Мнение представляется более верным, чем первое»

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ

Глава с подобным разъяснением уже была представлена читателю ранее [см. гл. 22. — Ред.].

Возвращаясь к этой теме, автор уделяет ей особое внимание, поскольку таухид может быть достигнут,

Сохранен и укреплен только в случае исключения любых путей, ведущих к ширку. Если ранее

Говорилось о защите таухида путем преграждения действенных и практических путей, ведущих к его

Нарушению, то в этой главе речь идет о его защите правильным этике-том и тщательным подбором

Слов.

Любое высказывание, содержащее в себе чрезмерное возвеличивание и которое может привести

К ширку, должно быть исключено во имя достижения подлинного таухида.

Итогом сказанного является то, что подлинный таухид достигается тщательным соблюдением его

Условий, столпов и сопутствующих обстоятельств с абсолютным исключением явных и скрытых

Нарушений таухида в словах, делах, чувствах и убеждениях.

Подробное разъяснение этого уже приводилось в предыдущей главе.

Глава 67

О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Смысл высказывания Всевышнего «...а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке

Его...» (Толпы, 67).

Эти и подобные им знания еще сохранялись у иудеев, живших во времена Пророка, да

Благословит его Аллах и приветствует, которые тогда еще' не отрицали этого и не занимались их

Аллегорическим толкованием.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил истинность того, что рассказал

Ему ученый, а Аллах удостоверил это ниспосланным аятом.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся, когда услышал то великое

Знание, которое раскрыл ему ученый.

Упоминание о наличии у Аллаха двух рук и размещении Им всех небес в правой руке, а всех

Земель — в левой.

Упоминание о том, что вторая рука называется левой.

Упоминание в хадисе о высокомерных и заносчивых людях.

Слова Ибн Аббаса: «...подобно горчичному зернышку в руке одного из вас».

Величие Престола по отношению к небу.

Величие Трона по отношению к Престолу.

Трон является чем-то отличным от Престола и воды.

Расстояние между каждым небом и следующим.

Расстояние между седьмым небом и Престолом.

Расстояние между Престолом и водой.

Трон находится над водой.

Аллах находится над Троном.

Расстояние между небом и землей.

Каждое из небес простирается на расстояние в пятьсот лет.

Глубина моря, находящегося над небесами, составляет пятьсот лет, хотя Всевышнему и

Всемогущему Аллаху все' это ведомо намного лучше.

Всевышний Аллах сказал:

«Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней

В руке Его в день Воскресения, а небеса скручены Его десницей. Хвала Ему, и Превыше Он

того, что они к Нему приобщают!»*(Толпы, 67).

*Ибн Касир в своем комментарии к этому аяту писал: «Мушрики не ценили Аллаха достойным

Образом и поклонялись помимо Него другим божествам. Однако Он — Самый Великий, и нет более

Великого, чем Он. Он — Всемогущий, Он — Царь всего сущего, и все находится в Его подчинении и

Под Его могуществом». Мухаммад ибн Ка'б сказал: «Если бы они ценили Его достойным образом, то

Не отвергали бы Его». Ибн Аббас же сказал: «Неверные не веруют в могущество Аллаха над ними.

Тот, кто уверовал в то, что Аллах Всемогущ, оценил Его достойным образом, а тот, кто не уверовал в

Это, не оценил Его достойным образом».

Ибн Масуд рассказывал:

«Однажды к посланнику Аллаха пришел один из иудейских ученых и сказал: "О Мухаммад!

Мы считаем, что Аллах [в день Воскресения. — Ред.] разместит небеса на одном пальце, земли

— на другом, деревья — на третьем, воды — на четвертом, богатства — на пятом, а все

остальные Свои творения — на шестом, и скажет: "Я — Царь". Пророк рассмеялся,

Соглашаясь со словами ученого, а затем прочитал аят: «Не ценили они Аллаха достойным

Образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в день Воскресения...» (Аль

Бухари 8/423 и 13/397, Муслим (2786), Ахмад 1/457, ат-Тирмизи [3239]).

В ривайе у Муслима говорится: ...а горы и деревья — на седьмом. Он потрясет ими и скажет:

«Я—Царь. Я— Аллах».

В ривайе же, приведенной аль-Бухари, говорится: «...разместит небеса на одном пальце, воды

И богатства — на другом, а все остальные Свои творения — на третьем...».

Муслим приводит слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданные Ибн

Умаром:

В день Воскресения Аллах свернет небеса и возьмет в Свою правую руку, а затем скажет: «Я

— Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?» Затем Он свернет все семь земель и возьмет

их в левую руку и скажет: «Я — Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?» (Муслим [2788]).

Ибн Аббас сказал: «Семь небес и семь земель размещаются в ладони Милосердного подобно

Горчичному зернышку в руке одного из вас».

Ибн Джарир сказал:

Йунус [ибн Абд аль-А'ла. — Ред.} рассказал мне от Ибн Вахба от Ибн Зайда от его отца

следующий хадис: "Посланник Аллаха сказал: Семь небес по сравнению с Престолом (аль-Курси.

— Ред.) подобны семи дирхемам, брошенным в щит».

Он же передал хадис Абу Зарра, который сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Престол по сравнению с Троном (аль-Арш. — Ред.)

Наши рекомендации