А затем мы крестимся в Христову смерть
В этом отношении христианское крещение напоминает Иоанново крещение. В Иоанновом крещении крещаемый сначала каялся в своих грехах, а после этого крестился в покаяние. В христианском крещении верующий сначала верою умирает со Христом для греха, а после этого крестится в Христову смерть. В обоих случаях сам внешний акт крещения не производит внутренней духовной перемены; скорее, он является печатью и подтверждением того внутреннего состояния, которое уже верой имеет место в сердце крещаемого.
КРЕЩЕНИЕ В ДУХЕ СВЯТОМ
С начала двадцатого века вопрос крещения Духом Святым вызывает живой интерес и обсуждение среди широких кругов христианства. И сегодня это продолжает быть темой исследования, обсуждения и споров почти во всех христианских деноминациях. Ввиду этого мы попробуем исследовать этот вопрос осторожно, тщательно и по Писанию.
Семь свидетельств Нового Завета
Во-первых, мы перечислим те отрывки Нового Завета где слово «крестить» употребляется в связи с Духом Святым. Примечательно, что таких отрывков семь — а ведь семь это число Духа Святого.
В Евангелии от Матфея 3:11 Иоанн Креститель говорит об отличии своего служения от служения Христа:
...Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем...
Хотя в русском переводе употреблен творительный падеж (Духом Святым), в греческом оригинале употреблен предлог «в», что соответствует русскому предложному падежу «крестить в Духе Святом». Это относится и к крещению в воде, и к крещению Духом Святым. В обоих случаях в греческом языке употреблен предлог «в». Фактически, только этот предлог (и, соответственно, предложная форма существительного) употребляется с глаголом «крестить».
В Евангелии от Марка 1:8 Иоанн Креститель так говорит о Христе:
...Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
И в этом случае, с обоими формами глагола «крестить» в греческом оригинале употребляется предлог «в».
В Евангелии от Луки 3:16 слова Иоанна Крестителя переданы так:
...Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем...
И здесь, дословный перевод — «в Духе Святом».
В Евангелии от Иоанна 1:33, Иоанн так свидетельствует о Христе:
...Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым»...
Опять с глаголом «крестить» употребляется предлог «в».
В Деяниях 1:5 незадолго до Своего вознесения на небо Иисус говорит Своим ученикам:
...Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.
Дословно Иисус говорит: «...будете крещены в Духе Святом».
В 11-й главе Книги Деяния Петр описывает события, произошедшие в доме Корнилия, и в связи с этим в 16-м стихе он цитирует слова Иисуса из Деяний 1:5:
Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым.
И здесь используется предлог «в» — «... вы будете крещены в Духе Святом».
И, наконец, в 1-м Коринфянам 12:13 Павел говорит:
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
Опять-таки, в греческом оригинале, употреблен предлог «в» — «в одном Духе крестились...»
К сожалению, неточность в переводе этого отрывка — употребление творительного падежа — дала повод к возникновению некоторых, довольно странных, учений. Было выдвинуто предположение, что здесь Павел говорит о некоем особом переживании, отличающемся от того, о чем идет речь в Евангелиях или в Деяниях, и что в этом особом переживании крестит Сам Дух Святой. Если бы только последователи этого учения обратились к греческому оригиналу, они бы убедились, что для такого утверждения нет основания. Фактически, все учение Нового Завета ясно утверждает, что только Иисус Христос крестит в Духе Святом, и никто иной.
Добавим также, что употребление Павлом фразы «крестились в...», в связи с крещением Духом Святым, совпадает с тем, что мы уже узнали об Иоанновом крещении и христианском крещении в воде. В обоих случаях, как мы выяснили, акт является внешней печатью и подтверждением внутреннего духовного состояния, в которое крещаемый уже вошел верою. То же самое относится к утверждению Павла о взаимосвязи между крещением в Духе Святом и членством в Теле Христовом. Крещение в Духе Святом не делает человека членом Тела Христова. Скорее, это сверхъестественная печать, признание того, что верой человек уже стал членом Тела Христова.
Давайте, кратко подведем итоги тому, что мы узнали из вышеупомянутых отрывков Нового Завета, где идет речь о крещении в Духе Святом.
