Библейская модель обличения
Что отец Джо мог бы сделать по-другому? Из каких элементов, если следовать Библии, должно состоять обличение? Как избежать ошибок и заблуждений, описанных в этой главе? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим библейскую модель обличения.
Проверьте свое сердце. Обличение начинается с вас самих. Поскольку мы все боремся с грехом, пребывающим в нас, то нам следует начинать с самих себя. Мы должны убедиться, что победили гнев, нетерпение, самоправедность, обиду и ожесточение. Если мы начнем с исповедания собственных грехов, нам будет намного проще помочь другим покаяться.
Помните о своем призвании. Обличение не основывается на вашем мнении о человеке. Вы исполняете служение Божьего посланника, и ваша задача состоит в том, чтобы верно и без искажений передать сообщение Царя. Иными словами, перед вами стоит цель – помочь людям понять мнение Бога о них и принять его.
Пересмотрите свое отношение к ближним. Проявляете ли вы доброту, смирение, терпение, снисхождение, сострадание и любовь, когда разговариваете с людьми? Отсутствие этих качеств [155] помешает обличению, которое должно приносить славу Богу и производить перемену в людях. Нам нужно проверить как содержание наших разговоров, так и наше отношение к окружающим.
Признайте свои ошибки. Очень важно приступать к обличению, смиренно осознавая, кто мы есть на самом деле. Понимая, что тоже нуждаемся в Господнем прощении, мы обретаем способность быть терпеливыми и прощать того, кому Бог призвал нас служить.
Мудро используйте слова. Чтобы достичь результата, нужно хорошо подготовиться к обличению. Нужно продумать, какие слова мы собираемся использовать в разговоре. Нам нужно просить Бога, чтобы Он помог нам подобрать именно те слова, которые помогли бы нам правильно передать Его весть.
Размышляйте о Писании. Истинное обличение всегда основывается на Библии. Она направляет как содержание нашей речи, так и способ выражения мыслей. К обличению необходимо приступать, имея четкое представление о том, что Писание говорит по данному вопросу. Это означает, что мы должны не только цитировать библейские тексты, подтверждающие нашу позицию, но и понимать, что библейские принципы, законы и повеления должны формировать наш взгляд на те проблемы, с которыми мы пытаемся разобраться.
Всегда будьте готовы слушать. Самое лучшее и наиболее эффективное обличение – это обличение в форме диалога. Мы должны дать человеку возможность высказаться, поскольку не можем заглянуть в его сердце или прочитать его мысли. Нам нужно приветствовать его вопросы и следить за тем, чтобы между нами было взаимопонимание. Необходимо постараться расслышать истинное исповедание и понять, готов ли человек предпринять конкретные шаги покаяния. Слушая его, мы узнаем, как нам следует продолжать процесс обличения.
Подождите, пока обличение подействует. Мы должны дать время Духу Святому произвести Свою работу. В Писании нигде не сказано, что правильное обличение побудит обличаемого исповедать свои грехи и покаяться в тот же день. Напротив, Библия учит нас, что перемены в человеке происходят, как правило, со временем. Нам нужно проявлять такое же терпение, какое Бог проявляет по отношению к нам самим. Терпение не ставит под угрозу Божью работу, производящую в людях перемену, а является следствием преданности ей.
Ободряйте обличаемых Благой вестью. Оставить грех нас побуждают удивительная благодать Бога, Его безмерная любовь [156] и Его постоянная помощь. Писание говорит, что благость Божья ведет людей к покаянию (Рим. 2:4). Евангельские истины – их требования и утешение, которое они приносят, – должны накладывать отпечаток на наше обличение.
Помните напряженность в отношениях между человеком, которому я когда-то оказывал духовную помощь, его пастором и старшими братьями, а также всю нелепость ситуации? Их общение друг с другом могло бы быть совершенно иным, если бы пастор следовал библейской модели обличения! Если бы отец обличал сына так, как требует того Библия, результаты были бы совершенно противоположными! Сколько добра могло бы принести обличение, если бы оно было не дубинкой, а светом, не обвинительным приговором, а призывом к новой жизни, исходящим из любящего сердца, не извещением о том, что все потеряно и ситуация безнадежна, а увещеванием продолжать битву с грехом до тех пор, пока победа не будет одержана!
Каждый из нас по-своему борется с усталостью, унынием, сомнениями, возмущением, лукавством, самоправедностью и смущением. Нам нужно не только указать на наш грех – нам нужно указать на Христа, напомнить о доверии, которое мы когда-то питали к Нему, и призвать снова всем сердцем уповать на Него. Необходимо, чтобы с наших глаз спала пелена, мешающая видеть не только грех, но и Христа! Только Его благодать дает нам повод исповедать свой грех и оставить его. В таком увещевании мы нуждаемся ежедневно.
Не сдавайтесь! У вас есть все основания продолжать борьбу! Откройте глаза, чтобы узреть Божью истину, распахните двери сердца для Его обличений, впустите в свою жизнь Его благодать и следуйте за Ним с верой. Тогда вы обретете помощь и надежду!
Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах.
Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двигнулисъ в сердце морей.
Пусть шумят, воздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.
Псалом 45:2–4
[157] Замечания личного характера: подумайте о том, как вы обличаете
1. Подвергните критическому разбору последнее обличение, адресованное вашему супругу, ребенку или другу, используя предложенную выше модель в качестве образца. В чем вы следовали библейской модели? В чем вам нужно изменить свой подход к обличению?
2. В каких ситуациях вы избегали обличать других, оставляя проблемы нерешенными и отношения невыясненными?
3. Таите ли вы на кого-нибудь злобу или обиду, лишая себя тем самым возможности конструктивно поговорить начистоту?
4. Какой грех Бог недавно открыл вам, желая напомнить о постоянной потребности в Его благодати? Помогает ли это вам со смирением относиться к ошибкам и проступкам других людей?
5. Какие библейские отрывки помогают вам видеть грех и продолжать бороться с ним? Какие возможности дает вам Бог, чтобы вы могли поделиться этим знанием с другими верующими?
Глава 10