Внешнее течение и внешние порядки такой жизни
1) Удаление от мира и от сожительства с людьми.
2. Кто хочет спастись (в мироотречном образе жизни), пусть не остается в доме своем и не живет в том городе, в котором грешил, также пусть не посещает родителей своих и ближних по плоти: ибо от этого бывает вред душе и гибнут плоды жизни [3,16].
3. Не возвращайся в город, в котором некогда грешил ты пред Богом [3, 25].
4. Не ходи смотреть, как живут родные твои, и им не позволяй приходить смотреть, как живешь ты; и даже совсем не видайся с ними [1, 11].
б) Избрание пустынножительства.
5. Духовные отцы наши утверждают, что пустынь есть самое пригодное место для размышления о смерти и верное убежище от увлечения вещами мирскими, покоящими плоть [2, 82].
6. Кто живет в пустыни и безмолвствует, тот избавлен от трех браней: от брани через слух, от брани через язык и от брани через видение того, что может уязвлять сердце его [3, 15]2.
7. Смотри, чтоб не обольстил тебя помысл, внушая, что пустынь есть место прохлаждения [2, 91].
в) Келейное уединение
8. Удалясь от молвы житейской, уединись - и будешь странник. Сидеть в келлии будет для тебя то же, что отправиться в чужую сторону [2, 49].
9. Когда выйдешь куда, всеми мерами старайся поскорее воротиться в уединилище свое, чтобы предаться молитвам своим [3, 10].
10. Когда пойдешь на жатву, не мешкай там, но скорее возвращайся в свое уединилище [1, 42].
11. Когда посетишь какого брата, не медли долго в его келлии [1, 24].
г) Келейные занятия и порядки.
12. Пребывая в келлии своей, держи следующие три занятия: рукоделие, чтение псалмов и молитву [1, 65].
13. Пребывая в келлии, вот чем занимайся: чтением Писаний, молитвою к Богу и рукоделием [3, 45].
14. Каждый день постись до 9-го часа, исключая субботы и дня Господня. Когда настанет 9-й час, иди в келлию свою (внутреннейшую)3, и прежде принятия пищи соверши молитву свою. По вкушении пищи, то читай, то молись попеременно [1, 3].
д) Молитвословие и коленопреклонения.
15. Исполняй молитвы в установленные часы, ни одного не пропуская, чтоб не дать за это ответа [1, 6].
16. Молитву свою ночью совершай, прежде чем пойдешь в церковь [1, 13]4.
17. (И всегда) прежде, чем пойдешь в церковь, молись в келлии своей [1, 45].
18. (Вообще) прежде и после общей молитвы с братьями, всегда совершай молитву и в келлии своей; и никогда не ленись этого делать [3, 68].
19. Почасту преклоняй колена, и не ленись это делать, чтоб не умереть злой смертью [3, 61].
20. Когда молишься, не допускай лености: ибо молитва ленивого – праздные слова [2, 63].
21. Когда молишься и воспоминаешь о Боге, будь как птица, легко и высоко парящая: по обету монашества и значению одежд твоих [перифраз, 1, 59].
6) Чтение и богомысленное размышление
22. Прилежи чтению писаний - и они исторгнут тебя из нечистоты (или: будут разгонять нечистые помыслы) [3, 27].
23. Если будешь постоянно и усердно заниматься чтением писаний и исполнять заповеди, то Божие милосердие пребудет с тобою [3, 66].
24. Размышляй о делах Божиих и не ленись молиться [2, 63].
25. Монах, сидящий в келлии своей с сомкнутыми устами и Бога не помнящий, похож на разоренный дом, находящийся вне города, который всегда полон всякими нечистотами, потому что, кто ни вздумает вынести нечистоты из дома своего, туда их относит. (То есть: молчит устами, а умом мечтает, помыслам поблажает и сердцем увлекается; что все есть греховный сор, бесами в душу ввергаемый) [3, 67].
7) Рукоделие и вообще труд.
26. Тело надобно порабощать и утомлять долгим трудом [3, 60].
27. Назначь себе умеренный какой-нибудь труд для келейного занятия, – и сердце твое смиренно будет [2, 50].
28. Понуждай себя на труд рукоделия - и вселится в тебя страх Божий [3, 35].
29. Будь прилежен в трудах рукодельнических - и низойдет на тебя страх Божий [3, 35].