В шести из этих семи отрывков опыт крещения в Духе Святом сравнивается и противопоставляется с крещением в воде. В двух из семи отрывков наряду с Духом употребляется слово «огонь» и переживание называется «крещение Духом Святым и огнем».
Кроме глагола «крестить», единственным другим глаголом, употребленным в связи с Духом Святым в этих отрывках, является глагол «пить». В 1-м Коринфянам 12:13 Павел говорил: «...все напоены одним Духом».
Использование глагола «пить» согласовывается с тем, что Сам Иисус говорит о Духе Святом в Евангелии от Иоанна 7:37-39:
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.
Здесь Иисус говорит о принятии верующими Духа Святого как процессе, похожем на питие воды. Это, в свою очередь, гармонично сочетается с отрывком из Деяний 2:4, где речь идет об учениках в горнице в день Пятидесятницы, и сказано: «И исполнились все Духа Святого...». Это не расходится с различными отрывками книги Деяний, где говорится о принятии верующими Духа Святого. Например, в Деяниях 8:15 и 17, касательно самарян, обращенных через проповедь Филиппа, мы читаем, что апостолы Петр и Иоанн были посланы к ним из Иерусалима:
...(Они) пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого... Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого.
Снова, в Деяниях 10:47, Петр говорит о домочадцах Корнилия, на которых сошел Дух Святой:
...Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?
Далее, в Деяниях 19:2, Павел спрашивает учеников в Ефесе:
...приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?
Во всех этих отрывках такие фразы, как «быть напоенным Духом Святым», «исполниться Духа Святого», «принять Духа Святого» говорят о таком переживании, когда верующий принимает полноту Святого Духа внутрь самого себя.
Погружение свыше
Мы уже отметили, что буквальным значением глагола «крестить» является «окунуть» или «погрузить» что-то. Так, фраза «креститься в Духе Святом» предполагает такое переживание, когда вся личность верующего погружается, окружается, обволакивается присутствием и силой Святого Духа, сходящего свыше и снаружи.
Мы должны учитывать, что в природе есть два возможных способа погружения в воду. Человек может опуститься под поверхность воды и выйти из нее. Также он может стать под струи водопада и позволить воде покрыть его свыше. Именно этот пример является прообразом крещения Духа Святого.
В полном соответствии с такой картиной погружения, мы видим, что во всех отрывках Книги Деяния апостолов, где идет речь о крещении Духом Святым, используются такие слова, которые говорят, что Дух Святой сходит или изливается на верующего свыше.
Например, в Деяниях 2:2 мы читаем про день Пятидесятницы:
И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились...
Эти слова говорят, что Дух Святой сошел на учеников свыше и полностью облек их до такой степени, что наполнился и весь дом где они пребывали.
Далее, в этой же главе Петр дважды подтверждает это истолкование данного переживания. В Деяниях 2:16-17, он провозглашает, что это переживание является исполнением Божьего обетования:
...это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть...
А в 33-м стихе Петр снова говорит в связи со Христом:
Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
В каждом из примеров, Дух Святой изливается на верующих свыше.
В Деяниях 8:16 для описания этого же переживания употреблена фраза «сошествие Духа Святого».
В Деяниях 10, где идет речь о домочадцах Корнилия, употреблены обе фразы одна за другой. В 44-м стихе мы читаем: «Дух Святый сошел на всех, слушавших слово». В 45-м стихе: «дар Святого Духа излился и на язычников».
Мы видим, как обе фразы, «сошествие Духа Святого» и «излияние Духа Святого» взаимозаменяемы в этом контексте.
Снова, в Деяниях 11:15 Петр описывает это же событие в доме Корнилия и говорит:
...сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале.
Фраза «как и на нас вначале» указывает на то, что переживание Корнилия и его домочадцев совершенно точно соответствовало переживанию учеников в иерусалимской горнице в день Пятидесятницы.
Наконец, в Деяниях 19:6 мы читаем об учениках в Ефесе, после того, как они приняли водное крещение:
...И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый...
Здесь слово «нисшел» явно совпадает по смыслу со словом «сошел», употребленным в других отрывках.
Давайте попытаемся составить единую общую картину из этих различных фраз и слов, которые мы находим в Новом Завете. То переживание, о котором идет речь, состоит из двух отличающихся, но дополняющих друг друга аспектов, один из которых внешний, другой — внутренний.
