Толкование на ст. 7-34 и 54-62 гл. 22 Евангелия от Луки
Ст. 7-20. Настал же день опресноков, в который надлежало заколоть пасхального агнца. И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: "Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?" И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним. И сказал им: очень желал я есть с вами сию пасху прежде моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока не совершится в Царствии Божием. И взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою; ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание, также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет (или договор) 20,21. в Моей Крови, которая за вас проливается. И вот рука предающего Меня со Мною за столом.
Какую тень должно быть бросило это сообщение на торжественный стол, на сердце Спасителя и на души Его преданных учеников! Мы едва ли можем представить себе, какая боль терзала Его любящий дух. Он мог бы использовать язык Давида даже с еще большей силой чувств и сказать: "Ибо не враг поносит меня, - это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною - от него укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой". "И вот, рука предающего Меня со Мною за столом". О, возлюбленные, я молюсь, чтобы ни вы, ни я никогда не предавали нашего Господа. Если нам когда-либо суждено пасть настолько, что мы начнем отрекаться от Него, пусть Господь остановит нас там, где упал Петр, и не допустит, чтобы мы предали Его, как предал Иуда!
22. Впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предается.
Промысел Божий не уменьшает ответственность человека за его действие. Хотя оно и предопределено Богом, человек совершает его по своей свободной воле, и именно на него падает вся вина за совершенное.
23,24. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
Как ни удивительно, дорогие друзья, но мы видим, что даже в такой, как эта, ситуации "был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим". Что мы слышим?! Еще тревожный вопрос: "Не я ли, Господи?" продолжал раздаваться из очередных уст, как за ним сразу же следует другой: "Кто из нас будет почитаться большим?" О, эта страшная назойливость горделивого честолюбия! Как она умеет врываться в святая святых и осквернять его! Не дай нам, Боже, пасть ее жертвами! Менее всего христианину пристало спрашивать: "Как мне прославиться среди людей?" Его единственным вопросом должно быть: "Как мне прославить моего Господа?" Весьма часто это лучше всего можно сделать, заняв самое низшее место в церкви.
25,26. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий.
Пусть старшим оказывается всяческое уважение, пусть те, кого чтит Бог, будут почитаемы среди нас, но пусть ни один из людей не чествует самого себя и не ищет для себя почестей. В конце концов в Царстве Христа путь восхождения есть путь нисхождения. Разве не так поступал Учитель? Он низошел, дабы вознестись и наполнить все, и то же самое должны делать и Его ученики. Больше, больше, больше и больше следует нам умаляться, и тогда в Его глазах мы будем действительно больше, больше и больше возрастать.
27. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
Ибо Он только что, взяв полотенце и препоясавшись, мыл им ноги, став таким образом Servus servorum, Рабом рабов, хотя подлинно и воистину Он был Царем царей.
28. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
Есть награда для праведников, хотя они служат не ради нее, ибо Господь говорит:
29,30. и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Ихраилеых.
Но посмотрите, что происходит в последующем стихе! Мысль, казалось, только что вознеслась, но тут же упала. Рядом с ярким светом всегда шествует тень.
31,32. И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих.
Мы думаем о престолах и о том, у кого из нас будет наивысший престол, но обратите внимание, как Господь думает о необходимом, пока мы вожделенно фантазируем об излишнем. Он думает о наших нуждах, пока мы грезим о чем-то великом. Какое благо, что у нас есть Спаситель, молящийся о нас тогда, когда мы, возможно, воображаем, что не нуждаемся в молитвах! Наши руки готовы взять скипетр, и мы рвемся сесть на престол; Господь же знает, что наше место - у подножия этого престола, где мы должны стоять, взывая о милости.
33. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
Смело сказано, Петр, но также и весьма безрассудно. Он говорил от всего сердца и был искренен, но не знал, каким жалким и слабым человеком был на самом деле. Его Учитель понимал его намного лучше.
34. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
Так оно и случилось. Прочтем из этой печальной повести одно место, взяв за начало стих 54.
54. Взявши Его, повели, и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.
Я не думаю, что его следует обвинять за это. Не вижу, что у него была возможность держаться хоть немного ближе, так как он был уже отмечен. Тот удар мечом по уху Малха сделал его особенно заметным среди апостолов, даже если до этого он не был хорошо известным. Он смешался с толпой и пошел за Учителем на том расстоянии, которое казалось ему безопасным.
55. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.
Я думаю, что его следует обвинять именно за этот поступок, потому что он привел его в опасное окружение. Лучше мерзнуть, чем пойти и греть руки в обществе нечестивых.
56. Одна служанка, увидевши его сидящего у огня и всмотревшись в него,
При каждой вспышке пламени она смотрела на него, и Петр с тревогой ощущал на себе ее пристальный взгляд. "Всмотревшись в него", она
56-59. сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.
Это потому, что он вступил в разговор с этой нечестивой компанией, и его речь выдала его.
60. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь.
У другого евангелиста сказано, что он начал клясться и божиться, как видно, считая это самым убедительным доказательством того, что он не знаком с Иисусом; ибо, когда вы слышите, как человек клянется, вы сразу же понимаете, что он не христианин, вы можете сделать это заключение с достаточной уверенностью. Так и Петр: для того, чтобы доказать, что он не является последователем Христа, он решил использовать такой же недостойный язык нечестивых.
60,61. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра; и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.
Все находится в руках Божиих, Он имеет Своих рабов везде. Побуждаемый таинственным приказом провидения Божия, петух запоет как раз тогда, когда этого захочет Бог. И, наверное, за петушиным криком стоит столько же божественного волеизъявления, сколько за восшествием императора на престол. События и вещи считаются незначительными или великими только лишь в зависимости от того, что из них следует, и для Бога поющая птица не была чем-то незначительным, поскольку ей было суждено привести заблудшего назад к его Спасителю. Поэтому, как только запел петух, "Господь, обратившись, взглянул на Петра". Этот взгляд отличался от того, которым смотрела на него служанка, этот взгляд сокрушил его сердце.
62. Ивышедвон, горько заплакал.
Как много таких, кто грешат с Петром, но никогда не плачут с Петром! О, если мы когда-либо согрешили таким же образом, как и он, давайте никогда будем переставать плакать! Прежде всего давайте сразу же начнем скорбеть об этом, и не будем успокаиваться, пока Господь снова не взглянет на нас и не скажет этим взглядом: "Я изгладил все твои беззакония, вернись ко Мне".
Предание себя Божией воле есть самый высший и легчайший способ достижения просветления. Человек, положившийся на волю Бога, всегда находится под защитой Божественной силы. Человек, у которого нет ни материальных ценностей, ни того, кто мог бы его защитить, принадлежит Богу и постоянно оберегаем Им.