К чему приводит неумелое обличение
Каждый из нас хотя бы раз в жизни становился жертвой обличения. Поэтому, когда о нем заходит речь, мы испытываем те же чувства, которые переполняют нас, когда мы идем на прием к зубному врачу. Мы проигрываем в уме самые худшие варианты развития событий. При этом мы пытаемся составить план действий для того или иного случая. Мы не только боимся, что нас самих будут обличать, но и боимся обличать других. Нас беспокоит, сможем ли мы правильно выразить свою мысль, выбрать нужный момент и подходящую обстановку. Мы волнуемся из-за того, что наши слова будут неправильно восприняты, или что откровенный разговор плохо повлияет на наши отношения с человеком. И обличаемый, и обличающий обычно считают такую ситуацию неестественной, напряженной и неудобной. Поэтому мы, граждане Божьего царства, всячески стараемся избегать обличений.
[141] Как-то один пастор попросил меня присутствовать на собрании, где он собирался обличить члена своей церкви. (Прежде я был душепопечителем этого человека.) Тот вечер был каким-то странным и нелепым. Первое, что поразило меня, было страдальческое приветствие, которым обменялись пастор, старшие братья и этот человек. Когда-то все они были хорошими друзьями. Была предпринята попытка отнестись с теплотой друг ко другу, однако она выглядела неестественной и вымученной. Обменявшись словесными формальностями, мы сели, и в комнате воцарилось молчание, которое, казалось, будет длиться вечно. Все чувствовали себя скованно, ни у кого не было не то что улыбки, а даже доброжелательного выражения на лице. Никто не смотрел друг другу в глаза. Мне хотелось встать и закричать: «Что здесь происходит? Так не должно быть!» Но я сдержался.
Пастор предложил начать с молитвы. Было заметно, что и во время молитвы он чувствовал себя не в своей тарелке – точно так же, как тогда, когда мы приветствовали друг друга. Затем он произнес: «Ты знаешь, Боб, для чего мы собрались здесь? Мы собрались, чтобы поговорить о том, что волнует нас на протяжении долгого времени». Боб чувствовал себя весьма неуютно. В тот момент он наверняка предпочел бы оказаться в кабинете зубного врача. Пастор достал из портфеля шесть отпечатанных листов, на которых были перечислены обвинения, выдвинутые против этого человека, и начал зачитывать вслух весь список. Не было никакого обсуждения, никакого обмена мнениями. Боб сидел и молча слушал, поеживаясь и испытывая смущение, когда оглашалось очередное обвинение. После того как была прочитана последняя страница, Боба спросили, готов ли он признаться и покаяться во всем этом. Казалось, он испытывал чувство растерянности, обиды и гнева. Пастор же сердито смотрел на него, как судья на подсудимого.
В тот момент я уже не мог больше сдерживаться. Я встал и попросил разрешения внести некоторые предложения (используя основные принципы обличения, которые мы рассмотрим позже в этой главе). Я надеялся, что мы сможем изменить тактику и извлечь хоть какую-то пользу из этой ужасно неприятной ситуации.
Совсем другой путь
Я много раз мысленно возвращался к событиям того вечера. Неудивительно, что люди так отрицательно относятся даже к самому слову «обличение»! Тяжело признаваться в совершенном [142] грехе и говорить о нем, но отношение окружающих делает эту и без того трудную задачу еще более трудной. В результате человек, вместо того чтобы исповедать свой грех, продолжает утаивать его до тех пор, пока он не приобретает таких угрожающих размеров, что скрыть его больше невозможно. Проблемы, бывшие когда-то незначительными, становятся весьма серьезными и запутанными, что значительно усложняет процесс обличения.
Всякий раз, размышляя об обличении, я вспоминаю Нафана (2 Цар. 12). Перед ним стояла очень непростая задача. Бог призвал его обличить царя Давида. Данная история весьма поучительна для нас. Во-первых, мы видим, что даже Давид нуждался в обличении! Нафану не требовалось выводить на чистую воду что-то тайное и трудно уловимое, будь то грех гордости или эгоизма, который трудно заметить. Давид совершил прелюбодеяние и убийство!
Во-вторых, Нафан должен был обличить Давида, помазанного царя Израилева, который с раннего детства был наставлен в Писании. Несомненно, Давид знал закон Господень. Тогда почему же он не испытывал угрызений совести? Почему его не угнетало сознание собственной греховности? Почему другой человек должен был прийти к нему и указать на то, что и так было совершенно очевидно?