Внешне, невидимое, но совершенно реальное, присутствие и сила Духа Святого сходит свыше на верующего и полностью окружает, обволакивает и покрывает его.
Внутренне, верующий подобно тому, кто пьет, принимает присутствие и силу Святого Духа внутрь себя до такой степени, что наступает момент, когда Дух Святой, принятый таким образом, в свою очередь изливается из верующего подобно реке, из самой сокровенной глубины его личности.
Никакой человеческий язык не может полностью объяснить различные фазы и аспекты такого могущественного, сверхъестественного переживания, но, возможно, что подспорьем в понимании окажется ветхозаветный образ.
Мы читаем, что во дни Ноя весь мир был погружен в воды потопа. Осуществляя этот потоп, Бог допустил два отличающихся, но взаимодополняющих друг друга процесса. В Бытии 7:11 мы читаем следующее описание потопа:
В шестисотый год жизни Ноевой, во вторый месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились...
Здесь повествуется о том, что воды потопа пришли из двух источников: изнутри — «разверзлись все источники великой бездны» и свыше — «окна небесные отворились» и пошел дождь.
Мы, конечно, знаем, что потоп времен Ноя был потопом Божьего гнева и суда; потоп же, который изливается на новозаветного верующего, является потопом Божьего милосердия, славы и благословения. Однако при такой оценке в опыте новозаветного верующего, принимающего полноту Святого Духа, проявляются те же два аспекта, что и в повествовании о Ноевом потопе: изнутри, разверзаются великие бездны личности верующего, из глубины естества верующего вырывается мощное наводнение благословения и силы; свыше, для верующего отворяются окна Божьего милосердия, и из этих окон на него изливается такой поток славы и благословения, что вся его личность погружается в это излияние.
Подчеркнем, что речь идет не о двух переживаниях, но, скорее, о двух, хотя и отличающихся, но вместе с тем дополняющих друг друга аспектах, которые в совокупности составляют полноту одного целого переживания.
Кто-то может возразить, что трудно понять, как верующий может в одно и то же время быть исполненным Духом Святым изнутри и погруженным в Дух Святой снаружи. Однако такое возражение на самом деле только показывает ограниченность человеческой речи и понимания. Точно такое же возражение может быть выдвинуто против утверждения Самого Христа, что Он в Отце, а Отец в Нем; или то, что Христос в верующем, а верующий во Христе.
В крайнем случае, если люди продолжают придираться к сверхъестественному переживанию такого типа на основании ограниченности человека в выражении или понимании, то им можно ответить тем, что личный опыт лучше всяких слов!
Внешнее свидетельство
До сего момента мы рассматривали невидимую, внутреннюю природу крещения Духом Святым, раскрываемую языком Нового Завета. Теперь нам должно рассмотреть внешнее проявление этого внутреннего переживания.
Прежде всего укажем, что употребление слова «проявление» в связи с Духом Святым расходится с Писанием. Мы, конечно, согласны с тем, что Сам Дух Святой, по Своей природе невидим. В этом отношении Иисус сравнивает Его с ветром. В Евангелии от Иоанна 3:8 Иисус так говорит о действии Духа Святого:
Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Хотя ветер сам по себе невидим, те результаты, которые он производит, когда дует, можно или увидеть, или услышать. Например, когда дует ветер, на улице поднимается пыль; деревья наклоняются поветру; шумят листья; слышен шум морских волн; облака несутся по небу. Эти результаты ветра можно или слышать, или видеть.
Иисус говорит, что так обстоит дело с Духом Святым. Сам Дух Святой невидим. Но те результаты, которые Он производит в Своем действии, можно увидеть или услышать. Это подтверждается словами, использованными в Новом Завете в контексте Духа Святого.
Например, в Деяниях 2:33 апостол Петр так говорит о результате сошествия Духа Святого в день Пятидесятницы:
Итак Он (Христос), быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
Здесь, говоря о действии Духа Святого, Петр указывает, что Его можно было и видеть, и слышать.
В 1-м Коринфянам 2:4 Павел описывает свое служение таким образом:
И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы...
В 1-м Коринфянам 12:7 Павел говорит:
Но каждому дается проявление Духа на пользу...
Обратите внимание на те фразы, которые Павел использует в связи с Духом Святым — «явление Духа» и «проявление Духа». Обе эти фразы говорят, что наши чувства восприятия непосредственно ощущают присутствие и действие Духа Святого.
