О том, что нельзя отказывать просящему именем Аллаха
[Шейх Салих али Шейх говорит]: В этой главе, как и предыдущих, говорится о возвеличивании Всевышнего Аллаха, Его имен и атрибутов. Его возвеличивание относится к совершенному единобожию и помогает воплотить его в жизни. Кто просит именем Аллаха, тот просит чем-то великим. Он просит убежища именем Того, Кто владеет всем сущим. Как после этого можно отвергнуть того, кто просит Его именем? Поэтому к обязательному возвеличиванию относится то, что нельзя отказывать никому, кто попросил ради Всевышнего Аллаха. Если человек обращается к другим с просьбой и просит удовлетворить ее именем Аллаха, то ему нельзя отказывать из уважения к Великому и Могучему Аллаху. Нужно быть тем, чье сердце возвеличивает Всевышнего Аллаха и содрогается при его поминании, как сказал Аллах:
﴾ إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُم ﴿
«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха». (Сура аль-Анфаль, аят 2)
Они начинают испытывать страх, когда упоминают Аллаха, так как они знают о Нём и о том, чего Он достоин. Поэтому, если кто-то просит единобожника именем Аллаха, тот не может отказать, так как он возвеличивает Всевышнего Аллаха.
Ученые говорят, что бывают такие моменты, когда кто-то попросил именем Аллаха и обязательно ему ответить, а отказывать запрещено. А иногда бывают такие ситуации, когда отвечать ему необязательно. Это мнение шейх уль-Исляма ибн Теймийи (да смилуется над ним Аллах) и многих ученых после него.
Другие же ученые говорят, что запрещено отказывать тому, кто попросил именем Аллаха в любых ситуациях. А третьи говорят, что ответить ему всего лишь желательно (мустахабб).
Разберем мнение шейх уль-Исляма. Он считает, что отказывать человеку, который обращается к определенному человеку с конкретной просьбой, категорически запрещено. Речь идет о человеке, который не просит о чем-то всех подряд, а обратился именно к тебе. Сюда не относится бедняк, который сначала просит этого, потом того, а потом третьего. Также сюда не относится тот, кто лжет, говоря, что он в чем-то нуждается. Если же человек не обращается с этой просьбой непосредственно к тебе, а обращается сразу к нескольким людям, то помочь ему не является обязательным.
Поэтому у нас в этом вопросе есть три положения:
1 - Запрещено отказывать просящему именем Аллаха, если он обращается к определенному человеку с конкретной просьбой. Это касается того случая, когда человек может выполнить просьбу просящего.
2 - Желательно не отказывать просящему именем Аллаха, если он обращается не только к тебе, а к многим людям.
3 - Дозволено отказывать просящему именем Аллаха, если человек знает, что тот, кто просит его, является лжецом.
Абдуллах Ибн ‘Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то попросил у вас что-либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил у вас убежища именем Аллаха, то предоставьте его ему; если кто-то позвал вас (в гости), то ответьте ему; если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, а если вы не найдёте чем отблагодарить, то сделайте за него ду‘а, пока не посчитаете, что вы его отблагодарили». Передали ат-Тайалиси, 1895; Ахмад, 2/68; аль-Бухари в «Адаб аль-Муфрад», 216; Абу Дауд, 1672; ан-Насаи, 5/82; ибн Хиббан, 3408; аль-Хаким, 1/412.
«Если кто-то попросил у вас убежища именем Аллаха, то предоставьте его ему» - если человек просит о помощи и покровительстве именем Аллаха, то ему следует оказать покровительство, потому что он прибег к имени Того, Кто больше всего заслуживает, чтобы Его именем просили защиты и покровительства. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда дочь аль-Джауна ввели (как невесту) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, она воскликнула: «Прибегаю к защите Аллаха от тебя!» — и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты прибегла к защите Великого, так возвращайся же к своей семье». аль-Бухари, 5254. Она прибегла к Аллаху от него и пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставил её.
«Если кто-то позвал вас (в гости), то ответьте ему» - большинство ученых считало, что это относится только к приглашению на свадьбу. Что же касается приглашений по другим случаям, то отвечать на них является желательным.
«Если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его» - если же человеку сделали добро, то он должен ответить на него таким же добром. Если человеку когда-то помогли деньгами, то он также должен отблагодарить деньгами.
Это предписано для того, чтобы раб мог очистить свое сердце, и тогда, вспоминая об оказанной ему услуге, он не будет испытывать унижение или смирение перед другим творением. Но если он не может ответить своему благодетелю равноценным добром, то он должен молиться за него до тех пор, пока не решит, что он уже отблагодарил его. Взойти на такую высокую ступень могут только искренние верующие, подлинно убежденные в единобожии, и мы просим Аллах сделать нас одними из них.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1.Необходимость предоставления убежища тому, кто просил его именем Аллаха.
2.Необходимость удовлетворения просьбы просящего именем Аллаха.
3.Необходимость ответа на зов того, кто зовёт в гости.
4.Необходимость отблагодарить того, кто сделал вам добро.
5.Если человек не имеет возможностей отблагодарить, то ему необходимо сделать за него ду‘а.
6.Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:«...Пока не посчитаете, что вы его отблагодарили».
بابٌ لا يُسأل بوجه الله إلا الجنة