Вера в предопределение
45. Аллах ещё до создания времени знал точное число тех, кто войдет в Рай, и точное число тех, кто войдет в Ад. Это количество не увеличится и не уменьшится.
46. То же касается всех действий, совершенных людьми: Аллах знал всё то, что они совершат.
Каждому было облегчено то, для чего он был создан.
Последние дела, которые человек совершает в конце этой жизни - показатель его судьбы. Те, кто счастлив, счастливы по предопределению Аллаха, и те, кто несчастен, несчастны по предопредению Аллаха.
47. Предопределение - это тайна Аллаха, скрытая от Его творения, и ни один ангел у Трона, ни один пророк, посланный с миссией, не получил знания об этом.
Углубление в это и чрезмерные размышления об этом ведут только к неудаче и лишениям и банкротству.
Поэтому каждый должен предельно осторожным в мыслях и размышлениях об этом, не поддаваясь сомнениям, которые его обуревают, поскольку Аллах охраняет знание о предопределении от людей и запрещает им доискиваться его. Он сказал: Своей Книге: "Его не спрашивают о том, что Он делает, но они будут спрошены"26.
Следовательно, тот, кто спрашивает: "Почему Аллах делает это?" - идет против решения Книги (Корана), а любой, кто идет против решения Книги - неверующий.
48. Это в целом то, что должны знать приближенные Аллаха с просветленными сердцами, и этим устанавливается степень твёрдых в знаниях. Ведь есть два типа знания: знание, которое доступно для сотворенных существ, и знание, которое недоступно для них. Отрицание доступного знания есть неверие, и претензия на обладание недоступным знанием - неверие. Вера может быть твердой, только если приобретаешь доступное знание, а к недоступному знанию не стремишься.
49. Мы верим в аль-Лаух (Скрижаль) и во всё, что в ней написано, и верим в аль-Калам (Перо).
50. Даже если бы все творения собрались вместе, чтобы помешать существованию чего-либо, чье существование Аллах предначертал на Скрижали, они не смогли бы сделать этого.И если бы все творения собрались вместе, чтобы дать жизнь тому, чему Аллах не предписал существование на Скрижали, они не смогли бы сделать этого.
51. Перо высохло, написав всё, что будет существовать до Судного Дня. Что бы ни миновало человека - с тем он бы не столкнулся никогда. И что бы его ни коснулось - он бы никогда не миновал этого.
52. Раб должен знать, что Аллах знал в Предвечности всё, что произодёт с Его творением.
53. Предопределение Аллаха - детализировано до мелочей и окончательно. Нет ничего созданного Им в небесах или на земле, что могло бы пойти против этого, добавить что-либо к этому, или стереть что-либо, или изменить, или уменьшить, или увеличить его каким бы то ни было способом.
54. Это основополагающий аспект веры и необходимый элемент всего знания, включая Единтсво (Таухид) Аллаха. Аллах сказал в Своей Книге: "Он сотворил всё сущее и предопределил его бытие до мелочей"27. И ещё Он сказал: "Веление Аллаха является решением предопределенным"28.
55. Горе тому, кто враждует с Аллахом из-за предопределения и кто с больным сердцем пытается охватить это [своим разумом]. Он, сбитый с толку своим представлением, ищет Сокрытое - то, что никогда не может быть открыто, и становится грешником, говорящим лишь ложь.
9. Вера в аль-Арш и аль-Курси.
56. Аль-'Арш и аль-Курси - истина.
57. Он не нуждается ни в аль-Арше, ни в чем-то другом, помимо него. Он знает все обо всем и он - Превыше всего.
Вера в Ангелов, Пророков и Книги.
58. Мы говорим с верой, признанием и покорностью, что Аллах сделал Ибрахима близким другом (халиль) и что Он говорил с Мусой.
59. Мы верим в ангелов, пророков, Книги, которые были ниспосланы посланникам, и свидетельствуем, что они все следовали явной Истине.
Говорить об Аллахе, Исламе или Коране без знаний - грех.
60. Мы называем людей нашей Киблы муслимами и му'минами, пока они признают то, что принес Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, и принимают как истину всё, о чем он сказал и сообщил нам.
61. Мы не вступаем в невежественные разговоры об Аллахе. Мы не ведем невежественных споров о религии Аллаха. и мы не не обсуждаем Куран и не комментируем его, опираясь на наше невежество.
62. Мы свидетельствуем, что Коран - это Речь Господа всех миров, с которой спустился Верный Дух [Джибриль] и которой он научил наипочтеннейшего из всех посланников - Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям. Это Речь Аллаха, и никакая речь созданий не сравнима с ней. Мы не говорим, что Коран сотворен, и не идем в этом против джамаата мусульман.
63. Мы не считаем никого из нашей Киблы (всякого мусульманина) неверующим из-за совершенного им греха, пока он не считает это греховное действие дозволенным.
64. Но мы и не говорим, что грех верующего не вредит ему.
65. Мы надеемся, что Аллах помилует праведных верующих и позволит им войти в Рай по Своей Милости, но мы не можем быть уверены в этом, как не можем свидетельствовать, что это они попадут в Рай. Мы просим прощения грешных верующих и, хотя мы и боимся за них, не отчаиваемся.
66. Уверенность и отчаяние выводят человека из рамок Ислама. Путь истины для людей Киблы лежит между этими двумя - [уверенностью и отчаянием].
67. Мусульманин не выходит из веры, если не отрицает то, что приводит его к ней.
Иман и му'мины.
68. Иман - это утверждение языком и принятие сердцем.
69. И всё то, что достоверно исходит от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, относительно Шариата и разъяснения (Корана и Ислама) - истина.
70. Иман в основе - один у всех. Все му'мины равны в том, что касается веры в основы имана. Но одни превосходят других искренности поклонения Аллаху, в борьбе со страстям и тем, что они уделяют первостепенное внимание обязанностям и [другим] деяниям.
71. Все верующие - аулия - приближенные к Аллаху, и благороднейшие из них перед Аллахом - те, кто наиболее покорен и лучше всего следует Корану.
72. Иман включает в себя веру в Аллаха(1), Его ангелов (2), Его книги (3), Его посланников (4), Последний день (5) и веру в то, что предопределение, будь то добро или зло, сладкое или горькое - всё от Аллаха (6).
73. Мы верим во все это. Мы не делаем никакого различия между посланниками, мы принимаем как истину всё то, что они приняли.
74. Те из уммы Пророка Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, кто совершил большие грехи - они будут в Адском пламени. Но [они будут там] не вечно, при условии, что они умрут верующими, подтверждая Единство Аллаха (таухид), даже если они не раскаялись.
75. Они подвластны воле Аллаха и Его суду. Если Он пожелает, то простит их и помилует из Своей Щедрости, как упомянуто в Коране: "Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому Он пожелает" 29.
76. А если Он пожелает, то накажет их в Адском огне по Своей Справедливости и затем выведет их из Ада и отправит в Рай по Своей Милости и благодаря заступничеству тех, кто был покорен Ему.
77. Ведь Аллах - Защитник тех, кто познал Его (ахлю ма'рифа), и Он не будет относиться к ним в этом и в Вечном мире так, как Он относится к отвергающим Его, и к тем, кто лишен Его руководства (хидаят), и к тем, кто не получил Его покровительства.
О Аллах, Ты Покровитель Ислама и мусульман, утверди нас в Исламе до того Дня, когда мы встретимся с Тобой!