В день воскресения из мертвых
У одного отшельника спросили: - Какими будут люди в день воскресения из мертвых? Он ответил: - Раскаявшиеся уподобятся овце, отбившейся от стада, но потомвернувшейся на пастбище. Упорствующие же в своих заблужденияхуподобятся овце, которую укусила бешеная собака. В такую овцу вселилсясатана, и ее нужно заковать в цепи, дабы она не заразила других. Другой отшельник сказал: - Берегись, как бы с тобой не случилось то, что случилось с тем,кто угнетал тебя.
Некий правитель упрекнул аскета: - Почему ты не поклоняешься мне, как это надлежит делать всеммоим слугам? Аскет ему ответил: - Пойми ты, что не я твой слуга, а ты слуга моих слуг. Я обрелгосподство над всеми мирскими желаниями, и они мне подчиняются. Ты же- раб мирских желаний, они победили тебя, властвуют над тобой, и ты ихслуга. Некоего аскета спросили: - Кто это, кого именуют всеблагим? Аскет ответил: - Всеблагий - это тот, против которого ты ежеминутно грешишь икто обещал простить тебя, если ты раскаешься в своих дурных деяниях.
У одного спросили: - Что такое земная жизнь? Он ответил: - Посмешище для того, кто ее испытал.
ПОЧЕМУ ОН НУЖДАЕТСЯ В СТРАЖЕ
Увидев правителя, окруженного сильной стражей, отшельник сказал: - Видно, немало зла сделал он людям. Если бы он не творил зла, тоне боялся бы людей и не нуждался бы в страже.ЕГО СОБЕСЕДНИК
У одного отшельника спросили: - Как у тебя хватает терпения пребывать в одиночестве в этомзаброшенном уголке земли? Он ответил: - Я не нахожусь в одиночестве. У меня есть собеседник - владыкавселенной. Когда я хочу, чтобы он говорил со мною, - я читаю святоеписание, а когда я хочу сам говорить с ним - я молюсь.СТРАШИТЬСЯ И БЫТЬ НАСТОРОЖЕ
Другой отшельник сказал: - Люди должны страшиться бога, ибо он могущественнее их, и должнывсегда быть настороже, ибо он постоянно наблюдает за ними, оценивая ихпоступки.НИКОМУ НЕ ИЗБЕЖАТЬ ВОЗМЕЗДИЯ
КТО ЖЕ НАСТОЯЩИЙ АСКЕТ?
Некий правитель сказал отшельнику: - Уж слишком строг ты в своем воздержании. Отшельник ответил: - Ты, пожалуй, более строг в своем воздержании и аскетизме, чемя. Ведь я отказался лишь от этого мира, который преходящ. И тылишишься его, когда умрешь. Но ты отрекся также от мира вечного, тыпрезрел его. Поэтому можно сказать, что ты являешься аскетом поотношению к обоим мирам, в то время как я являюсь аскетом только наэтом свете.ЖАДНЫЙ КОПИТ ДЛЯ ДРУГИХ
Один отшельник сказал: - Тот, кто стремится накопить больше того, что ему нужно самому,копит для других.ПОДГОТОВКА К ПЕРЕЕЗДУ...
Одного старика упрекали в том, что он слишком щедро раздаетмилостыню. Он ответил: - Как вы не можете понять, что человек, переезжающий в другоежилище, должен полностью очистить старое жилье!КТО ЧЕЙ СЛУГА
Некий правитель упрекнул аскета: - Почему ты не поклоняешься мне, как это надлежит делать всеммоим слугам? Аскет ему ответил: - Пойми ты, что не я твой слуга, а ты слуга моих слуг. Я обрелгосподство над всеми мирскими желаниями, и они мне подчиняются. Ты же- раб мирских желаний, они победили тебя, властвуют над тобой, и ты ихслуга.