В этом как раз и заключается смысл данной истории. Она открывает перед нами сокровенные глубины человеческого сердца и Божье обещание, основанное на завете, суть которого в том, что Господь не оставит нас в слепоте и восстании против Него, но пошлет нам Свою искупительную благодать. Давид прелюбодействовал с женой другого человека, спланировал его убийство и без какого-либо чувства раскаяния вернулся к исполнению своих царских обязанностей. До тех пор, пока Нафан не рассказал ему удивительную историю о бедняке и его единственной овечке, он не понимал, что совершил отвратительный грех против Бога, Урии, Вирсавии и всего народа израильского. Какой яркий пример лукавства и испорченности человеческого сердца! Какое отрезвляющее напоминание о том, что все мы нуждаемся в Божьем вмешательстве в наши дела! Мы также способны мириться с грехом, который совершаем против Бога и других людей. Мы тоже часто продолжаем жить как ни в чем не бывало, считая, что у нас все в порядке. Мы также нуждаемся в том, чтобы Бог находил людей, готовых взять на себя нелегкий труд обличения, чтобы помочь нам увидеть себя такими, какими видит нас Бог. Эта глава написана для того, чтобы мы могли по-новому взглянуть на то, [143] как Бог призывает нас вмешиваться в жизнь друг друга. Итак, в чем состоит наша нужда и какую помощь Господь призывает нас оказывать друг другу?
Хотя Бог избавил нас от власти тьмы и ввел в царство света, мы по-прежнему нуждаемся в помощи. Я не хочу преуменьшать важность того факта, что мы были освобождены от власти тьмы и стали гражданами царства Сына Божьего, однако на этом спасение Христово не заканчивается, а только начинается. Некогда Он лишил тьму власти над нами, а теперь удаляет всякую тьму из наших сердец, делая нас такими же святыми, как Он Сам. Именно так Он использует Свою царскую власть над нами в настоящем: Он освящает нас. Все авторы апостольских посланий пишут о славе оправдания, но они также признают абсолютную необходимость непрерывного процесса освящения. (Послание к Римлянам, 8 глава и Первое послание Петра, 1 глава – это классические примеры сочетания оправдания и освящения.)
Размышляя о том, какую работу Бог проводит с гражданами Своего царства (о нашем освящении), мы еще лучше понимаем, как должны общаться, чтобы наше общение соответствовало замыслу Бога. Здесь мы снова находим библейские указания, касающиеся всего того, что нам следует говорить друг другу. Ведя разговор, мы обязаны помнить об основной работе, которая проводится в сердцах граждан Божьего царства. Битва еще не закончена. Владычество греха сокрушено, но еще предстоит разоблачить и окончательно изгнать тьму из наших сердец. Бог определил, что общение должно способствовать достижению этой цели. Новый Завет учит, что наше вмешательство в дела друг друга не должно ограничиваться случайными обличениями. Нет, мы должны жить так, чтобы постоянно взаимодействовать друг с другом как члены тела Христова. Если мы последуем этому возвышенному новозаветному призыву, наша речь радикально изменится и будет разительно отличаться от речи людей мира сего. Общаясь с людьми, мы не должны забывать об искуплении, которое продолжает совершаться. Нам следует помнить, что разговор затрагивает не только сиюминутные вопросы, лежащие на поверхности, но и имеет вертикальное измерение.
Возможно, вы недоумеваете: «Разве мы не должны обращать внимание на реальные жизненные ситуации: ядовитое замечание, неоплаченный счет, нарушенное обещание, семейную ссору, невнимание со стороны мужа, постоянные придирки со стороны жены, машину, снова возвращенную с пустым баком, громкую рок-музыку, жесткий контроль со стороны пресвитера церкви, [144] борьбу за то, кто первым воспользуется ванной комнатой, и т. д.? Разве мы призваны служить другим постоянно?» Вопрос не в том, должны ли вы вникать во все эти ситуации и разбираться с ними, – вы просто обязаны. Вопрос в другом: «Как вы будете это делать?» Учитывая живущий в нас грех и непрестанную работу по нашему освящению, которую проводит Бог, мы призваны к общению, цель которого неизмеримо выше решения сиюминутных проблем. Нам необходимо рассматривать свои слова как инструменты в руках Бога. Поэтому мы должны стремиться решать ту или иную проблему таким образом, чтобы способствовать делу, которое Господь совершает, используя возникшую ситуацию. Признание реальности живущего в нас греха – это ключевой элемент всякого разговора, прославляющего Бога.