мне пришла в голову забавная мысль, что это довольно-таки несправедливо, потому что остальным людям может не достаться ничего.
Но, шутки в сторону, всякий раз, когда кто-то говорит: «У меня большая вера», — я расстраиваюсь, потому что знаю на основании своего опыта, что они не получат того, на что претендуют. Такие люди могут быть очень искренними, но на их желания не будет ответа, потому что они спутали веру с надеждой.
Очень легко спутать веру с надеждой. Как уже говорилось, надежда — в уме, а вера — в сердце. Обычно мы знаем, что у нас на уме, но гораздо труднее знать, что у нас в сердце. Если человек имеет сильное ожидание чего-то в своем уме, то он может ошибочно принять это за веру, но на самом деле это надежда. А не имея необходимого основания веры, он не получит ожидаемого.
В вере есть некий непредсказуемый элемент, который отражает непредсказуемость человеческого сердца. Иногда я «чувствовал», что имею сильную веру, но ничего не случалось. В другой раз я «не чувствовал» никакой веры и, тем не менее, был приятно удивлен тем, что сделал Бог. Тот тип веры, который я могу «почувствовать», является обычно «умственной верой» — интеллектуальной убежденностью — подделкой под истинную сердечную веру.
С другой стороны, временами из моего сердца исходит истинная, продуктивная вера, о существовании которой я и не подозревал — с такими результатами, которые поражали меня!
Многие люди, которые говорят: «Я верю, что Бог исцелит меня», на самом деле подразумевают: «Я надеюсь, что Он исцелит меня когда-нибудь (в будущем)». Это не вера, потому что вера не в будущем, она нечто, что есть у нас уже сейчас.* Если наше ожидание направлено в будущее, то мы подменяем веру надеждой.
Когда я был студентом Кембриджского университета, меня послали в Афины для изучения греческой античности. Вскоре я потерял всякий интерес к древнегреческим статуям и памятникам и начал интересоваться повседневной жизнью греков. Я путешествовал вместе с товарищем по университету. Каждое утро, когда мы покидали гостиницу, нас поджидала группа мальчиков-чистильщиков обуви, которые страстно желали отполировать наши туфли. Если вы никогда не были в те времена в странах Средиземноморья, то вы не имеете представления о настойчивости этих юных созданий. Слова «нет» для них не существует. Первые дни, выходя из гостиницы, мы пытались говорить «нет!», откидывая голову назад и стараясь придать пренебрежительное выражение своему лицу. Это греческая манера сказать «нет!». Но это было бесполезно: они все равно умудрялись почистить нашу обувь.
Примерно на четвертый день мой друг изменил тактику. Когда мы вышли из гостиницы, и мальчики приблизились к нам, он посмотрел им прямо в глаза и сказал: «Завтра!». Чистильщики заколебались, а мы смогли пройти мимо них.
Годы спустя, после того, как я стал христианином, я вспомнил этот эпизод. Это так похоже на то, как дьявол иногда обманывает христиан. Когда мы ищем исцеления для самих себя или молимся о спасении наших близких, то дьявол никогда не скажет: «Ты не исцелишься» или «Твой близкий не спасется». Если бы он говорил именно так, мы бы никогда его не слушали и с ним не согласились бы. Но вот что он говорит: «Ты получишь то, что желаешь, но не сегодня, не сейчас, а завтра!» И, таким образом, мы никогда не достигаем момента обретения того, чего ищем. Мы соглашаемся с дьявольским «завтра», хотя никогда не согласились бы с его «нет!». Мы слушаем нашего врага и надеемся вместо того, чтобы услышать от Господа и принять верой.
Бог не откладывает нас до завтра. Он говорит:
Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
2 Коринфянам 6:2
Бог живет в вечном настоящем, всегда сейчас. Его откровение о Самом Себе всегда «Я есмь Сущий» (Исх.3:14, Ос.12:5, Матф.6:9). Вера, приходящая от Бога, всегда в настоящем.
Применение этого принципа к нашим прошениям к Богу произведет революцию в нашей молитвенной жизни. В Евангелии от Марка Иисус обращается к нам:
Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам.
Марка 11:24
Итак, когда Иисус говорит нам принимать то, о чем мы молимся? В какой-то неопределенный момент в будущем? — нет, мы можем получить ответ от Господа и принять его верой в тот момент, когда мы молимся. Слова Иисуса гарантируют нам, что если мы приходим к Богу, то можем от Него получить просимое прямо сейчас — получить обещание или ответ, который в предусмотренное Богом время мы фактически увидим в окружающей нас материальной реальности.
Итак, «верьте, что получите, — и будет вам». Дано будет в будущем, но получение верой происходит прямо во время молитвы. Приняв сейчас Божий ответ верой, мы знаем, что в Богом назначенное время то, что было обещано Им во время молитвы, будет видимым образом нам дано. Вера для принятия приходит в настоящем, а видимое воплощение принятого верой происходит в будущем. И без принятия верой в настоящем нет никакого основания для получения от Бога чего-то в будущем.
В Послании к Евреям 4:3 говорится, что вера должна не только сопровождать принятие, но даже на шаг опережать его:
А входим в покой мы (уже) уверовавшие...
«Уверовавшие» (доверившиеся Богу) здесь рассматривается как нечто уже совершившееся. Уверовав (доверившись Богу), мы «входим в покой». Нам не нужно больше бороться, суетиться: в духовном мире вопрос с нами решен. Мы знаем то, что мы это приняли верой, и в свое время это произойдет. Мы должны принять, а уж произвести — это дело Божье.
Заключение
Вера и надежда тесно взаимосвязаны, но, тем не менее, они существенно различаются. Во-первых, вера — это функция сердца, а надежда — это функция ума. Во-вторых, вера действует сейчас, это сущность — то, что у нас уже есть; а надежда направлена в будущее — это уверенность в ожидаемом.
Та надежда, которая основана на истинной библейской вере в сердце, не будет постыжена (Рим.5:5). Но без такого основания веры мы не можем быть уверены, что наша надежда осуществится.
Надежда — это предусмотренная Богом защита для нашего ума. Но она не даст нам тех результатов, которые Бог обещал только для веры. Мы можем получить от Бога просимое в сам момент прошения. Приняв Божий ответ и поверив в него, таким образом, мы освобождаемся от дальнейшей борьбы и озабоченности и получаем внутренний покой.
Глава третья
ВЕРА КАК ДАР
Новый Завет описывает различные стороны настоящей христианской веры. Ее суть выражена в Послании к Евреям:
...осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Евреям 11:1
Ее природа выражает себя в разнообразных, но, в то же самое время, и связанных друг с другом формах. Можно назвать три основных проявления веры:
1. Вера как дар.
2. Вера как плод.
3. Вера как образ жизни.
Третий вид проявления веры выражается в постоянных личных взаимоотношениях, связывающих верующего непосредственно с Богом и влияющих на все сферы его жизни, мотивируя его поступки, направляя его и давая способности ко всему, что он делает.
Начиная с 5-й главы этой книги и далее, мы подробно проанализируем этот аспект веры. Но сначала, в этой главе, мы рассмотрим природу веры как дара, а в следующей главе мы рассмотрим веру как плод.