Держа это в уме, обратимся теперь к различным отрывкам Нового Завета, где описано крещение в Духе Святом — т.е. где говорится, что фактически произошло с теми людьми, кто пережил это. Давайте посмотрим, каковы же внешние проявления этого действия Духа Святого.
Таких отрывков фактически три: Деяния 2:2-4; Деяния 10:44-46 и Деяния 19:6. Мы по порядку рассмотрим те слова, которые использованы в каждом из них для описания интересующих нас событий.
Во-первых, Деяния 2:2-4. Это описания произошедшего в день Пятидесятницы:
И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать.
Во-вторых, Деяния 10:44-46:
Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога.
В-третьих, Деяния 19:6. Здесь описывается то, что случилось с первой группой новообращенных, которым Павел проповедал в Ефесе:
...И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
Если мы сравним эти три отрывка, то заметим, что единственным общим внешним проявлением для всех этих ситуаций, когда люди были крещены в Духе Святом, было то, что они говорили на языках или на иных языках.
Упоминаются также и другие сверхъестественные проявления, но ни одно из них не зафиксировано более одного раза. Например, в день Пятидесятницы был слышен шум несущегося ветра и видимы огненные языки. Однако в двух остальных случаях это не произошло.
Когда речь идет об учениках в Ефесе, мы читаем, что они не только заговорили на языках, но и начали пророчествовать. Однако пророчествование не упомянуто ни в описании дня Пятидесятницы, ни в событиях в доме Корнилия.
Единственным общим проявлением является говорение на иных языках.
Апостол Петр и другие иудеи, знавшие, что произошло в день Пятидесятницы, с нежеланием пошли в дом Корнилия, будучи направлены непосредственно Богом. В то время верующие из иудеев не верили, что Евангелие предназначалось и для язычников, они не верили что язычники могут спастись и стать христианами. Однако в тот момент, когда Петр и другие иудеи услышали, что язычники говорят на иных языках, они моментально поняли и признали, что эти люди приняли Духа Святого точно так же, как и они сами. Больше доказательств не требовалось.
Писание говорит, что «они изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящими языками...» Для Петра и других иудеев единственным и достаточным доказательством того, что язычники приняли Духа Святого, было то, что они услышали, как те говорили на иных языках.
В следующей 11-й главе Деяний мы читаем, как Петр был призван к ответу руководителями церкви в Иерусалиме за то, что он проповедал язычникам. В свое оправдание он объяснил, что произошло в доме Корнилия, Деяния 11:15:
Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале.
Так Петр непосредственно сравнивает то, что приняли домочадцы Корнилия с тем, что приняли первые ученики в день Пятидесятницы — ибо он говорит: «...как и на нас вначале». Тем не менее при описании событий в доме Корнилия нет ни сильного несущегося ветра, ни огненных языков. То, что Корнилий и его домашние заговорили на языках, стало достаточным основанием достоверности их крещения в Духе Святом.
Из этого мы можем сделать вывод, что знамение говорения на языках, как Дух Святой дает провещевать, является установленным новозаветным свидетельством того, что человек принял крещение в Духе Святом. В подтверждение этого вывода мы можем привести следующие доказательства:
Во-первых, именно это пережили апостолы.
Во-вторых, именно это свидетельство они признавали в других.
В-третьих, апостолам не требовалось никакого иного подтверждения.
В-четвертых, нигде в Новом Завете нам не предлагается никакое другое подтверждение.
В следующей главе мы более полно рассмотрим этот вывод, а также уделим внимание тем критическим замечаниям по поводу этой истины, которые наиболее часто выдвигаются.
ПРИМИТЕ ДУХА СВЯТОГО
Целый ряд возражений выдвигается против нашего вывода, что говорение языками является установленным новозаветным свидетельством того, что человек крещен Духом Святым. Ради ясности и убедительности нам необходимо рассмотреть некоторые наиболее общие возражения в связи с этим выводом.
Одно из стандартных возражений звучит так: всякий христианин, переживший истинное обращение и спасение, автоматически принимает и Духа Святого и посему не нуждается ни в каком ином переживании или свидетельстве для того, чтобы быть уверенным в принятии Духа Святого.
