Мнение представляется более верным, чем первое»
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ
Глава с подобным разъяснением уже была представлена читателю ранее [см. гл. 22. — Ред.].
Возвращаясь к этой теме, автор уделяет ей особое внимание, поскольку таухид может быть достигнут,
Сохранен и укреплен только в случае исключения любых путей, ведущих к ширку. Если ранее
Говорилось о защите таухида путем преграждения действенных и практических путей, ведущих к его
Нарушению, то в этой главе речь идет о его защите правильным этике-том и тщательным подбором
Слов.
Любое высказывание, содержащее в себе чрезмерное возвеличивание и которое может привести
К ширку, должно быть исключено во имя достижения подлинного таухида.
Итогом сказанного является то, что подлинный таухид достигается тщательным соблюдением его
Условий, столпов и сопутствующих обстоятельств с абсолютным исключением явных и скрытых
Нарушений таухида в словах, делах, чувствах и убеждениях.
Подробное разъяснение этого уже приводилось в предыдущей главе.
Глава 67
О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Смысл высказывания Всевышнего «...а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке
Его...» (Толпы, 67).
Эти и подобные им знания еще сохранялись у иудеев, живших во времена Пророка, да
Благословит его Аллах и приветствует, которые тогда еще' не отрицали этого и не занимались их
Аллегорическим толкованием.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил истинность того, что рассказал
Ему ученый, а Аллах удостоверил это ниспосланным аятом.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся, когда услышал то великое
Знание, которое раскрыл ему ученый.
Упоминание о наличии у Аллаха двух рук и размещении Им всех небес в правой руке, а всех
Земель — в левой.
Упоминание о том, что вторая рука называется левой.
Упоминание в хадисе о высокомерных и заносчивых людях.
Слова Ибн Аббаса: «...подобно горчичному зернышку в руке одного из вас».
Величие Престола по отношению к небу.
Величие Трона по отношению к Престолу.
Трон является чем-то отличным от Престола и воды.
Расстояние между каждым небом и следующим.
Расстояние между седьмым небом и Престолом.
Расстояние между Престолом и водой.
Трон находится над водой.
Аллах находится над Троном.
Расстояние между небом и землей.
Каждое из небес простирается на расстояние в пятьсот лет.
Глубина моря, находящегося над небесами, составляет пятьсот лет, хотя Всевышнему и
Всемогущему Аллаху все' это ведомо намного лучше.
Всевышний Аллах сказал:
«Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней
В руке Его в день Воскресения, а небеса скручены Его десницей. Хвала Ему, и Превыше Он
того, что они к Нему приобщают!»*(Толпы, 67).
*Ибн Касир в своем комментарии к этому аяту писал: «Мушрики не ценили Аллаха достойным
Образом и поклонялись помимо Него другим божествам. Однако Он — Самый Великий, и нет более
Великого, чем Он. Он — Всемогущий, Он — Царь всего сущего, и все находится в Его подчинении и
Под Его могуществом». Мухаммад ибн Ка'б сказал: «Если бы они ценили Его достойным образом, то
Не отвергали бы Его». Ибн Аббас же сказал: «Неверные не веруют в могущество Аллаха над ними.
Тот, кто уверовал в то, что Аллах Всемогущ, оценил Его достойным образом, а тот, кто не уверовал в
Это, не оценил Его достойным образом».
Ибн Масуд рассказывал:
«Однажды к посланнику Аллаха пришел один из иудейских ученых и сказал: "О Мухаммад!
Мы считаем, что Аллах [в день Воскресения. — Ред.] разместит небеса на одном пальце, земли
— на другом, деревья — на третьем, воды — на четвертом, богатства — на пятом, а все
остальные Свои творения — на шестом, и скажет: "Я — Царь". Пророк рассмеялся,
Соглашаясь со словами ученого, а затем прочитал аят: «Не ценили они Аллаха достойным
Образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в день Воскресения...» (Аль
Бухари 8/423 и 13/397, Муслим (2786), Ахмад 1/457, ат-Тирмизи [3239]).
В ривайе у Муслима говорится: ...а горы и деревья — на седьмом. Он потрясет ими и скажет:
«Я—Царь. Я— Аллах».
В ривайе же, приведенной аль-Бухари, говорится: «...разместит небеса на одном пальце, воды
И богатства — на другом, а все остальные Свои творения — на третьем...».
Муслим приводит слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданные Ибн
Умаром:
В день Воскресения Аллах свернет небеса и возьмет в Свою правую руку, а затем скажет: «Я
— Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?» Затем Он свернет все семь земель и возьмет
их в левую руку и скажет: «Я — Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?» (Муслим [2788]).
Ибн Аббас сказал: «Семь небес и семь земель размещаются в ладони Милосердного подобно
Горчичному зернышку в руке одного из вас».
Ибн Джарир сказал:
Йунус [ибн Абд аль-А'ла. — Ред.} рассказал мне от Ибн Вахба от Ибн Зайда от его отца
следующий хадис: "Посланник Аллаха сказал: Семь небес по сравнению с Престолом (аль-Курси.
— Ред.) подобны семи дирхемам, брошенным в щит».
Он же передал хадис Абу Зарра, который сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Престол по сравнению с Троном (аль-Арш. — Ред.)