Личность и индивидуальность
Личность (лицо, ипостась,) – свободное распоряжение человеком, данной ему от Бога природой.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, уникальное воплощение в его личности наследственного и приобретенного в течение жизни; совокупность только ему присущих мыслей, чувств, интересов, привычек, настроений, способностей, интеллекта
Можно сказать, что личность «включает» в себя индивидуальность, со всеми присущими ей качествами: умом, волей, чувствами, но не сводится, ни к чуму-то из состава этой сложной природы, ни к ее совокупности. Сама «индивидуальность» в контексте учения о личности приобретает некую ущербность, недостаточность. Индивидуальность становится явлением временного, земного и даже греховного порядка, тем, что в результате обожения должно будет уступить место чему-то несравненно большему. Индивидуальные, т.е. отличительные черты, по сути являются указанием на некую недостаточность, несовершенство, несоответствие идеалу, первообразу. Индивидуализация, как следствие разобщения личностей является результатом грехопадения. «Грехопадение раздробило и исказило когда-то общую природу человека», — пишет современный богослов И. А. Непомнящих. По слову игумена Георгия (Шестун) «Индивидуум «делит» природу, к которой принадлежит, он есть результат ее атомизации. Индивидуальность есть различение на уровне природы, точнее, результат рассеченной грехом природы…» Здесь можно обозначить вполне четкое противопоставление несовершенства индивидуума и величие личности, которая есть образ Божий в человеке.
Индивидуальность противопоставляется личности, показывает свою уникальность через эгоистичное начало. Это противоположный пониманию личности путь. Человек, показывая свою индивидуальность, уникальность, непохожесть на других, пытается самоутвердиться за счет своего эго, при этом делает разрыв в отношении между собой и другими людьми.
Истинное личностное бытие возможно только через общение с Богом.
Вопрос №8
Естественный нравственный закон в учении святого апостола Павла и отцов Церкви.
1. “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах. «(Рим. 2:14-15)
Некоторые протестантские ученые ставят под сомнение ценность этого текста в качестве библейского основания учения о естественном нравственном законе.
Прежде всего следует иметь в виду, что основной темой Послания к римлянам является абсолютная необходимость веры для оправдания человека перед Богом.
Апостол Павел стремится установить, — то, что все люди, независимо от их убеждений, имеют нужду в оправдании через Иисуса Христа. Апостол Павел говорит о всех людях вообще, о гневе Божием за совершенную людьми несправедливость, о всеобщей виновности людей перед Богом, ибо никто не может оправдаться тем, что не знал, как поступать в своей жизни, и тем, что не знал о будущем Божественном воздаянии и наказании за совершенные дела, поскольку Бог через Свое творение явил Свое могущество и присутствие в мире. Нечестивые остаются без оправдания, потому что, несмотря на возможность познать Бога и поступать в соответствии с этим знанием, прославляя и благодаря Бога, они отвратились от знания о Боге и с омраченным разумом добровольно вверглись во мрак неверия.
Таким образом, в учении апостола Павла о естественном нравственном законе можно выделить следующие основные положения:
Естественный нравственный закон дан Богом и является общим достоянием всех людей.
Это закон разума, ориентирующий каждого человека в выборе добра. Знание добра имеет не просто теоретический характер, но и внутренне обязывающую силу.
Все люди ответственны за нарушение требований нравственного закона и знают, что неповиновение закону влечет за собой будущее возмездие.
B.
Православный Восток связывал учение о естественном нравственном законе с глубоким христианским опытом. Здесь всегда имелась в виду цель спасения и обожения человека.
Афинагор Афинский: Бог сотворил человека из бессмертной души и тела и дал ему разум и внутренний закон для сохранения всего того, что было дано человеку Богом как нечто необходимое для его существования и жизни. – (не цитата!)
Отцом учения о естественном нравственном законе следует считать святого Иустина Философа. Святой Иустин учит о Христе как Предвечном Логосе. Основное положение учения святого Иустина состоит в том, что Бог сотворил человека способным избирать истину и поступать справедливо. “Разговор с Трифоном-иудеем.”: “Бог установил то, что всегда и везде является справедливым, и любой народ знает, что блудодеяние, супружеская измена, убийство и тому подобное есть грех. И всякий человек, совершающий такие дела, не может освободиться от мысли, что совершает беззаконие, за исключением людей, одержимых нечистым духом или испорченных плохим воспитанием и привычками.”
Другой представитель ранней патристики — святой Ириней Лионский говорит, что при творении Бог вложил в человека восприятие нравственного закона: Он дал ему знание добра и зла, и это знание состоит в том, чтобы верить и повиноваться Богу и исполнять Его заповеди.
Климент Александрийский, следуя святому Иустину Мученику, стремится обогатить христианскую мысль всеми достижениями греческой философии. Он отмечает, что знание добра и зла достигается человеком посредством естественного закона, данного Богом: “От Бога закон природы и закон Откровения, которые составляют нечто одно”.
Ориген, рассматривая человека как образ Божий, выделяет способность человека правильно поступать. Согласно Оригену, эта способность присуща человеку, благодаря установленному Богом естественному закону.
Тертуллиан говорит, что естественный нравственный закон является общим для всего человечества, и учит, что все совершенное человеком против природы должно заслужить осуждение среди людей, как нечто позорное и ужасное. На вопрос язычников, что такое закон, Тертуллиан отвечает: “Вы спрашиваете о законе Божием — он общий для всего человечества и высечен на скрижалях нашей природы, на которые указывает апостол.”