КОМУ РАДОВАТЬСЯ И КОМУ ПЕЧАЛИТЬСЯ
Богач спросил у отшельника: - Почему на твоем лице всегда радостное выражение, как будто тыведешь жизнь, полную удовольствий? Аскет ответил: - Так и должно быть. Мне подобает радоваться и ликовать, а тебе -стонать и плакать. Ведь для тебя с окончанием жизни кончаются днинаслаждений, для меня же с окончанием жизни кончаются земныестрадания.ВСЕБЛАГИЙ
НЕ РАССЧИТЫВАЙ ОСТАТЬСЯ БЕЗНАКАЗАННЫМ
Другой сказал: - Согрешив против господина, дающего тебе пропитание, нерассчитывай остаться безнаказанным.КАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ СРАВНЕНИЕ...
Другой сказал: - Какое может быть сравнение между теми, от которых сей мирубегает и кому его вожделенные блага не даются в руки, хотя эти людииз кожи лезут вон, чтобы овладеть ими, - и теми, кто пребывает ввечном блаженстве, хотя они убегают от мира сего?!ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЙ БЕЗДЕЙСТВОВАТЬ
Другой сказал: - Гораздо лучше для человека если его господин* взыщет с него зато, что он не сделал чего-то, чем спросит у него: "Почему ты этосделал?" Это значит, что лучше не совершать ни добродетельных, ни дурныхпоступков, чем грешить. (* Имеется в виду бог.)ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ
УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК
У одного спросили: - Кто по-настоящему умен? Он ответил: - Тот, кто не радуется жизненным благам.НА МОГИЛЕ РАЗБОЙНИКА
Другой, ступив на могилу разбойника, сказал: - Ну и герой! Сколько душ ты загубил, пока наконец не успокоилсяв могиле! Я бы на твоем месте и в гробу не нашел покоя.НИЧТОЖНЫЙ МИР
У одного спросили: - Чему можно уподобить сей мир? Он ответил: - Сей мир презреннее всего, с чем можно было бы его сравнить, ибовсе, что находится вне земного мира, превосходит его.МЫ ЛИШЬ НАПОМИНАЕМ...
Один отшельник сказал, обращаясь к сынам человеческим и поучаяих: - Мы учим вас не тому, чего вы не знаете, а лишь напоминаем вам отом, что вы знаете.ИМУЩЕСТВО ОТШЕЛЬНИКА
К одному из отшельников ночью пробрался вор. Не найдя у негоничего ценного, вор спросил: - Где же все твое имущество? Отшельник ответил: - Я все припрятал в верхнем доме. Он говорил о небе.НЕ ЛИШЕН НЕДОСТАТКОВ
У одного отшельника спросили: - Почему ты не порицаешь в людях их недостатки? - Потому, что я сам не лишен их, - ответил он.СМЕЛЫЙ ОТВЕТ
Один из властителей спросил у отшельника: - Почему ты никогда не приходишь к нам? Он ответил: - Потому, что ты не обладаешь тем, что я хотел бы приобрести, а уменя, я полагаю, нет ничего такого, на что ты мог бы позариться.ЧТО ДАЕТ БОГАТСТВО
Другой отшельник сказал: - Подумайте о том, есть ли выгода от богатства для того, кто имобладает. Оно заставляет бояться властелина, быть осторожным иопасаться разбойников, вызывает зависть у друзей и ненависть у родногосына, который надеется наследовать тебе после смерти.ОРУДИЕ В РУКАХ БОГА
Другой сказал: - Члены человеческого тела - это орудие в руках бога, при помощикоторого он карает человека. Причиняя боль одному члену, он заставляетстрадать все тело.ТРЕПЕЩИ, НО УПОВАЙ
Другой сказал: - Пусть твой страх перед богом будет так велик, как будто ты несделал ничего хорошего в жизни; и вместе с тем пусть твоя надежда набога будет так велика, как будто ты за всю жизнь не совершил ни одногодурного поступка.309. ИЗЛЕЧИСЯ САМ!