30. Сидя в келлии, налегай на труды рукоделия, но при этом имени Господа не отпускай от себя, но непрестанно вращай Его в уме твоем, поучайся Ему в сердце твоем и хвали Его языком твоим, говоря: "Господи мой, Иисусе Христе, помилуй меня"; или: "Господи Иисусе Христе, пошли мне помощь Твою"; или: "Хвалю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе" [3, 28].
8) Пища.
31. Один (и тот же всегда) час установи себе (для принятия пищи, и принимай ее) для подкрепления тела своего, а не для услаждения [3, 60].
32. Употребляй самую простую и дешевую пищу[2, 83].
33. Хлеб твой съедай в безмолвии и с воздержанием и смотри, чтоб сидение твое (за столом) было скромно [3, 7].
34. Не ешь до сыта [1, 52].
35. Не будь жаден и падок на пищу, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои [1, 67].
36. В среду и пятницу не разрешай поста [1, 21].
37. Мяса совсем не ешь [1, 20].
38. К месту, где точат вино, не подходи [1, 19].
39. В собрания и угощения (общая трапеза) не спеши [1, 30].
40. Если придешь в какое место, где учреждается общая трапеза5, вкуси и воздай благодарение Богу [1, 35].
41. К трем чашам вина не прибавляй четвертой, разве только по какой-либо великой болезни [3, 23]6.
42. Не тотчас протягивай руку к тому, что тебе предлагается [1, 68].
43. Если ты молод, не протягивай руки своей прежде других, потому что это не скромно[1, 79].
и) Сон.
44. Спи мало и в меру - и Ангелы посетят тебя [1, 53].
45. Когда здоров, не снимай пояса своего [3, 22].
46. Когда ляжешь спать, не влагай рук твоих внутрь (м.б. за пазуху), чтоб не согрешить и не знаючи [3, 21].
10) Одежда.
47. День и ночь будь в кукуле твоем, и в мантии твоей, и во всей одежде твоей, как узник и заключенник [1, 37].
48. Не надевай одежды, которою мог бы ты величаться и хвалиться [1, 43].
49. Одежды твои береги, чтоб в день Суда не оказаться тебе нагим среди сонма других [3, 5]7.
11) Все содержание, которого главная черта – нищета.
50. Больше того, сколько тебе нужно, не сберегай ничего [1, 12].
51. Нищета есть не что иное, как умеренность во всем, или такое состояние, в котором довольствуются малым [2, 49].
52. Люби поношение паче почета, утруждение тела паче покоя, и недостаток в вещах (потребных), паче избытка [3, 5].
12) Церковное Богослужение8.
53. Дела церкви (смотрение за церковью и Богослужением) должны быть поверяемы мужу верному и Бога боящемуся [3, 11].
54. Как только ударят в било, не ленись тотчас идти в церковь [3, 9].
55. Не оставляй Богослужения, да не будет тебе это в преткновение и сеть [3, 26].
56. В церкви отнюдь не говори [1, 25].
57. Не так будь в церкви, как в таком месте, где собирается много народа (т.е. чтоб в душе не было шума и толкотни многопомышлений) [перифраз 1, 28].
58. В церкви не хорони мертвеца своего (т.е. не занимайся тем, как устроить свои житейские дела) [1, 29].
13) Соотношения
а) первое и главное – к авве, к отцу духовному, к старцам и вообще к преуспевшим.
59. Ни к какому делу, каково бы оно ни было, не приступай, не посоветовавшись с аввою монастыря [1, 32]9.
60. Пред аввою твоим и высшими себя не размножай слов [2, 37].
61. То твердо держи всегда в сердце своем, чтоб слушаться отца своего - и вселится в тебя страх Божий [3, 38].
62. Совершенство подвига твоего есть послушание; и добро человеку, если он несет иго Господне от юности – служит и повинуется [2, 92].
63. Не будь непослушен, иначе будешь орудием и сосудом всех зол и неправд [3, 37].
64. Со смирением и плачем проси отца своего, чтоб он наставил тебя в том, чего еще не знаешь, - и не будешь постыжен [3, 47].
65. Помни всегда того, кто напаяет тебя добрым учением, и от него старайся вызнать животворные заповеди – и благоуспешную проведешь жизнь по воле Господа, как написано у блаженного апостола Павла: въ сихъ поучайся, въ сихъ прeбывай: да преспеяние твое явлено будетъ во всехъ (1 Тим. 4, 15) [2, 48].