Разрешить противоречивость и путаницу в этом вопросе можно, разобравшись в одной важной библейской истине: в Новом Завете идет речь о двух различных и раздельных переживаниях, которые оба названы «принятием Духа Святого». Это означает, что христианин может «принять Духа Святого» в одном смысле фразы, и необязательно в другом.
Пример апостолов
Простым способом различения этих двух переживаний является сравнение событий двух воскресений, каждое из которых уникально и имеет особое историческое значение для Церкви Христовой. Во-первых, это тот день, когда воскрес Господь; во-вторых, это день Пятидесятницы.
День воскресения описан в Евангелии от Иоанна 20:22. Когда Иисус явился группе апостолов в первый раз после Своего Воскресения, Он
...дунул, и говорит им: примите Духа Святого...
Акт выдыхания соответствовал словам «примите Духа Святого». В греческом языке слова «дух» и «дыхание» обозначены одним и тем же словом — «пневма». Поэтому слова Иисуса можно было бы перевести как «примите Святое Дыхание». Далее, повелительная форма глагола «примите» указывает на то, что принятие было единовременным, полным переживанием, которое состоялось, когда Иисус произнес эти слова. Поэтому не подлежит сомнению, что в тот момент апостолы таки «приняли Духа Святого».
В этот момент встречи с воскресшим Христом апостолы пережили переход от «ветхозаветного спасения» к «новозаветному спасению». До того момента верующие Ветхого Завета ожидали верой, через пророчества и прообразы событие искупления, которому предстояло состояться. Те же, кто разделяют «новозаветное спасение», с другой стороны, смотрят назад на уже проишедшее историческое событие: смерть и воскресение Христа.Их спасение полное.
В Послании к Римлянам 10:9 Павел перечисляет два условия, необходимые для получения новозаветного спасения:
Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься...
Нужно исповедовать* Иисуса Господом и верить, что Бог воскресил Его из мертвых. До Воскресения апостолы уже исповедовали Иисуса Господом. Но теперь, в первый раз, они также уверовали, что Бог воскресил Его из мертвых. Так их спасение стало полным.
Именно в этот момент они пережили рождение свыше. Дух Святой, Который Иисус вдохнул в них, дал им совершенно новую жизнь — жизнь, которая восторжествовала над грехом и сатаной, над смертью и могилой.
Это переживание апостолов является образцом для всех, кто рождается свыше. Рождение свыше состоит из двух важных элементов: непосредственного и личного откровения о воскресшем Христе; и принятия Духа Святого в качестве вечной божественной жизни. Это не расходится со словами Павла в Римлянам 8:10: «Дух жив для праведности» — т.е. для праведности, которая вменяется всем верующим в Христову смерть и Воскресение.
Тем не менее даже после этого чудесного переживания Иисус недвусмысленно сказал апостолам, что их опыт с Духом Святым все еще не был полным. Он не повелел им сразу идти и проповедовать, но вернуться в Иерусалим и ожидать, пока они будут крещены в Духе Святом и, таким образом, получат силу свыше для эффективного свидетельства и служения.
В Евангелии от Луки 24:49 Иисус говорит:
...И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
В Деяниях 1:5 Он объясняет полнее:
...Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.
И снова, в Деяниях 1:8:
...Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями...
Почти все комментаторы Библии соглашаются в том, что это обещание крещения в Духе Святом было исполнено в день Пятидесятницы. Кульминационный момент этого переживания описан в Деяниях 2:4:
И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать.
В день воскресения Христова апостолы приняли дыхание Духа от Христа и, таким образом, вошли во спасение и возрождение. Но только в день Пятидесятницы, семью неделями позже, они были крещены — исполнились Духом Святым. Это говорит о том, что спасение или возрождение является переживанием, отличающимся от крещения в Духе Святом, хотя оба они названы «принятием Духа Святого».
В день Пятидесятницы, как описано в Деяниях 2:33, Петр объясняет, что именно Христос после Своего вознесения излил Духа Святого на ожидающих учеников:
Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
Итак, мы можем подвести итоги различия между двумя переживаниями принятия Духа Святого, в день воскресения и в день Пятидесятницы, соответственно.
В день воскресения Христова мы имеем:
воскресшего Христа,
вдохнутого Духа
(то есть Духа, Который был принят вдохом),