Демоническая природа (16.7-20)

Основная тема:

Насколько человек отречен и бескорыстен, настолько он и достоин освобождения.

Подпункты:

Глава 16 описывает два противоположных вида мышления, один из которых ведет к рабству, а другой - к освобождению из баньянового древа материального существования. Эти два образа мыслей присущи соответственно демоническим и божественным натурам.

Интересно отметить, что эта глава находится в разделе гьяна-йоги «Бхагавад-гиты». На первый взгляд, она не похожа на другие главы гьяна-йоги. Она не содержит в себе анализа философских тем, т.к. представляет собой описание определенных видов существ. Но она предназначена для того, чтобы развить в человеке умение различать. Глубоко поняв знание о качествах, ведущих к освобождению, и о качествах сковывающих, человек может отказаться от деятельности, в основе которой лежит ложное эго. И таким образом, он сможет утвердиться в правильном понимании своего «я».

I. Демонческие натуры характеризуются тем, что они пренебрегают наставлениями шастр. (16.7-8, 23-24).

Искреннее желание следовать шастрам или осознанное нарушение их принципов - это, в каком-то смысле, есть та грань, которая разделяет божественные и демонические натуры. Принимая искреннюю приверженность шастрам за грань, разделяющую божественные и демонические натуры (нельзя считать этой гранью только поведение), мы придем к интересному заключению. Например, тот, кто имеет дурные наклонности, не считается демонической натурой, если он строго и должным образом следует шастрам, т.к. он следует процессу, который очистит его.

А. Из-за того, что демонические натуры отвергают шастры, они не развивают высшие качества и остаются нечистыми, безнравственными и лживыми. (16.7)

Б. В конечном счете, они отрицают существование связи между Творением и Богом. Они придумывают свои собственные теории, объясняющие творение, не признавая руководства Бога. Каждый из них считает себя высшим авторитетом, который вправе выбирать, как ему распоряжаться этим миром. (16.8, 10-16)

1. В известном смысле, истинным корнем демонического образа мыслей является внутренний выбор души, выбор между «за Кришну» и «против Кришны». Всякий другой выбор, который совершается впоследствии, есть лишь результат этого основного выбора. Итак, демонические и божественные натуры, в конечном счете, отражают внутреннюю ориентацию души к Кришне или от Него.

2.Есть два типа людей, подпадающих под общее описание демонических натур - это материалисты и имперсоналисты. Ни те, ни другие не видят связи между энергией Кришны и Им Самим. Материалисты видят мир как место для своих наслаждений, и поэтому считают, что он не связан с Господом. Имперсоналисты же в конечном счете говорят, что материальный мир не существует, он не имеет связи с Абсолютом.

II. Господь Кришна рождение за рождением ввергает тех, кто обладает демонической природой, в низшие формы жизни. (16.19-20)

На это можно возразить, что если Господь постоянно ввергает демонические натуры в низшие формы жизни, то, должно быть, Он не всемилостив. Но часть милости Господа и проявляется в том, что Он отвечает взаимностью на стремления живого существа. Если живое существо желает очутиться в положении, когда оно может полностью забыть о Кришне и повелевать материальной энергией, Кришна дает ему эту возможность.

Выбор: избежать высшего предназначения (16. 21-24)

Основная тема:

Чтобы достичь освобождения от состояния обусловленности, нужно следовать наставлениям писаний, а не диктату низших гун природы.

Подпункты:

А. Как человек становится демонической натурой и попадает в адские условия жизни? В ад ведут трое врат: вожделение, гнев и жадность. Господь Кришна описывает, как не попасть под контроль этих трех пороков - нужно действовать согласно наставлениям шастр, а не под влиянием собственных обусловленных побуждений.

Б. Тот, кто пренебрегает наставлениями шастр, не сможет достичь совершенства. (16.23-24)

Суть всего ведического знания в том, чтобы стать преданным Господа. Тот, кто полностью занят преданным служением, понял смысл всего ведического знания. Тот, кто не находится на этом высоком уровне, должен следовать наставлениям писаний для постепенного возвышения посредством деятельности.

Писания дают правила и ограничения для всех членов системы варнашрамы. Эти правила являются моральным кодексом, который, если правильно ему следовать, приведет к самоосознанию. Причина рабства живого существа состоит в том, что у него есть желание наслаждаться, удовлетворяя чувства. Предписания шастр регулируют процесс удовлетворения чувств. Это приводит к прекращению отождествления себя с телом. Неследование наставлениям шастр ведет к ужесточению материального рабства и к усилению страданий, вызванных этим рабством.

Следование наставлениям писаний возвысит человека из низших гун природы до гуны благости. Не поднявшись в гуну благости, человек будет оставаться под влиянием гун невежества и страсти, которые являются причинами демонической жизни.

Глава 17

Разновидности веры

Наши рекомендации