66. Если ты искренно подклонил выю свою под иго послушания, внимательно выслушивай, что говорится тебе, и потом добросовестно исполняй то по всей силе заповедания [2, 53].
67. Не скрывай от отца своего греха, сделанного тобой [3, 54].
68. Добрым нравам каждодневно учись у старших своих [1, 31].
69. Отцов своих духовных люби больше, чем родителей плотских, потому что те заботятся о тебе ради Бога [2, 38].
70. Так живи, чтоб отцы монастыря, родившие тебя духовно, порадовались славе твоей в сонме святых [3, 6].
71. Всячески заботься о том, чтоб благословение старцев монастыря почивало на тебе [3, 3].
72. Не всем открывай помыслы свои, а только тем, которые могут врачевать душу твою [1, 41].
73. Не всем открывай помыслы свои, чтоб не быть в соблазн брату своему [3, 34].
74. Ко всем имей приятельское расположение, но не всех имей советниками [2, 69].
б) взаимное – всех ко всем.
75. Старайся сделать, чтобы все люди благословляли тебя [1, 57].
76. Попечалься с братом твоим, и покажи ему доброе участие [2, 29].
77. Если какой брат усердно попросит тебя помочь ему, работай с ним весь тот день [3, 21].
78. Друзей прежде опробуй испытанием, и не всех делай себе близкими, не всем вверяйся; потому что мир полон лукавства. Но избери себе одного брата, боящегося Господа, и с ним дружись как брат с братом. А лучше всего прилепись к Богу, как сын к отцу, ибо люди все вдались в лукавство, исключая немногих. Земля полна суеты, бед и скорбей [2, 70].
в) старших к другим.
79. Если ты перестал работать греху, то говори во имя Господне и наставляй тех, коих ради хулится имя Господа: и как они мертвые и отсечены от живого Господа, постарайся, чтоб они отстали от своих мертвых дел, оживотворились и сподобились получить славу [2, 56].
80. Обличай (и исправляй) детей своих (духовных) нещадно; потому что с тебя взыщется осуждение их (если т.е. они окажутся достойными осуждения на Страшном Суде) [1, 51].
81. Обличай не щадя, но со страхом Божиим. Не приемли ничьего лица, кто бы тут ни был, и отлучай словами истины [3, 4].
82. Если какой брат придет к тебе и откроет свои помыслы – смотри, никому их не пересказывай, но молись о себе и о нем, да спасет вас Господь обоих [3, 1].
83. Не отвергай того, кто ищет веры во Христа [1, 40].
84. Кто не принимает наставлений твоих, не говори их тому [2, 68].
85. Ничего не предлагай кому-либо в правило, прежде чем сам исполнишь то делом [2, 62].
86. Величайшее из всех безобразий есть безобразие – заповедовать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел [2, 66].
г) к больным.
87. Вставая утром каждый день, заботься о больных, какие есть у вас [1, 2].
88. Ходи по больным и их сосуды наполняй водой [1, 55].
89. Все, что можешь, все лишнее раздавай больным монастыря [1, 21].
90. Если авва твой приставит тебя служить больным, служи им от всего сердца твоего, чтоб двоякую получить награду от Бога, т.е. за послушание, с любовью исполненное [2, 42].
д) к странникам.
91. Если придет к тебе брат какой, хоть не во время, прими его с радостью, чтоб он воздал благодарение Богу и на тебя не поскорбел [1, 8].
92. Если брат какой придет к тебе, смири себя во всем пред ним, покажи ему радушие ради Господа, и бойся вознестись гордостью [2, 42].
93. Лицо твое всегда должно быть печально; разве когда к тебе придут братья-странники - тогда прими вид радостный [1, 74].
14) Взаимное обращение.
94. Будь скромен во всех своих действиях [1, 77].
95. Во всем поведении своем и взаимообращении с другими усвой себе приемы бедного нищего: не величайся, ни когда ведешь беседу, ни когда поешь гимн или хвалебную песнь Богу. И когда сойдешься с братьями, слова твои да будут безыскуственны [2, 78].
96. С отроком и юношей не заводи речи, тем более не своди дружбы, и в сожительство таких не принимай чтоб не дать места диаволу [1, 4].
97. С отроком совсем не говори, ибо иначе он будет тебе в преткновение [1, 16].
98. Не бери за руку подле тебя стоящего брата и не касайся ланит его, старше ли он, или моложе тебя [3, 22].
99. Всеми силами удаляйся от людей, чуждых разума и совета [2, 64].
100. Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как бы тебя там не было [2, 71].
15) Собеседование и вообще употребление языка.
101. Не возвышай (не издавай) голоса (все молчи в келлии), разве только для молитв, уставом положенных [1, 44; 2, 35].
102. Бегай брани языка (обуздывай язык).
103. Не многословь, чтобы не удалился от тебя Дух Божий [2, 23].
104. Преславное дело - хранить молчание, подражая Господу, Который хранил молчание, несмотря на сан Ирода [2, 57].
105. Когда сойдешься вместе с подобными тебе верными, избирай лучше слушать и уразумевать, что говорено будет другими, с готовностью исполнять спасительное. Это будет гораздо лучше, чем говорить самому [2, 54].
106. Когда придешь к кому, да будет страх Божий в сердце твоем, и уста свои храни, чтоб в мире возвратиться в келлию свою [2, 36].
107. Муж мудрый хорошо знает как себя держать, потому не спешит говорить, но взвешивает, где надо говорить и где слушать; напротив, муж ненаказанный не хранит этого, в тайне держимого, управления и обуздания языка [2, 67].
108. Когда сидишь среди братий, не слишком много говори; и если будешь о чем спрашивать их, скажи то кратко со смирением [2, 39].
109. Слова твои да будут со сладостью и в назидание. Помни, что от слов - и слава и унижение [2, 32].
110. Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое. Подражай премудрым отцам нашим, которых слова всегда были полны мудрости и разума, равно как и молчание их [2, 27].
111. Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждые разума, суть колючие остны и иглы [2, 61].
112. Бегай лжи, иначе она отгонит от тебя страх Божий [3, 22].
113. Уста твои должны говорить всегда одну истину [2, 51].
114. Предметом бесед твоих да будут благодеяния Всевышнего Бога; этим ты сделаешь себя достойным получить от Него еще большие блага [2, 57].
115. Не спрашивай о делах злых, но дальше от них держи внимание свое [2, 31].
116. Не заводи пустых речей, и тем, которые заводят их, не подставляй уха, чтоб не зачерпнула им зла душа твоя [2, 56].
117. Ненавидь праздную речь о всем, что есть от мира сего [2, 14].
118. Как можно воздерживайся от шуток и забавных речей [2, 65].
119. Не кричи и не говори громко и скоро, ибо написано: кто умножает слова, тот не безопасен от греха (см. Еккл. 10, 14) [2, 46].
120. Не будь упрям и не настаивай на своем слове, чтоб не вошло в тебя зло (злость, серчание) [1, 62].
121. Не божись совсем, – ни в несомненном, ни тем паче в сомнительном деле [1, 27].
16) На случай отлучек.
122. Если необходимость заставит идти в город, – не ходи один [1, 17].
123. Когда идешь за водой, или путешествие совершаешь, читай (псалмы на память) и размышляй [1, 33].
124. Когда совершаешь путешествие с братьями, отдаляйся от них немного, чтобы сохранить молчание [1, 75].
125. Идя дорогой, не обращайся направо и налево, но перечитывай со вниманием псалмы свои и молись Богу умом. Потом, где бы тебе ни пришлось быть, с жителями места того не братайся [1, 76].
126. В толпу людей мирских не вмешивайся, но и фарисею не подражай, который делал все напоказ [1, 9].
127. Женщине не позволяй приблизиться к себе и не потерпи, чтоб она вошла в твое жилище (комнату), потому что вслед за ней идет буря помыслов [1, 10].
128. С женщиной не ешь вместе, и с отроком не входи в содружество никогда [3, 18].
129. Когда придется где ночевать, смотри, не покрывайся одной и той же одеждой с другим кем [1, 80].
130. Не ложись на одной рогоже с тем, кто моложе тебя [1, 5].
131. Двое вместе не спите на одной рогоже, разве крайняя заставит нужда. Хотя бы то был отец или брат - и это допускай с великим страхом [3, 19].
132. В гостиницах монастырских не засиживайся [1, 26].